Использование водорода в качестве безуглеродного топлива становится все более популярной темой. От пустынь Австралии и Намибии и до продуваемых ветрами проливов Патагонии – по всему миру компании и правительства планируют построить почти 1600 заводов по его производству. Используя солнечную или ветроэнергетику, газ можно получать путем выделения нужной молекулы из состава воды. Существует только одна проблема: у подавляющего большинства этих проектов нет ни одного клиента, готового покупать такое топливо, рассказывает Bloomberg.
Условия соглашений о продаже топлива, которые заключили немногие компании, таковы, что ни к чему не обязывают покупателя – он спокойно может отказаться от сделки. В результате многие из проектов, которые сейчас с помпой рекламируются странами, претендующими на звание «Саудовской Аравии водорода», скорее всего, никогда не будут реализованы. По данным исследовательской службы BloombergNEF, только 12 % водородных станций, считающихся низкоуглеродными, имеют клиентов, заключивших соглашения на использование топлива.
«Ни один здравомыслящий разработчик проекта не начнет производить водород, не имея на него покупателя, и ни один здравомыслящий банкир не станет выдавать кредиты разработчику проекта без достаточной уверенности в том, что кто-то купит этот водород», — говорит аналитик BNEF Мартин Тенглер.
Можно легко понять, почему сторонники использования водорода в качестве безуглеродного топлива уверены в его перспективах. Эта молекула необходима миру для достижения нулевых выбросов углерода (нулевые выбросы описывают состояние, при котором выбросы парниковых газов в результате деятельности человека и абсорбция этих газов находятся в равновесии в течение определенного периода – прим. ред.) в борьбе с изменением климата. При сгорании в турбине или прохождении через топливный элемент водород генерирует энергию, не выбрасывая в воздух парниковые газы. Сегодня почти весь водород вырабатывается из природного газа, но при его производстве из воды и с использованием возобновляемых источников энергии углерод вообще не выделяется.
Но это непростой переход. Большинству предприятий, которые могли бы работать на водороде, для его использования потребуется внедрение нового дорогостоящего оборудования, на что они идут неохотно. По данным BNEF, водород, полученный с использованием экологически чистой энергии, стоит в четыре раза дороже, чем водород, полученный из природного газа. Помимо строительства заводов по его производству нужно создать инфраструктуру для поставок водорода и проложить трубопроводы для его транспортировки. При этом спроса на водород может не быть в течение долгого периода времени.
«Реализация этого проекта ничем не отличается от реализации любых других в области развития энергетики. Газопроводы не строились без расчета на их использование потребителями», - говорит Лаура Люс, исполнительный директор компании Hy Stor Energy. Ее компания заключила эксклюзивное соглашение о намерениях поставлять водород на металлургический комбинат, который шведская компания SSAB SA планирует построить в Миссисипи (США).
Страны, имеющие возможности для получения большого количества возобновляемой энергии, такие как Чили с её ветроэнергетикой, Австралия и Египет, где есть избыток солнечной энергии, объявили о грандиозных планах по производству топлива, которое в основном пойдет на экспорт. В Китае, по данным BNEF, будет построено более 360 таких заводов.
Энди Марш, генеральный директор Plug Power Inc., говорит, что его компания ведет инженерные работы по европейским проектам, которые в совокупности позволят использовать около 4,5 гигаватта возобновляемой энергии для производства водорода. «Если половина из этих проектов будет реализована, мы будем счастливы. Даже если будет реализована четверть – мы все равно будем счастливы», - говорит он.
В США представители промышленной отрасли и администрации Байдена продолжают спорить по поводу требований, которые будут определять порядок получения налоговых льгот на производство водорода в соответствии с федеральным законодательством. Между тем для проектов, рассчитанных на экспорт топлива, существуют дополнительные трудности. В отличие от транспортировки природного газа или нефти, глобальной системы транспортировки водорода пока не существует. Для этого необходимо предусмотреть его охлаждение до сверхнизких температур, либо сжатие под высоким давлением. Или же преобразование в другую, более удобную для перевозки форму, такую как, например, аммиак, где водород соединяется с азотом.
Вернер Пониквар, генеральный директор компании Thyssenkrupp Nucera AG, производящей водородное оборудование, считает прокладку трубопроводов хорошим вариантом, но многие потенциальные экспортеры топлива не смогут переправить его таким способом возможным клиентам. «Если вам придется пересекать океан, это будет сложнее», - говорит он. Многие ожидают, что менее перспективные проекты будут потихоньку отсеиваться. Некоторые из них уже отложены.
По словам Пониквара, вероятнее всего, преуспеют те, кто будет использовать «всю экосистему», размещая завод по производству водорода рядом с экологически чистым источником энергии и недалеко от потребителя, готового покупать топливо. Его компания, например, поставляет оборудование для завода по производству водорода на севере Швеции. Этот завод, в свою очередь, будет обеспечивать электроэнергией металлургический комбинат шведской компании H2 Green Steel, которая выделила 6,5 млрд евро (6,9 млрд долларов) на финансирование проекта. А транснациональный автомобилестроительный концерн Mercedes-Benz Group AG согласился закупать 50 000 тонн стали в год. «Что касается реализации экологически чистой стали, то существует рынок, который заинтересован в ее покупке и готов платить за нее больше», - уверен Пониквар.
Компания Hy Stor Energy пошла по аналогичному пути, разработав проект, который будет реализован в Миссисипи территориально недалеко от заказчика - сталелитейной компании SSAB. Он предусматривает использование ветровой и геотермальной энергии для производства водорода, который будет храниться в подземном соляном куполе. Люс говорит, что другие клиенты также уже заинтересовались проектом. Хотя строительство еще не началось, она надеется, что завод будет построен к 2027 году. «Мы не создавали сначала проект, а затем пытались убедить людей в его целесообразности. Мы создавали проект, ориентируясь на потребности клиента. Я всегда считала, что проекты, ориентированные на клиента, найдут способ реализации», - говорит Люс.
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: использованы изображения Sebastiaan van Veen и freepik
Филиппины объявили чрезвычайное положение в области продовольственной безопасности, чтобы снизить стоимость риса.
Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.
Литература, кинематограф и театр - как произведения писателя завоевывали мировую публику.
Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.
Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.
Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.