Кто разрабатывает аэромобили и когда мы будем на них летать

ВНЕДРЕНИЕ АЭРОМОБИЛЕЙ В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ ПОТРЕБУЕТ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНФРАСТРУКТУРЫ.

«Там, куда мы отправляемся, дороги не нужны» — так доктор Браун из трилогии «Назад в будущее» описывал 2015 год. К этому времени в городах уже вовсю должны были летать машины. Но этого пока не случилось, притом что как минимум 350 компаний сейчас разрабатывают аэромобили. Екатерина Оводкова из SETTERS Media разбиралась, что они уже успели сделать и почему сценаристы «Назад в будущее» сильно поспешили с прогнозом. 



КРАСИВО, НО НЕПРАКТИЧНО

В конце 2023 года китайское беспилотное аэротакси EHang первым в мире получило сертификат типа в своей категории. Это значит, что летательный аппарат соответствует стандартам безопасности и требованиям летной годности в Китае и его можно использовать в коммерческих целях — перевозить на нем пассажиров. Спустя несколько месяцев, в марте 2024-го, EH216-S уже появился на маркетплейсе Taobao и стоил 2,39 млн юаней, или ≈$330 тыс. Судя по всему, это был единственный экземпляр, который выкупили в тот же день. 

Внешне EH216-S напоминает уменьшенный вертолет. Но у аэромобиля есть свои преимущества. Если вертолет в среднем издает шум на уровне 100–110 дБА, то EH216-S в полете почти в два раза тише — не более 65 дБА (это уровень громкого разговора, тише, чем крик или громкий смех). Еще аэромобиль меньше по размеру и работает на электрическом двигателе, тогда как вертолеты имеют больший размер, летают на бензине и керосине и расходуют много топлива. Тем не менее по скорости EH216-S уступает: он может разгоняться до 130 км/ч, у вертолета средняя скорость — 220 км/ч.

Если сравнивать с электромобилями, то EH216-S здесь проигрывает чуть ли не всухую. В первую очередь по цене: например, улучшенная Tesla Model S сейчас стоит чуть больше $100 тыс. Во-вторых, по количеству мест: в EH216-S их только два. В-третьих, по расстоянию: с полной батареей модель может пролететь только 30 км. Наконец, по скорости: максимальная скорость той же Model S — 320 км/ч (хотя в воздухе у аэромобиля больше возможностей быстро передвигаться в городе).

Конечно, оба этих сравнения могут быть не совсем корректными. Все-таки это разные решения, которые к тому же находятся на разных этапах развития. Но в глазах массового пользователя картина, скорее всего, выглядит именно так.

И все же у идеи аэротакси много последователей, которые стараются внедрить технологию в повседневную жизнь. Помимо EHang, модели аэромобилей есть у французской Airbus, японских Suzuki и SkyDrive, словацкой Klein Vision, немецкой Volocopter, американской Alef Aeronautics и индийской ePlane. Их разработки в большинстве своем находятся на начальной стадии. Это штучные модели, испытания которых разрешено проводить. Они разгоняются в среднем до 100 км/ч, а батареи хватает на небольшие в масштабе мегаполиса расстояния.


РЫНОК АЭРОМОБИЛЕЙ

Прогнозы компаний, исследующих рынок летающих автомобилей, сильно расходятся. Например, к 2030 году его объем может составить как $920,5 млн, так и $5,28 млрд. Несмотря на эту разницу, цифры все равно небольшие. Для сравнения: мировая выручка от продажи гибридных и электрических автомобилей в 2023 году составила $561,4 млрд, а к 2030 году она должна приблизиться к $1 трлн.


СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ БАРЬЕР

Сертификация — отдельный и важный этап в разработке аэромобиля и внедрении его в жизнь. Чтобы проводить испытания, достаточно сертификата летной годности (он дает доступ к воздушному пространству). Чтобы запустить серийное производство воздушного судна, нужен еще сертификат типа.

С испытаниями обычно проблем нет. В Европе первым сертификат летной годности (в экспериментальной категории) получил аэромобиль AirCar словацкой Klein Vision. Хотя его разработка началась 2016 году, летать на нем разрешили только в 2022-м. Аналогичный сертификат есть у аэромобиля VoloCity немецкой Volocopter, как и разрешение на обучение пилотов. В США сертифицирован аэромобиль Alef Aeronautics.

