Куба в фокусе Москвы

В 2025 Г. ИСПОЛНИЛОСЬ 65 ЛЕТ С МОМЕНТА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С РЕСПУБЛИКОЙ КУБА

8 мая 2025 г. исполнилось 65 лет с момента восстановления дипломатических отношений России (ранее СССР) с Республикой Куба. Оценивая двусторонние связи, заместитель Министра иностранных дел России С. Рябков отметил, что они «были весьма насыщенными, хотя и разными по уровню интенсивности. Главное, что они с честью выдержали испытание на прочность. Накопленный за прошедшие годы позитивный, а подчас уникальный, опыт взаимодействия служит надежным фундаментом для дальнейшего укрепления всего комплекса российско-кубинского сотрудничества». Несмотря на то что эти слова были сказаны пятнадцать лет назад, они сохраняют свою актуальность.

Подтверждением прочности двусторонних отношений стало участие президента Кубы Мигеля Диас-Канеля Бермудеса в праздновании в Москве 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Президент России В. Путин, принимая кубинского лидера в Кремлеподчеркнул символичность совпадения торжественных дат — победы над фашистской Германией и восстановления дипломатических отношений с Кубой. Деловая часть визита кубинской делегации включала посещение ряда фармацевтических компаний Санкт-Петербурга и переговоры с администрацией города на Неве, на которых обсуждались возможности углубления сотрудничества в области медицины.

Торгово-экономические отношения России и Кубы.webp

Конкретные планы организации в Гаване совместного предприятия — таксопарка на базе автомобилей «Москвич» - обсуждались с мэром Москвы С. Собяниным во время посещения столичного автозавода. В первую очередь на Кубу отправят 50 автомобилей: 25 экземпляров бензиновых «Москвич 3» и еще столько же электрических версий кроссовера. Для обслуживания автомобилей организуют всю необходимую инфраструктуру, а ремонтом машин будет заниматься российско-кубинское предприятие, специалисты для которого сейчас проходят подготовку прямо на заводе «Москвич». Подводя итоги своего визита в Россию, Мигель Диас-Канель Бермудес отметил, что кубинская делегация прибыла, чтобы «воздать почести этому народу, чтобы подтвердить, на какой стороне истории находится Куба, а также, чтобы работать над развитием и укреплением взаимовыгодных отношений между двумя странами».


УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Отношения между Россией и Кубой имеют долгую историю, отмеченную как периодами активного сотрудничества, так и временными спадами. В эпоху Советского Союза эти связи определялись политическими и идеологическими факторами. Поддержка Кубы со стороны СССР была обусловлена общими интересами в рамках социалистического лагеря.

Выбор кубинскими революционерами социалистического пути развития имеет историческое объяснение. Примечательно, что после свержения диктатора Батисты повстанцы не сразу выдвинули коммунистические лозунги. Они рассчитывали на поддержку США, которые 7 января 1959 г. установили дипломатические отношения с правительством Фиделя Кастро. Не получив согласия на сотрудничество от администрации США, кубинские революционеры обратились за поддержкой к Советскому Союзу, и в 1960 г. Ф. Кастро объявил себя коммунистом, а Кубу — социалистической страной. Были национализированы банки, промышленные предприятия, земля и иностранная собственность, в основном принадлежавшая американским компаниям. В ответ США 3 января 1961 г. прекратили дипломатические отношения с Кубой и ввели экономическую блокаду.

Советский Союз стал главным союзником и помощником Кубы. Ориентируясь на модели и инструменты ведения хозяйственной деятельности в СССР, правительство Кубы в 1972 г. приняло программу социалистической экономической интеграции, которая определяла внешнеэкономические приоритеты в торговле с социалистическими странами. Эта программа предусматривала развитие производства сахара, никеля, выращивание тропических фруктов и использование продуктов переработки сахарного тростника для производства целлюлозы и бумаги. С 1975 г. в экономику Кубы начали внедрять системы управления и планирования, основанные на хозрасчете. Были приняты три пятилетних Плана развития народного хозяйства, реализация которых опиралась на помощь социалистических стран.

