Тающая культура

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗРУШАЮТ УКЛАД ЖИЗНИ ВЫСОКОГОРНЫХ ОБЩИН



«Мой дед говорил, что заснеженные вершины рядом с нашим домом скоро исчезнут. Я был уверен, что он преувеличивает, и не верил ему… Как он мог узнать, что однажды снегопады прекратятся? Даже сегодня для меня это остается загадкой». Воспоминание об этом пророчестве, принадлежащее молодому человеку из коренного боливийского народа аймара, записал социолог Уилсон Пома, также из народа аймара, в рамках своего исследования «Исчезают льды, исчезают культуры?» (англ. Vanishing Ice, Vanishing Cultures?), которое он проводил в 2022 году в долине Миллуни недалеко от ледника Чакальтая.

Ледник на горном хребте Чакальтая, где когда-то располагался самый высокогорный в мире горнолыжный курорт с подъемниками, растаял в 2009 году, на шесть лет раньше, чем прогнозировали ученые, и лишь заброшенная лыжная база, возвышающаяся на скалистой вершине, словно останки выброшенного на берег корабля, напоминает о его существовании. Изменения, происходящие с их окружающей средой, серьезно беспокоят местных коренных жителей.

Климатические изменения разрушают уклад жизни высокогорных общин..webp

В этом нет ничего удивительного. Согласно докладу, опубликованному экспертами Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам (МПБЭУ) в 2019 году, значительная доля биоразнообразия сосредоточена на землях, находящихся во владении, распоряжении или пользовании местного и коренного населения. И если мы хотим сохранить культуру и традиционный образ жизни коренных народов, крайне важно обеспечить сохранность природных ландшафтов, от которых эти культуры неотделимы.


ЧУВСТВО УТРАТЫ

Отступление ледников существенно влияет на культурную и духовную жизнь населения высокогорных районов, меняя их представления о себе и своем месте в окружающей среде. На фоне необратимых изменений, происходящих с их исконными землями, местными общинами овладевает чувство утраты и вины, а традиционные пророчества нередко связывают исчезновение ледников с наступлением всеобщей катастрофы. 

Горные пики Перуанских Анд из белых все больше становятся бурыми. Гора Аусангате, самая высокая вершина хребта Кордильера-де-Вильканота, почитается у местных народов как могущественное божество Апу, дух гор и покровитель флоры и фауны этого региона. В культуре кечуа Аусангате считается священной горой, тесно связанной с Матерью-Землей Пачамамой.


С беспокойством наблюдая, как ледник Аусангате уменьшается в размерах, местные общины кечуа внесли изменения в свой ежегодный обряд, известный как паломничество в храм Повелителя искрящегося снега Койюр Рити (исп. El Señor de Qoyllurit'i). Раньше духовные вожди, выступающие посредниками между людьми и духами гор, вырезали из ледника большие куски льда и спускали их в долину, так как местные верят, что целительный эликсир Апу укрепляет жизненные силы и повышает плодородность почвы.

Теперь же ледник Аусангате бережно охраняется, повреждать его и откалывать от него куски запрещено, а талой водой разрешается наполнять лишь небольшие бутылки. Забота о ландшафте и о божестве гор проявляется и в том, что в ходе молитвенного ритуала местные жители стали ставить у ледника свечи меньшего размера. Согласно пророчеству кечуа, исчезновение ледника знаменует собой начало новой эпохи.


БОЖЕСТВА ГОР

Почтительное отношение к божествам гор наблюдается и в других частях света. Так, в Бутане запрещено заниматься альпинизмом, чтобы не тревожить духов, которые, как считается, обитают на заснеженных вершинах восточной части Гималаев в Непале и Бутане. Таким образом, нравственные нормы и уважение к божествам-покровителям в этом регионе тесно связаны с заботой о состоянии окружающей среды.

В Непале до прихода туда европейских альпинистов в начале XX века местные обычаи и религия запрещали людям подниматься на вершины Гималаев. Однако, сопровождая альпинистов в горах, местные жители могут за несколько недель заработать больше, чем за целый год сельскохозяйственных работ, что побуждает их участвовать в экспедициях.

Представители народности шерпа, в основном проживающие в Национальном парке Сагарматха — месте расположения высочайшей на Земле горы Сагарматха, называемой Джомолунгма на языке шерпов и в Тибете и Эверест в других странах, — хорошо приспособлены к тяжелым условиям высокогорья, что делает их превосходными горными проводниками. При этом они верят, что для того, чтобы поход на вершину был безопасным, до восхождения необходимо совершить молитву и приношения горным божествам.