По словам основателя Hoversurf Александра Атаманова, преодолеть сертификационный барьер в России сложно — и это главная проблема. «Дело в том, что любой проект аэротакси связан в конечном счете с коммерческой перевозкой пассажиров. А это обязывает производителя проходить полноценную сертификацию воздушного судна наравне с Boeing или Airbus. То есть это годы сертификации и десятки миллионов долларов», — объясняет Атаманов. Испытания аэромобилей при этом все равно проходят. 


ТЕХНОЛОГИЯ СО СМУТНЫМ БУДУЩИМ

Хотя аэромобиль EHang уже может перевозить пассажиров в городе, полноценное внедрение этого транспорта в городскую среду требует множества изменений. Аналитик Telegram-канала PROrobots Алексей Бойко выделяет целый список проблем, с которыми сталкиваются разработчики аэромобилей.

Во-первых, это законодательство: прежде чем внедрить аэротакси, нужно решить вопрос полетов над большими скоплениями людей. К слову, в России еще даже нет правил для передвижения беспилотных роботакси. Второй тип ограничений — инфраструктурные. Современные города пока что не оснащены площадками для взлета и посадки аэротакси.

Чтобы внедрить аэромобили, необходимо как минимум разработать систему воздушных коридоров и в целом переработать транспортную систему, объясняет директор Центра исследований «Умного города» ФГРР НИУ ВШЭ Константин Трофименко. Кроме этого, нужно выделить место и на земле — для взлетно-посадочных площадок и парковки.

«Если для обычного автомобиля нужно парковочное место примерно 10 кв. м, то для аэромобиля понадобится площадь все-таки больше, потому что он должен иметь пространство для взлета и посадки даже при вертикальном взлете. Поэтому ставить аэромобили нос в нос, как обычные авто, не получится. Можно, конечно, размещать посадочные площадки на крышах домов, но тогда эти крыши тоже надо адаптировать», — объясняет Трофименко.

Эксперты также сходятся во мнении, что аэромобили будут дорогим видом транспорта — как минимум на первых порах, потому что производителям нужно будет отбить инвестиции.

«Аэротакси могут быть внедрены как услуга для самых богатых и для высших чиновников. Она вряд ли станет массовой в обозримом будущем», — говорит Алексей Бойко.

Наиболее вероятное решение этой проблемы — совместное использование аэромобилей, наподобие каршеринга, полагает Трофименко.

Даже если аэромобили станут доступными для горожан, это может сильно испортить внешний вид и удобство города. Худший сценарий — неконтролируемые взлет и посадка, как когда-то не регулировалась парковка автомобилей.

Еще одна проблема — безопасность. В современных конструкциях аэротакси, как правило, нет резервного энергоснабжения, системы безопасности пассажиров, дроны недостаточно защищены от кибератак на их системы управления, перечисляет Алексей Бойко. Угроза существует не только для пассажиров аэромобиля, но и для тех, кто находится на земле. Кроме этого, нужно внедрить диспетчерские системы, которые будут контролировать потоки внутригородского воздушного транспорта. Сами же аэромобили должны быть устойчивы к изменяющимся погодным условиям — например, выдерживать сильный и порывистый ветер.

Внедрение аэромобилей в жизнь города также вызовет социальные проблемы, предполагает Бойко. Например, упавший спрос на обычные такси может лишить работы тысячи водителей.

Наконец, массовизация аэромобилей грозит дезурбанизацией городов, замечает Трофименко. Люди предпочтут жить, например, в пригородах, зная, что могут быстро долететь до центра мегаполиса, если будет нужно.

«Технология пока что слишком молодая. Слишком рано говорить о полномасштабном внедрении аэротакси в жизни граждан», — заключает основатель Hoversurf Александр Атаманов.

Иллюстрация: использованы изображения Amethyst Studio, Doug Duncan и Guilherme Madaleno  
07.05.2024
Важное

Политические разногласия могут застопорить проект строительства общенационального музея в Теруэле.

14.09.2024 13:00:00

Южная Корея построит собственный Голливуд, чтобы привлечь поклонников K-Pop-музыки и дорам.

14.09.2024 09:00:00

Внедрение ИИ на Филиппинах приведет к сокращению около 300 тысяч рабочих мест в течение пяти лет.

13.09.2024 17:00:00
Другие Статьи

Продолжение материала театроведа Екатерины Поляковой о наследии великого английского драматурга.

Продолжение книги российского историка-американиста Владимира Согрина.

Страна восходящего солнца пытается вернуть себе статус мирового технологического лидера, сотрудничая с другими государствами.

Паблик-арт стал мощным инструментом для формирования восприятия бренда и его позиций на рынке.