Куда подевались подростковые антиутопии?

Куда подевались подростковые антиутопии?

В нынешнем году исполняется 10 лет «Голодным играм: И вспыхнет пламя» - это высший пик подростковых антиутопий. Ни до, ни после жанр не был настолько востребован на мировом рынке: при бюджете $130 млн фильм собрал $865 млн в мировом прокате, и это - в не самый удачный период с точки зрения бокс-офиса. Были в тот год и «Холодное сердце», и «Железный человек 3» и даже «Гадкий я 2», но такого успеха у подростковой антиутопии больше не было и вряд ли будет, несмотря на все усилия голливудских кинематографистов. Стоит ли рассматривать этот кинематографический подвид в будущем – в нашем специальном (и немного ностальгическом) расследовании.


И что делают люди, вынужденные сидеть круглые сутки дома? Да, попадают под телевизионный каток, щёлкают пультом (кажется, первым, кто использовал слово «заппинг» в русской литературе, был Виктор Пелевин). Вот и я не так давно оказался в ситуации «Двое в комнате: Я и Телик». И был страшно удивлён тем, что по двум каналам в одно и то же время показывали кино «Бегущий в лабиринте». Почему удивился? Потому что это не самый выдающийся фильм в жанре подростковая антиутопия с не самыми популярными актёрами. Да и автор «Бегущего…» Уэс Болл (не путайте с Уве Боллом, не навлекайте на себя гнев богов) – хоть и нормальный режиссёр (плохому постановщику не доверят грядущий перезапуск «Планеты обезьян»), но всё же не Фрэнсис Лоуренс, снявший четыре части «Голодных игр». В этом и была причина моего удивления: не самый лучший фильм транслируют днём летом, когда размыты рамки понятия прайм-тайм, а там, где сейчас мог бы быть тот самый прайм, предпочитают показывать орущих друг на друга людей.

 

Неизвестно, кто первый придумал понятие «подростковая антиутопия». Примерно понятно, кто придумал антиутопию, и уж совершенно точно (по крайней мере, нас так учили на филфаках) впервые утопией назвал идеальное островное государство Томас Мор. Можно даже представить себе, что первое литературное произведение, в котором дети оказывались сами по себе и начинали распоряжаться чужими судьбами, написал Уильям Голдинг. Или почему бы не вспомнить Сергея Михалкова с «Праздником непослушания»? Впрочем, мы зашли так далеко, что оттуда не выбраться. Но. Главное – фильмы про подростков, оказавшихся в антиутопических ситуациях, снимались и снимаются по книгам. И это не всегда детская литература. Разве можно считать таковой беллетристику для тинэйджеров, если в ней дети убивают друг друга?

 

Строго говоря, сюжет Сьюзан Коллинз – вообще не детский, если брать всю трилогию вместе (приквел «Баллада о змеях и певчих птицах» не считается). О какой детской литературе может идти речь, когда правящий тиран в тоталитарном государстве регулярно устраивает себе на потеху игрища не на жизнь, а на смерть? Правила просты: игрокам, преимущественно подросткового возраста, надо выжить. Для того, чтобы мотивировать участников реалити (да, это особенно важно: игры показывают в прямом эфире), им подбрасывают не только оружие, но и всякие ништячки в виде, казалось бы, ничего из себя не представляющих предметов, но в специальные моменты оказывающихся незаменимыми для того, чтобы выжить.

 

Еще один аргумент не в пользу детства: у государства, в котором происходит действие, есть более подходящая для взрослых антиутопий централизация (страна поделена на дистрикты: от самого богатого, где живёт президент Сноу, до самого нищего, где живёт главная героиня Китнисс Эвердин). И как это читать? И как это смотреть? И какой рейтинг такому фильму присваивать?

 

К участию в фильме пригласили высококлассных актёров. Не все из них к 2012 году, когда вышла на пробу первая часть под руководством режиссёра Гэри Росса, были популярны. Но когда «Голодные игры» обзавелись сиквелом «И вспыхнет пламя», то и Дженнифер Лоуренс, и Джош Хатчерсон, и Элизабет Бэнкс, и другие не всем известные актёры вошли в новую часть в статусе мегазвёзд с новыми гонорарами. Что уж говорить о таких грандах, как Вуди Харрельсон, Филип Сеймур Хоффман, Стэнли Туччи и удачно зашедший Ленни Кравитц. И, разумеется, Дональд Сазерленд в роли Сноу.

 

Это был бы триумф, если бы не диснеевский хит «Холодное сердце». Но ещё раз обращаю ваше внимание на то, что почти все (или точно все?) подростковые кинематографические антиутопии имеют под собой базу в виде романов. А читать тинейджеры не очень любят. Начальным двум сериям «Голодных игр» повезло: первую часть посмотрели фанаты книг и рассказали друзьям. На вторую часть, снятую более крепкой рукой Фрэнсиса Лоуренса (он начинал как клипмейкер, что важно для сконцентрированной жёсткой и хлёсткой истории, да и если посмотреть на фильмографию Лоуренса, состоящую из «Я – легенды», «Константина» и «Воды слонам!», всё становится понятно), уже повалили толпами.