Кроме того, к началу 1980-х гг. за счет кредитов СССР и при содействии других стран социалистического лагеря на Кубе было построено две теплоэлектростанции (ТЭС) и 240 предприятий [1] легкой, химической, нефтехимической, металлургической, машиностроительной, радиотехнической промышленности, а также цементных заводов и производств других строительных материалов. Для сооружения и технического оснащения этих объектов на находящийся в блокаде остров завозилось практически всё из социалистических стран, включая рабочих востребованных профессий (сварщиков, электриков, наладчиков оборудования и т. п.). В этот период на Кубе одновременно находилось около 10 тыс. советских специалистов.

Производственных и трудовых ресурсов для масштабного строительства и обеспечения функционирования промышленных предприятий не хватало. Климатические условия влажных тропиков сдерживали интерес у местных жителей к работе на промышленных объектах, вследствие чего некоторые из созданных предприятий так и не были запущены. Основой экономики Кубы по-прежнему оставались сфера услуг и производство сахара, табака и рома.

В условиях экономической блокады, несмотря на симпатию к кубинской революции народов стран Латинской Америки, их правительства прервали дипломатические и торгово-экономические отношения с правительством Ф. Кастро, опасаясь переноса на их территорию революционного влияния, а также реакции США. Лишь в начале 1980-х гг. ряд стран Латинской Америки отменили антикубинские санкции.

В связи с роспуском Совета экономической взаимопомощи и распадом СССР помощь Кубе со стороны бывших социалистических стран прекратилась, что негативно сказалось на ее экономике. Многие предприятия промышленности, созданные при содействии Советского Союза, оставались без обслуживания, запчастей и сырья, а советники и специалисты покинули Кубу. Многие проекты были остановлены, в том числе строительство атомной электростанция Хурагуа, металлургического завода им. Хосе Марти, ТЭС в Гаване.


РЕФОРМЫ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ

В сложных условиях 1991 г. правительство Кубы не отказалось от социалистической модели развития, а приняло программу антикризисных мер, в рамках которой ставка делалась на экспорт сахара и развитие туризма. В этот период экономическое положение на Кубе было очень тяжелым — не хватало продовольствия и медикаментов, периодически отключалось электричество и водоснабжение. В связи с резким сокращением количества автобусов, проблема общественного транспорта решалась за счет расширения использования гужевого транспорта, вьючных и верховых лошадей, велосипедов и велорикш. С целью привлечения иностранных предпринимателей правительство Кубы в 1995 г. разрешило доступ иностранному капиталу практически во всех сферах деятельности. Это решение позволило привлечь фирмы из стран Европы и Латинской Америки, в частности для восстановления ряда замороженных кубино-российских проектов.

В 2010 г. кубинское правительство разрешило предпринимательскую деятельность в 181 отрасли экономики. Дальнейшее развитие нормативно-правой базы, направленное на привлечение иностранных компаний, связано с принятием в 2014 г. Закона «Об иностранных инвестициях», третья статья которого указывает на цели, преследуемые руководством Кубы: «Иностранные инвестиции в стране направлены на диверсификацию и расширение экспортных рынков, доступа к передовым технологиям, а также на импортозамещение в первую очередь продовольственных товаров. Точно так же — на получение внешнего финансирования, создание новых источников занятости, освоение методов управления и их увязку с развитием производственных цепочек, равно как и на изменение энергетической модели страны за счет использования возобновляемых источников энергии».

Происходящие в последние три десятилетия перемены в мире и на Кубе вызвали необходимость обновления Конституции в 2019 г. В тексте нового Основного закона закрепляется процесс перехода к многоукладной экономике. При сохранении главенствующей позиции государственных предприятий важная роль отводится частнопредпринимательской деятельности, а привлечение иностранного капитала является необходимым условием экономического развития[2].

