Токийский подход — это баланс между продуманностью деталей и принятием непредсказуемости природы. Японцы всегда живут с осознанием, что она может внезапно разрушить их дома. Это влияет на все — от планирования улиц до выбора строительных материалов. Главная задача архитекторов и строителей — проектировать здания, которые смогут выстоять перед стихией, а если даже и разрушатся, то таким образом, чтобы ущерб и количество пострадавших были минимальны. Например, в Токио не принято скрывать электрические провода под землей, как это делают в других странах. Они остаются на виду и легкодоступны, чтобы их можно было быстро отремонтировать в случае катастрофы.
Подход к архитектуре и городскому планированию отражает и другие ключевые особенности японской культуры — внимание к деталям, следование правилам и стремление к функциональности. В городе каждая деталь кажется продуманной до миллиметра. Один из ярких примеров — плитка на фасадах зданий. В Токио часто можно увидеть плитку, где каждая деталь точно подогнана по размерам (например, 7 × 7 см) и идеально выровнена от края до края, без каких-либо подрезок или отклонений.
Несмотря на это, внешний облик Токио может показаться хаотичным. В отличие от многих западных городов, где принят единый городской стиль или дизайн-код, Токио славится своей эклектичностью. Дома, фасады и улицы города редко повторяются — каждый район, здание и даже квартал могут выглядеть совершенно по-разному. И это не про отсутствие единого дизайн-кода, а опять же про функциональность: архитектура должна отвечать суровым требованиям к сейсмоустойчивости.
В Токио 2050 года движение станет удобным и экологичным: электромобили и водородный транспорт заменят бензиновые авто, автономные такси и автобусы избавят горожан от зависимости от личных машин. Велосипедные дорожки и пешеходные зоны расширят, а вдоль дорог появятся зеленые коридоры — можно будет легко обойти город без пробок и наслаждаться свежим воздухом. Умные системы управления движением сами будут распределять потоки, чтобы разгружать ключевые участки, а новые транспортные хабы объединят в себе станции для поездов, автобусов и парковки для велосипедов, превращая пересадки в удобный процесс. Стратегия Токио создает город, где густонаселенность и нехватка пространства больше не помеха для комфортной жизни.
Почему эти планы не кажутся фантастикой? Токио 2024 года — самая густонаселенная агломерация в мире, в большом Токио проживают 37,7 млн человек. Несмотря на это, в городе уже сейчас почти нет пробок: в любую точку можно доехать в среднем за 20–30 минут на такси, а развитая система ж/д транспорта и монорельсы, пронзающие застройку, довезут куда угодно и почти когда угодно.
ЧТО ТОКИО ДЕЛАЕТ УЖЕ СЕЙЧАС?
1. Кольцевые дороги
Кольцевые дороги помогают автомобилистам объезжать загруженные центральные районы. Инфраструктура кольцевых дорог Токио, например Shuto Expressway, тщательно продумана для разделения транспортных потоков. Здесь выделены отдельные полосы для автобусов и такси — это позволяет общественному транспорту перемещаться без задержек в условиях плотного трафика. Для велосипедистов созданы безопасные зоны с ограждениями, особенно в районах вокруг кольцевых дорог, таких как C2 Loop. Пешеходные переходы организованы на подземных уровнях и в виде надземных мостов, как, например, вокруг станции Сибуя и Синдзюку. Пешеходы тут могут безопасно пересекать дороги, не нарушая поток транспорта и минимизируя заторы.
2. Парковка на улице
Парковка на улице запрещена на более чем 95% японских улиц, а ночная парковка на улицах незаконна по всей стране. Токийское столичное правительство также управляет парковочными комплексами, чтобы предотвратить уличную парковку. Для получения разрешения на покупку автомобиля необходимо доказать, что у вас есть место для его хранения. Это ограничивает количество автомобилей на дорогах.
3. Особенности улиц
Многие улицы в жилых районах Токио слишком узкие для большого количества автомобилей. Вдобавок в Японии популярны компактные и малогабаритные автомобили (кей-кары), которые занимают меньше места и потребляют меньше топлива. Водители в Японии строго соблюдают правила дорожного движения, что снижает количество аварий и замедление движения. Также в Токио популярны альтернативные способы передвижения — велосипеды и ходьба. Многие жители не имеют автомобиля или водительских прав.
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ 2050?
1. Умные города и транспортные технологии
В рамках стратегии-2050 Токио планирует активно развивать умные транспортные системы. Это включает использование искусственного интеллекта и систем мониторинга для управления потоками транспорта в реальном времени, предотвращения заторов и оптимизации работы светофоров.
3. Расширение сети общественного транспорта
Токио планирует еще больше улучшить и расширить свою систему общественного транспорта, внедряя новые линии метро и поезда, работающие на возобновляемых источниках энергии. Это поможет сократить потребность в личных автомобилях.
4. Поддержка экотранспорта
Стратегия-2050 включает активное стимулирование использования велосипедов и электроскутеров. Для этого создаются велодорожки и другие безопасные маршруты для экологически чистого транспорта.
5. Развитие концепции «компактный город»
В планах — усилить тенденцию к уплотнению городов, где жилые районы, рабочие места и коммерческие зоны будут расположены ближе друг к другу. Это позволит жителям передвигаться пешком или на общественном транспорте без необходимости ежедневно пользоваться автомобилем.
Вам хочется оказаться в Токио 2050-го? Мне очень.
Ученые обнаружили, что кофейные отходы повышают прочность бетонных блоков и могут использоваться вместо песка.
Сразу после вступления в должность президент Дональд Трамп подписал несколько важных указов, которые окажут значительное влияние на весь мир.
Нефтяные гиганты сворачивают зеленые проекты и возвращаются к традиционным источникам энергии.
В этом году Новая Зеландия столкнется с серьезными политическими вызовами.
К 2030 году рынок труда потребует от многих смены квалификации, ведь профессий, позволяющих достойно зарабатывать, останется не так уж много.
Рецензия на новый фильм Кристиана Гьюдгэста «Охота на воров 2: Пантера».
Кенийский стартап-город призван совершить революцию в урбанизации Африки.