Кто в плюсе?

ТОРГОВЫЕ ПОШЛИНЫ, ВВЕДЕННЫЕ ДОНАЛЬДОМ ТРАМПОМ, МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ НА РУКУ ТАКИМ ГОСУДАРСТВАМ, КАК БРАЗИЛИЯ, ЕГИПЕТ, ТУРЦИЯ, ИНДИЯ, МАРОККО, КЕНИЯ И СИНГАПУР

После того как президент США Дональд Трамп объявил о введении масштабных импортных пошлин, это стало ударом по международной торговле и вызвало беспокойство среди многих стран – в первую очередь среди ближайших союзников Вашингтона. Однако, несмотря на резкую реакцию рынков, некоторые государства увидели в ситуации шанс укрепить свои позиции в мировой экономике.

Наибольшее давление ощутили на себе такие давние союзники США, как Европейский союз, Япония и Южная Корея. Для них вводятся тарифы от 20 % и выше. В то же время такие страны, как Бразилия, Египет, Турция, Индия, Марокко, Кения и Сингапур, получили шанс использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу.

Существует вероятность, что некоторые государства смогут получить выгоду от введения высоких импортных пошлин в США.webp

Бразилия, к примеру, получила относительно мягкий тариф в 10 %, что позволяет ей избежать сильного удара и даже заработать. Как крупный производитель сельхозпродукции, Бразилия может воспользоваться китайскими ответными мерами против США: Пекин уже пообещал ввести пошлины на американскую сельхозпродукцию. Таким образом, у бразильских экспортеров появляется окно возможностей, чтобы занять долю американцев на китайском рынке.

Похожая ситуация складывается в Египте и Турции. Обе страны имеют торговый дефицит с США, и обе получили относительно низкий тариф, те же 10 %, в отличие от Бангладеш и Вьетнама, для которых пошлины составят 37 % и 46 % соответственно.

По мнению Магди Толбы (Magdy Tolba), председателя египетско-турецкого совместного предприятия T&C Garments, для Египта открывается уникальная возможность усилить позиции на рынке текстиля. Он отметил, что главными конкурентами Египта остаются Китай, Бангладеш и Вьетнам – все они оказались под гораздо более жесткими ограничениями. «Возможность лежит на поверхности, – говорит Толба. – Нужно просто воспользоваться ею».

Турция, несмотря на прошлые удары по металлургическому сектору, теперь может тоже получить выгоду. Министр торговли Омeр Болат (Omer Bolat) назвал действующие тарифы в отношении Турции «лучшими из худших» по сравнению с другими странами, попавшими под раздачу.

Марокко, имеющее соглашение о свободной торговле с США, тоже может оказаться в числе бенефициаров. По словам бывшего правительственного чиновника, страна может привлечь иностранных инвесторов, желающих экспортировать продукцию в США, учитывая относительно низкий уровень тарифа – 10 %.

Однако есть и риски. Например, крупные китайские инвестиции, такие как $6,5 млрд от Gotion High Tech на строительство первого в Африке гигазавода, могут привлечь негативное внимание со стороны американской администрации. Экономист Рашид Аурраз (Rachid Aourraz) из Марокканского института политического анализа (MIPA) отметил, что авиационная и химическая промышленности страны всё ещё могут пострадать из-за косвенного влияния тарифов и угрозы рецессии в США.

Сингапур, несмотря на возможный приток инвестиций от производителей, ищущих диверсификацию, также не спешит радоваться. Основной индекс Straits Times упал на 7,5 % – худшее падение с 2008 года. Экономисты предостерегают: в случае глобальной рецессии выигрыша не будет ни у кого.

«Никакой абсолютной победы здесь нет. Всё относительно», – говорит экономист OCBC Селена Линг (Selena Ling). Экономист Maybank Чуа Хак Бин (Chua Hak Bin) добавляет: «Сингапур не может победить в глобальной торговой войне, учитывая сильную зависимость от внешней торговли».

Индия, несмотря на установленный тариф в 26 %, рассматривает ситуацию как возможность. Внутренний анализ правительства показывает, что страна может укрепить свои позиции на американском рынке в таких секторах, как текстиль, обувь и одежда. Министерство торговли Индии уже заявило, что изучает все открывающиеся в связи с новой торговой политикой США возможности.

Кроме того, в Индии надеются, что часть производства iPhone может быть перенесена из Китая, особенно учитывая разницу в пошлинах. Правда, 26 % всё равно останутся значительным барьером для конкурентоспособности.

В Южной Америке, где экспорт в основном состоит из сырья – меди, зерна и других агропродуктов, – надеются на то, что тарифный кризис в США подтолкнёт к возобновлению замороженных переговоров о торговом соглашении между блоком МЕРКОСУР (MERCOSUR) и Евросоюзом. Если это произойдёт, Бразилия может стать главным бенефициаром.

Кроме того, вспоминается период первого срока Трампа, когда бразильские поставки сои и кукурузы в Китай резко выросли, после того как Пекин ввёл ограничения на американских фермеров. Сценарий может повториться.

Мексика же в этот раз избежала серьёзных потерь благодаря действующему соглашению USMCA, которое заменило NAFTA. Однако аналитик RBC BlueBay Грэм Сток (Graham Stock) отмечает, что мексиканские активы пострадают сильнее других, поскольку экономика страны слишком зависима от США. В конечном счёте, по его словам, тарифная политика Трампа наносит ущерб прежде всего самой американской экономике.

Хотя некоторые страны действительно могут извлечь выгоду от передела глобальных цепочек поставок, большинство экономистов сходятся в одном: если торговая война перерастёт в глобальную рецессию, проиграют все. Даже те, кто временно почувствует преимущество, окажутся под давлением сниженного спроса, неопределённости и сбоев в логистике.


Игорь Черненков, Finversia
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
11.04.2025
Важное

Древние наскальные рисунки, случайно обнаруженные в горном массиве Серра-да-Мантикейра, могут рассказать о быте и передвижении людей, живших более двух тысяч лет назад.

18.04.2025 09:00:00

Определились команды, которые сыграют в ½ Лиги чемпионов.

17.04.2025 17:00:00
Другие Статьи

Цены на золото превысили $3000 за унцию, поскольку инвесторы, опасаясь глобальной экономической нестабильности, переходят на более надежные активы.

За добычу критически важного для современных технологий кобальта Демократической Республике Конго приходится платить высокую цену.

Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.

Доллар продолжает оставаться основной валютой для привлечения займов в большинстве государств мира и играет главную роль в развитии мировой энергетики.