В 2021 г. кубинские власти официально разрешили жителям страны открывать частные предприятия с численностью сотрудников до ста человек, при этом за государством сохраняются стратегически важные сферы — здравоохранение, телекоммуникации, средства массовой информации, энергетика и оборона.

Несмотря на меры по переходу к рыночным отношениям, экономическое развитие Кубы остается медленным из-за нехватки внутренних и внешних ресурсов. Внутренний рынок недостаточно развит, а возможности для внешней торговли ограничены. Уровень жизни населения низкий, а производительность труда и квалификация работников оставляют желать лучшего. Природные ресурсы скудны и используются неэффективно. Даже в сфере услуг утрачены традиционные трудовые навыки. Средства производства изношены, а во многих отраслях вообще отсутствуют. Товарный дефицит стимулирует импорт разнообразной продукции. Динамика в период с 2018 г. по 2024 г. свидетельствует о том, что несмотря на многолетнюю блокаду США, кубинский импорт из этой страны увеличился в два раза и превысил 500 млн долл. (см. рисунок 1). Рост импорта из США стал не столько следствием изменения официальной политики Вашингтона в отношении Гаваны, сколько деловой активностью кубинских эмигрантов, поставляющих различные товары на свою историческую родину.

Куба имеет низкий удельный вес международной торговле. По сумме импорта на душу населения страна находится на 178-м месте, а по сумме экспорта — на 190-м месте из 209 стран. В 2018 г. ее импорт достиг максимального за последние десятилетия объема в 11,5 млрд долл., а в 2024 г. опустился до 4,3 млрд долл. По суммам стоимости кубинского импорта лидируют Китай и Испания, а также крупные латиноамериканские страны. Куба закупает за рубежом нефть, запасные части для поддержания жизнедеятельности энергетических и промышленных объектов, мясо, зерно, продукты питания, средства транспорта, медикаменты.

Сумма экспорта Кубы колеблется в диапазоне 1,2–2,5 млрд долл. Его структура ограничена рядом традиционных товаров — табак, ром, ценные породы дерева. Кубинские товары идут в Китай, Испанию, Германию и др. Значимой статьей ее экспорта выступает никель (в 2022 г. его доля в кубинском экспорте превысила 44 %), значительная доля которого поставляется в Канаду. Канадская Sherritt International в 1994 г. создала совместное предприятие с правительством Кубы по добыче никелевых руд и производству никелевого концентрата.


ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ МОДЕЛИ СОТРУДНИЧЕСТВА 

На протяжении трех десятилетий российско-кубинское торговое сотрудничество в значительной степени определялось политической конъюнктурой. Санкции и экономические ограничения со стороны Запада не только сдерживали объемы двусторонней торговли, но и влияли на ее структуру. Современное состояние торговли России с Республикой Куба далеко от реальных возможностей обеих стран. За последние десять лет максимальная доля России в кубинском экспорте не превышала 1,3 % (2019 г.) и 7,4 % (2021 г.) в импорте этой страны. Эпизодически Россия поставляет на Кубу энергоресурсы, оборудование и машины для тепловых электростанций, железнодорожные вагоны, транспортные средства, растительное масло, продукты питания. Куба, в свою очередь, экспортирует в Россию табак, ром и другие товары. 

Низкие объемы и слабая диверсификация экспорта России на Кубу обусловлены рядом причин. Слабый интерес российских предпринимателей к кубинскому рынку объясняется его ограниченностью и коммерческими рисками. Неопределенность в отношении потенциальной прибыли отпугивает российских инвесторов и бизнесменов от сотрудничества с кубинскими партнерами. Транспортные и инфраструктурные ограничения затрудняют поставки, увеличивая издержки внешнеторговых операций. Географическая удаленность Кубы от основных российских портов и рынков осложняет организацию регулярных грузоперевозок и негативно влияет на конечную стоимость товаров. Сдерживающим фактором развития двусторонней торговли и притока инвесторов из России в кубинскую экономику выступают ограничения США против компаний из третьих стран. Также этому препятствует задолженность Кубы перед Россией и сложности Кубы с обслуживанием долга.

