Литийионный круговорот

ИНДУСТРИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ЛИТИЕВЫХ БАТАРЕЙ В КОЛУМБИИ СТАЛКИВАЕТСЯ С ТРУДНОСТЯМИ ИЗ-ЗА РЕЗКОГО РОСТА ПРОДАЖ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

В течение трех лет Хуан Вега ездил на своем электрическом мотоцикле по Картахене, городу на Карибском побережье Колумбии. Мужчина стал одним из тех тысяч мотоциклистов, кто перешел на экологически чистый транспорт. Однако, когда в прошлом году ему потребовалось заменить литиевую батарею, он столкнулся с неожиданной проблемой: безопасно утилизировать старый аккумулятор оказалось практически невозможно.

«Я обратился к продавцам мотоцикла, но они сказали мне, что не занимаются утилизацией батарей», – рассказал изданию Rest of World 41-летний Вега. Он также попытался сдать аккумулятор в автомастерскую поблизости, но и там отказались его принять, сказав, что у них нет возможности доставить его на перерабатывающее предприятие.

Переработка аккумуляторов в Колумбии

В 2023-м в Колумбии было продано более 9000 электромобилей, что на 150 % больше, чем в предыдущем году. В итоге за последние годы в регионе появилось как минимум пять компаний, специализирующихся на переработке аккумуляторных батарей. Именно эти предприятия возглавили развивающуюся в Латинской Америке индустрию, направленную на сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу и снижение его негативного воздействия на окружающую среду. Благодаря одним из самых строгих требований по утилизации электронных отходов в регионе колумбийские стартапы сейчас перерабатывают тысячи тонн аккумуляторов в год, включая батареи от электромобилей, количество которых растет с каждым годом. Несмотря на некоторые успехи, стартапы сталкиваются с двумя серьезными проблемами: во-первых, достаточно эффективно восстанавливать аккумуляторы не получается, а во-вторых, окончательно умершие сложно и небезопасно транспортировать.

В стране разработаны системы сбора и утилизации аккумуляторов, но, как отметил представитель Министерства окружающей среды и устойчивого развития Колумбии в интервью Rest of World, «инфраструктуры для диагностики и повторного использования аккумуляторов всё ещё недостаточно».


Согласно данным Латиноамериканской энергетической организации, межправительственного органа, пропагандирующего ответственное использование энергии, к первой половине 2024 года в Латинской Америке и Карибском бассейне находилось в обращении почти 250 000 электромобилей – в 14 раз больше, чем четыре года назад. Чтобы справиться с отходами, возникающими из-за роста продаж электромобилей, по всему региону начали появляться компании по переработке аккумуляторов. Поскольку спрос на эти услуги растет, некоторые из компаний работают уже и за рубежом.

Компания Fortech из Коста-Рики планирует построить завод на севере Мексики, который будет способен перерабатывать 10 000 тонн аккумуляторов для электромобилей в год, создавая при этом из них новые продукты. «Из одного аккумулятора электромобиля можно сделать десять аккумуляторов для гольф-каров, 20 аккумуляторов для скутеров или пять батарей для хранения солнечной энергии», – пояснил руководитель проекта Fortech Франсиско Перейра.

Созданием новых литиевых батарей из старых занимается и колумбийская компания BATx, базирующаяся в Медельине. «В связи с быстрым развитием рынка как электромобилей, так и возобновляемых источников энергии вырос и спрос на повторное использование материалов и хранение энергии», – отметил Пабло Кастелланос, который основал эту компанию 4 года назад.

В прошлом году компания BATx, по словам Кастельяноса, переработала от 80 до 90 % электрических отходов. Например, из 20 аккумуляторов от электромобилей она изготовила примерно 200 блоков для хранения солнечной энергии и батарей для лёгких транспортных средств, таких как самокаты и электровелосипеды. Согласно данным Volta Foundation (сеть аккумуляторных компаний из Сан-Франциско), использование переработанных материалов в производстве новых аккумуляторов может снизить затраты на 40 % и сократить выбросы на 50 %.

Еще одна колумбийская компания, Altero, основанная в Медельине в 2022 году, утверждает, что она разработала безотходный метод утилизации литийионных аккумуляторов. В прошлом году Altero переработала 150 тонн электронных отходов, 5 % из которых – аккумуляторы для электромобилей. «Мы ожидаем, что этот показатель значительно вырастет», – рассказала основатель компании Андреа Альзате.

Согласно национальному энергетическому плану Колумбии, к 2035 году страна должна полностью перейти на электрический транспорт. Кроме того, начиная с 2040 года в столице страны, Боготе, будут разрешены только те машины, которые имеют нулевой уровень выбросов.


