Между Востоком и Западом

РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА ИСТОРИИ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ И БАЛТИИ ИНСТИТУТА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РАН АЛЕКСЕЙ КОМАРОВ – ОБ ИСТОРИИ СОВЕТСКО-НОРВЕЖСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В очередном выпуске «Альманаха "За рубежом"» руководитель Центра истории Северной Европы и Балтии Института всеобщей истории РАН Алексей Комаров расскажет о тонкостях норвежской дипломатии.

Норвегия – страна с уникальной дипломатической судьбой. Свою независимость от Швеции она обрела в 1905 году, хотя конституция была принята еще в 1814-м. Первым, кто признал суверенитет молодой страны, стала Российская империя.

Если во время Первой мировой войны молодому норвежскому государству и удалось сохранить нейтралитет, то уже во время Второй мировой страна оказывалась втянутой в глобальные события. В 1940 году Норвегия стала жертвой нацистской агрессии. Эмигрировавшее правительство присоединилось к антигитлеровской коалиции и наладило активные контакты с СССР. Особую роль в установлении советско-норвежских отношений сыграла дипломат Александра Коллонтай.

Освобождение севера страны Красной армией в 1944 году укрепило симпатии к СССР, но после войны курс Норвегии изменился. Попытки остаться буфером между блоками завершились вступлением в НАТО в 1949 году. 

Периоды сближения и охлаждения сопровождали советско-норвежские отношения в течение всего холодного периода – от визитов Коллонтай и Хрущева до подписания Хельсинкского акта в 1975 году. Норвегия всегда строила свою политику сдержанности, уверенно балансируя между Востоком и Западом.


Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
19.06.2025
Важное

Криштиану Роналду объявил, что ЧМ‑2026 станет последним в его карьере.

13.11.2025 13:00:00

Чили объявила пингвинов Гумбольдта исчезающим видом. Биологи требуют ограничить вылов рыбы, чтобы спасти колонии от голода и болезней.

13.11.2025 09:00:00
Другие Статьи

На Каннском фестивале состоялась премьера фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна» — легкой и ностальгической истории о том, как группа молодых французских кинокритиков в конце 1950-х изменила язык мирового кино.

Почему Австралии не удаётся с помощью миграционной программы обеспечить приток квалифицированных специалистов?

Протекционистская политика Дональда Трампа пока не принесла ожидаемых результатов. Тарифы нарушили логистические цепочки, а экономический рост в большинстве штатов замедлился или вовсе перешел в спад.

Бывший генсек ШОС Рашид Алимов — о стратегии по урегулированию ситуации в Афганистане, который после почти полувековой гражданской войны по-прежнему остается зоной нестабильности.