В результате повышения температур альпинистские экспедиции становятся труднее и опаснее, так как подтаявший лед может обломиться или сместиться, вызвав камнепад или сход ледяной лавины. Шерпы убеждены, что стихийные бедствия в горах, как, например, трагедия на Джомолунгме в 2014 году, унесшая жизни 16 местных проводников, являются следствием неуважительного и непристойного поведения многих альпинистов, такого как драки, оставление после себя своих испражнений и изношенного снаряжения и нарушение тишины вертолетным гулом.


СВЯЩЕННЫЙ ЛЕДНИК

В Китае, на северо-западе провинции Юньнань, жители общин, расположенных близ вершины Кавагэбо, священной горы и высшей точки хребта Мэйлисюэшань (дословно «Снежные горы Мэйли»), запрещают подниматься на священные льды ледника Минъюн, чтобы не навлечь на себя гнев горных божеств, и просят ученых вести наблюдения дистанционно посредством фотосъемки. Местное население убеждено, что гибели ледника ни в коем случае нельзя допускать, потому что его существование неразрывно связано с существованием местного сообщества.

Таяние и исчезновение ледников позволяет увидеть, что есть общества, которые не остаются безучастными к этой утрате, которые признают свою ответственность и приспосабливают свой образ жизни и ритуальные практики к новой реальности. Ценности, лежащие в основе быта коренных, традиционных и местных общин, выходят за рамки производительности, материализма и рентабельности. Жители высокогорных районов заботятся о своей биофизической среде и признают необходимость ответственного отношения и гармоничного взаимодействия с живым ландшафтом, понимая, что он является важным фактором поддержания их благополучия и сохранения их средств к существованию. Со стороны остальной части света было бы разумно последовать их примеру.


ТРОПИЧЕСКИЕ ЛЕДНИКИ

Тропические ледники, которые имеются в 11 странах Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, тают с тревожной скоростью. По прогнозам, к 2050 году площадь этих ледяных гигантов, стоящих на передовой изменения климата, сократится примерно на 90 % по сравнению с концом XIX века, а многие из них полностью исчезнут. Данный процесс губителен для местных экосистем, но не только: он лишает коренное население этих мест важной части их духовного мира и культурного наследия.

Книга The Voices of Glaciers: Stories of Grief and Hope Among Fading Glaciers in the Tropics («Голоса ледников: истории скорби и надежды перед лицом исчезновения тропических ледников»), опубликованная ЮНЕСКО и издательством IRD Éditions в 2025 году, рассказывает о климатическом кризисе через призму жизни отдельных людей, таких как последний собиратель льда в Эквадорских Андах, пытающийся сохранить вымирающую традицию.

В книге также представлен ряд инициатив по сохранению ледников и памяти о них. В их числе — открытие нового альпинистского маршрута на пике Маргерита, третьей по высоте вершине в Африке, ныне лишившейся своего ледника, и сочинение музыкального произведения, в котором сложные научные знания перекладываются на язык эмоций.

Книга «Голоса ледников», родившаяся на стыке гляциологии, антропологии и изобразительного искусства, исследует вызываемые таянием ледников эмоции и их роль в качестве катализатора действий. Услышит ли сердце, когда разум остается глух к цифрам? Эта книга дает повод для надежды.


Элизабет Эллисон, «Курьер ЮНЕСКО»
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
15.05.2025
Важное

Сегодня в Гатчине (РФ) открывается 31-й Международный кинофестиваль «Литература и кино».

17.06.2025 09:00:00

Французские компании выбирают Парагвай для переноса производства из-за действующего в стране специального режима для иностранных фирм.

16.06.2025 13:00:00
Другие Статьи

Как книжный магазин стал культурным центром Кейптауна (ЮАР).

Страны с мусульманским большинством становятся всё более заметными игроками в расширяющемся альянсе БРИКС+.

Китай успешно возвращает учёных из-за рубежа с помощью программы «Тысяча талантов», предлагая большие гранты и условия для исследований. Эта стратегия помогла резко сократить «утечку мозгов» и превратить КНР в глобальный научный центр.

Бахрейн, страна - гость ПМЭФ-2025 и пионер исламского банкинга, предлагает доступ к капиталу Ближнего Востока посредством механизма сукук – шариатских облигаций, где инвесторы получают не проценты, а долю в реальных активах.