Компания Altero в процессе переработки аккумуляторов выделяет из них ценные материалы, такие как медь, алюминий и так называемую чёрную массу (смесь графита и металлов, содержащихся в батареях, включая литий, никель и кобальт. – Прим. ред.). Этот процесс происходит в специальном контейнере с контролируемой атмосферой, чтобы обеспечить максимальную безопасность и эффективность. Затем Altero экспортирует чёрную массу – ключевой компонент для производства новых аккумуляторов – в страны с более развитой инфраструктурой (США, Канада, Германия и Китай), где её можно разделить на отдельные металлы и использовать повторно.

Однако все не так просто. Согласно отчёту Межамериканского банка развития, в 2024 году в Колумбии собрали лишь 0,5 % промышленных аккумуляторов и аккумуляторов для электромобилей, однако к 2033 году этот показатель ожидается на уровне 23 %.

Несмотря на правительственные инициативы, призванные мотивировать потребителей сдавать электронные отходы в специальные контейнеры в супермаркетах и торговых центрах, уровень извлечения литийионных аккумуляторов из компьютеров и мобильных телефонов остаётся ниже 12 % и, по данным Национальной промышленной ассоциации (ANDI), снижается в последние годы.

По словам представителя Министерства окружающей среды, одним из решений может стать привлечение неформальных микропереработчиков – жителей бедных районов, работающих небольшими группами, – к безопасному сбору и транспортировке батареек на перерабатывающие предприятия. «Мы должны сделать так, чтобы этот процесс осуществлялся безопасно, без рисков для здоровья людей и окружающей среды. Важно также и то, чтобы труд этих работников был справедливо вознагражден», – отметил пресс-секретарь.

Кроме того, существует проблема доставки аккумуляторов на заводы. Несмотря на то что компания Altero может перерабатывать до 1000 тонн литийионных аккумуляторов в год, в прошлом году она переработала всего 150 тонн. Причина в том, что мало компаний берётся за перевозку вышедших из строя аккумуляторов, особенно от скутеров и мотоциклов, поскольку при неправильном обращении они могут загореться.


«Транспортировка таких отходов является довольно сложным процессом. Она требует дополнительных разрешений и специальной инфраструктуры для обращения с опасными материалами», – пояснил директор по производству и устойчивому потреблению в ANDI Рубен Голдштайн. Сейчас правительство разрабатывает новые правила для безопасного обращения и транспортировки таких аккумуляторов.

В таких городах, как Картахена, авторемонтные мастерские часто отказываются принимать аккумуляторы. Это связано с тем, что компании, занимающиеся утилизацией батарей, устанавливают минимальные требования к весу одной партии – обычно около 80 килограммов. А так как аккумуляторы для электромотоциклов небольшие, мастерские не хотят или не могут хранить их на складе до тех пор, пока не накопят нужное количество.

В 2022 году Колумбия дополнила свою программу по переработке электронных отходов пунктом, согласно которому производители несут ответственность за весь жизненный цикл аккумуляторов. Компания Auteco Blue, производитель электрических мотоциклов и импортер электромобилей из Китая, решила собирать использованные аккумулятор, чтобы ремонтировать их или перерабатывать в новые накопителей энергии, сообщил технический директор компании Фелипе Веласкес.

«Мы диагностируем батареи, чтобы продлить срок их службы, а если это невозможно, повторно используем их в качестве фотоэлектрических накопителей энергии. В крайнем случае мы разбираем их на компоненты для альтернативного применения», – пояснил он.

По словам Голдштайна, часть аккумуляторов тайно вывозится из Колумбии «в страны с более развитыми мощностями по их переработке». Эта практика противоречит Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (международный договор 1989 года, регулирующий порядок международной перевозки и утилизации опасных отходов. – Прим. ред.), подписанной Колумбией. Эксперты считают, что контрабанда аккумуляторов препятствует развитию колумбийских предприятий по переработке.


Между тем некоторые жители Колумбии, такие как Вега, предпочитают не сдавать свои старые аккумуляторы на переработку, а надеются вернуть их к жизни. «Я просто храню батарею дома и ищу кого-то, кто сможет ее починить», – сказал он.
Rest of World
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
11.03.2025
Важное

Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.

28.03.2025 09:00:00

Что принесли очередные отборочные туры на чемпионат мира - 2026?

27.03.2025 17:00:00
Другие Статьи

Онлайн-выставка «Двери, ключи, пороги, лестницы, коридоры...» раскрывает глубинные значения этих древних архетипов.

Дебютный проект студии Майка Лейдлоу Yellow Brick Games Eternal Strands не может похвастаться интересным геймплеем.

Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.

Код Фриппа: как один человек изменил язык рок-музыки.