Урегулирование кубинской задолженности по советским кредитам способствовало переходу на новый этап отношений. Значительные объемы советской помощи Кубе предоставлялись на безвозмездной основе, однако часть ее оформлялась в виде кредитов, погашение которых не осуществлялось. В течение двадцати лет велись переговоры о погашении кубинской задолженности перед Россией, и в 2014 г., признавая невозможность возврата кредитов, Россия простила 90 % кубинского долга на сумму 31,7 млрд долл.

Направления расширения российско-кубинского взаимодействия намечены в подписанной в ноябре 2023 г. программе сотрудничества в торгово-экономической и научно-технической сферах до 2030 г. Она предусматривает стимулирование роста товарооборота и инвестиций, укрепление связей между деловыми сообществами.

В начале 2025 г. в Гаване состоялось 22-е заседание Межправительственной Российско-Кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, на котором обсуждались направления реализации этой программы, в том числе в области энергетики, промышленности, туризма, сельского хозяйства, технологий, образования, культуры и спорта, а также вопросы реализации перспективных инвестиционных проектов. Намечено возобновление поставок на Кубу российских автомобилей, так, в 2024 г. на остров было экспортировано свыше 180 единиц машиностроительной продукции. Среди проектов — строительство четырех термоэлектрических блоков мощностью 200 мегаватт: трех на термоэлектрической станции имени Эрнесто Гевары в Санта-Крус-дель-Норте и одного на станции имени Масимо Гомеса в порту Мариэль. В январе 2025 г. проект АО «Зарубежнефть» на месторождении Бока-де-Харуко на северо-западе Кубы перешел из опытно-промышленных работ на стадию промышленного использования.

Несмотря на сложную геополитическую обстановку, российские и кубинские партнеры ведут поиск альтернативных путей расширения торгово-экономического сотрудничества. Кубинское правительство постепенно открывает возможности для частного предпринимательства. Рынок на Кубе находится только в начальной стадии его формирования, что создает перспективы для расширения российского экспорта. Полагаем, что для российских компаний могут быть привлекательными возможности организации проектов модернизации и обслуживания энергетических, промышленных и транспортных предприятий, созданных на Кубе при помощи Советского Союза. Для этого необходимо на государственном уровне создать юридическую основу и предусмотреть гарантии, которые бы защитили частные инвестиции. По словам министра иностранных дел России С. Лаврова, правовая база торгово-экономического сотрудничества между Россией и Кубой была «существенно укреплена и дополнена», в том числе созданы условия для того, чтобы российские инвесторы могли активнее вкладывать средства в кубинскую экономику.

Николай Школяр, РСМД
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
05.06.2025
Важное

Сегодня в Гатчине (РФ) открывается 31-й Международный кинофестиваль «Литература и кино».

17.06.2025 09:00:00

Французские компании выбирают Парагвай для переноса производства из-за действующего в стране специального режима для иностранных фирм.

16.06.2025 13:00:00
Другие Статьи

Как книжный магазин стал культурным центром Кейптауна (ЮАР).

Страны с мусульманским большинством становятся всё более заметными игроками в расширяющемся альянсе БРИКС+.

Китай успешно возвращает учёных из-за рубежа с помощью программы «Тысяча талантов», предлагая большие гранты и условия для исследований. Эта стратегия помогла резко сократить «утечку мозгов» и превратить КНР в глобальный научный центр.

Бахрейн, страна - гость ПМЭФ-2025 и пионер исламского банкинга, предлагает доступ к капиталу Ближнего Востока посредством механизма сукук – шариатских облигаций, где инвесторы получают не проценты, а долю в реальных активах.