В прокат вышел фильм про Хатико, и мы хотим вам про него рассказать. Нет, мы не сошли с ума, это действительно новая история про самую преданную собаку в мире. Только если в 1987 году вышла японская экранизация одного из трогательнейших сюжетов, «История Хатико» Сэйдзиро Коямы, а в 2008 году появилась уже американская версия «Хатико. Самый верный друг» от известного слёзовыжимателя Лассе Халльстрёма. Теперь настала пора всему миру снова доставать носовые платки, чтобы увидеть «Мой Хатико», но уже китайского производства.
Надеемся, что вам не нужно рассказывать сюжет. Или нужно? «Лес рук»… Окей, если быстро, то главный герой, ворчливый и тихий профессор-урбанист Чень (суперзвезда китайского кино Фэн Сяоган), каждый день ездит на работу на фуникулёре, учит чему-то студентов и изредка выбирается из дома или университета в экспедицию с коллегами, чтобы производить какие-то замеры, связанные с будущими строительными проектами. Его образ не лучше чеховского «человека в футляре»: это затюканный своей женой (ещё одна звезда Джоан Чэнь, Джоси из «Твин Пикса») из-за его неумения давать взятки, расти по службе, играть в маджонг, готовить и так далее.
Один раз экспедиционный автобус едва не переезжает крохотного пушистого щенка. Никто из коллег не хочет брать этого акина-ыну (так написано в синопсисе, но мы не уверены), звучат отговорки в стиле: «У меня жена родилась в год петуха, поэтому ей нельзя иметь домашних животных». Тогда бесхребетный профессор приносит пёселя домой, что является поводом для расстрела от его жены: она боится собак, потому что её в детстве укусил какой-то четвероногий друг, и с тех пор она обходит их стороной за километр. Но как-то дети – да, у них есть молодые дочь и школьник-сын – уговаривают маму оставить собачку на одну ночь, а где ночь – там и две, и так далее.
Сравните китайский фильм и американский. В голливудской картине всё вертится вокруг образцово-показательной семьи. Глава семьи – тоже профессор, но связанный с музыкой, Ричард Гир, и жена, занимающаяся театром. Ещё есть дочь, но это так, для набора. Китайский вариант (режиссёр Сюй Ан) почти полная противоположность – здесь всё не так. Профессор в исполнении Фэна Сяогана всё время попадает в нелепые, почти комические ситуации, но от этого не смешно. Жена – домохозяйка, которая постоянно готовит, а когда дети разъехались – сын стал компьютерным гением и переехал в Пекин, а дочь вышла замуж, – жена продолжила готовить на четверых, и её нелюбовь к собакам хоть и стала стихать, но только не принцип «животное должно есть свою пищу, люди – человеческую». И вообще в китайской версии очень много о еде, всё скворчит, шипит и варится, а главный шокирующий момент просто оставляет европейского зрителя с открытым ртом. Имеется в виду эпизод, когда героиня Джоан Чэнь избавилась от Хатико, продав щенка какому-то «толстяку». И знаете, куда сразу помчался её муж Чень? На мясной рынок! Мы-то думали, что собаки – это исключительно корейский деликатес, а вот оно как получилось.
Нужна ли ещё одна картина о Хатико (так, если вы не видели предыдущие фильмы, ни разу не были в Японии, где верной собачке поставили памятник, и не один, или не читали эту душераздирающую историю, то срочно закрывайте браузер и забудьте про этот абзац, в котором будет рассказана самая страшная тайна, на самом деле всем давно известная!), в которой уже в очередной раз умирает хозяин? Пёс будет ещё около десяти лет ждать фуникулёра, из которого выйдет профессор и погладит умную собаку. Думаем, да, бесспорно, нужна.
И дело не в том, что выросло новое поколение не слышавших историю о Хатико, и не в том, что надо учить школьников (маркировка «Моего Хатико» - «6+») добру, человечности, справедливости и так далее бла-бла-бла… Автор этих строк вообще считает, что кино не может и не должно никого ничему учить, оно должно удивлять. Например, сколько раз можно удивляться тому, как Ричмонд убивает Глостера, сколько режиссёров ставили «Гамлета» и каждый раз это новое открытие, невозможно бесконечно сравнивать несравнимое, так же как ставить рядом памятник собаке и памятник Чижику-Пыжику. Но искать новые способы выражения того или иного чувства, будь то горе, радость, смерть любимого человека и счастье от его нахождения, – это бесценно и всегда удивительно.
У всех трёх фильмов о Хатико есть связующий элемент – это драматург Канэто Синдо, создавший сотни сценариев, снявший примерно столько же фильмов и скончавшийся в 2012 году в возрасте 100 лет. Он написал скрипт к «Истории Хатико» (1987), стал сосценаристом «Хатико. Самый верный друг» (2008), а в фильме 2023 года указан как автор идеи.
Что отличает «Моего Хатико» от других фильмов? Здесь не так давят на слёзные железы. Здесь важны не умиление, не рыдания, здесь важен темпоритм, за что мы знаем и любим китайские драмы. Это похоже на фильмы всё той же Джоан Чэнь, когда она ненадолго поменяла профессию актёра на режиссёра и сама сняла несколько картин, из которых наиболее выделяется «Осень в Нью-Йорке» всё с тем же Ричардом Гиром и Вайноной Райдер. Почти медитативный ритм может сменяться какой-то смешной сценой или деталью, которая добавляет больше смысла происходящему, чем сто страниц диалогов. В «Моём Хатико» это колокольчик, который всё время бросается в глаза на крупностях, но когда его снимает собака, ты понимаешь ценность этого кадра. Здесь же есть и несколько слоёв, которых были лишены предыдущие «Хатико», вроде индустриализации большого города, в которой отчасти виноват урбанист Чень и которая «убила» маленькие скромные дома. Или совсем уж бессовестная манипуляция, но очень яркий образ в виде кучи газет в полуразвалившейся хижине.
Это больше семейная история, не в том отношении, что это семейный фильм, а в том, что это кино про семью, про её разрушение и создание заново. Про никчемного хозяина дома, который обретает внутреннюю крепость только с появлением собаки, которая показывает ему пример, что означает сила. Про то, что маленький домик хранит больше тайн и человеческого достоинства, чем все «человейники» мира.
Есть только два недоумения. Первое – это откуда китаец выбрал японское имя Хатико? «Хати» - это «восемь» по-японски, счастливое число, бесконечность. Соседки, играющие в маджонг, постоянно выкрикивают «восьмёрка-восьмёрка!», но понимания от этого больше не становится. И финал: Хатико уходит – буквально – со своим вечным хозяином на небеса, и это… немного… пошловато. Хотя, с другой стороны, мы все знаем, что All Dogs Go to Heaven, то есть в рай.
В иллюстрации использовано изображение автора Sari (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/
Ведущую литературную премию мира в этом году вручили ирландскому писателю Полу Линчу.
Бывший госсекретарь США и лауреат Нобелевской премии мира умер в возрасте 100 лет.
Интервью с послом Эфиопии в России Чамом Угалой Урятом.
Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.
Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон
По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.
Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.