 

Что было дальше? Дальше началась обычная человеческая алчность. После того, как голливудские финансисты разделили последние «Сумерки. Рассвет» на две части (та же участь ожидала «Гарри Поттера и Дары Смерти»), публика поняла, за кого её держат. И вот тогда последняя часть «Голодных игр» - располовиненная «Сойка-пересмешница» - не вызвала особых зрительских успехов. Хотя, если говорить о качестве, то «Сойку» превознесли критики. Ещё бы! Там появился 13-й дистрикт с президентом Джулианной Мур, а смерть Филипа Сеймура Хоффмана (цинично, но факт) удержала финал от окончательного провала.

 

До «Игр» только «Сумерки» и «Гарри Поттер» отваживались на эксперименты по делению последней главы на две части. Судя по результатам, продолжить эту практику никто из крупных брендов не решился, а если и нашлись такие храбрецы, то это и были как раз антиутописты. А наснимали тогда много всего. Каждая студия мечтала о своих «Голодных играх», поэтому права на книги для подростков хватали, даже не дождавшись их выхода в печать.

 

«Бегущему в лабиринте» ещё повезло: производители вовремя умерили пыл после того, как третья часть с подзаголовком «Лекарство от смерти» показала результат почти на $100 млн меньше, чем предыдущее «Испытание огнём». С «Дивергентом» ситуация оказалась ещё плачевнее. Опять же: мы не говорим о качестве. Как раз таки эта антиутопия Вероники Рот была написана мастеровито, почти как романы Сьюзан Коллинз, но это был уже вторичный цикл: то же расслоение общества, главный герой – умная девушка, почти все взрослые – плохие, невинно убиенные - хорошие и так далее. «Дивергенты» закончились на четвёртой серии, которая сразу же ушла на телевидение, и здесь не помог даже звёздный актёрский состав, если не сказать, что артисты вдруг поняли свой потенциал и стали запрашивать высокие ставки.

 

Ещё хуже получились истории с «Пятой волной», «Игрой Эндера», «Посвящённым» и «Гостьей». Последняя вообще считалась главным конкурентом «Голодных игр», а Сирша Ронан после «Искупления» и «Ханны» значилась чуть ли не главной юной актрисой, подающей надежды. Но нет. «Гостья» не отбила даже своего производственного бюджета.

   

Самый печальный случай произошёл с «Поступью хаоса». Права на цикл романов Патрика Несса студия Lionsgate приобрела аж в 2011 году. Казалось бы, что было не так? Главный герой живёт на чужой планете без женщин, у него нет родителей. Оригинальный концепт: мужчины слышат мысли других, так называемый шум. На планету падает космический корабль с молодой девушкой, у которой нет этого самого шума. Чарли Кауфман написал первый сценарий, Роберт Земекис был первым претендентом на экранизацию, в качестве главных актёров – Том Холланд, Дейзи Ридли, Мадс Миккельсен. Что могло пойти не так? Да всё пошло не так! Холланд был занят на «Человеке-пауке», Ридли – на «Звёздных войнах», постоянные тестовые показы ещё дальше оттесняли выход в прокат «Поступи хаоса». Пока не вышел никому не нужный фильм в 2021 году и собрал $26 млн при бюджете в $100 млн. Можно сказать, на «Поступи хаоса» и закончилась эра подростковых антиутопий.

 

Что же случилось? Самым простым ответом может оказаться усталость. Двадцать лет сплошных фэнтези, Гарри Поттеров, Китнесс, дивергентов, бегающих в лабиринте – от такого невозможно не устать. Но наиболее вероятной причиной можно считать то, что человеческие подростки устали от подростков киношных, им надоело ассоциировать себя с хорошими или не очень хорошими пацанами и девочками, которые сражаются как с себе равными, так и со взрослыми.

 

Хотя, нет. Я же говорил про то, что эти фильмы строятся на основе книг? Возможно, закончились интересные книги и сюжеты. Или закончились потенциальные читатели? Но это уже совсем другая история. Айда в библиотеку читать «50 оттенков серого»!


Родион Чемонин
25.08.2023
Важное

Фермеры Ганы перестали продавать какао-бобы международным поставщикам, ожидая повышения закупочной цены.

05.11.2024 19:00:00

Бразильская компания Embraer намерена вложить средства в развитие аэрокосмического сектора Марокко.

05.11.2024 13:00:00

Электрический робот Atlas от Boston Dynamics смог переложить автозапчасти из одного контейнера в другой без заранее заданной программы.

05.11.2024 09:00:00
Другие Статьи

Увеличение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в США не всегда приводит к повышению производительности.

Бразильские фермеры убивают деревья химикатами, чтобы расчистить охраняемые леса под пастбища.

Нарастающий объем пластмасс на планете все больше угрожает окружающей среде и движется к критической точке.

Транскультурность должна прийти на смену мультикультурности, так как она более инклюзивна и учитывает многообразие культур.