Космос Патерсона

Космос Патерсона
Сегодня в авторской рубрике Антона Котова #МагияВинила говорим о музыкальном коллективе The Orb.
Моё знакомство с британской группой The Orb состоялось благодаря купленному в 2008 альбому The Dreams и композициям A beautiful day и The truth is. До сих пор они и альбом в целом входят в пятёрку любимых мною вещей, вопреки слепой преданности сиэтловскому гранжу и прочим ответвлениям рок-музыки в её многообразии.

Название группы The Orb переводится с английского по-разному - «орбита»«шар»«сфера»«небесное светило». В любом случае это что-то космическое. Британский дуэт создал особый стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра - эмбиент (-техно, -даб). В переводе с английского «эмбиент» означает «окружающий». Часто он характеризуется атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием. Поэтому в своём кругу мы прозвали The Orb - «пузырьки».

Ещё не зная истории группы, слушая треки Little Fluffy Clouds и Earth (Gaia) из первого студийного альбома 1991 года выпуска, я представлял высоколобых профессоров математических наук в бесконечных проводах за сложными пультами. Во время одного из велозаездов, пробираясь через мрачные весенние заросли Парка Победы и слушая музыку в наушниках, на фоне спокойной композиции я услышал отчётливый голос диктора: «Во время ночной охоты электрический сом способен выделять напряжение в сотни и тысячи вольт!». Я остановился. Это была композиция Supernova at the end of the universe из первого студийного альбома The Orb.

Акустические галлюцинации? Как русская речь могла попасть в треки великовозрастных музыкантов из Лондона? Позже открылось, что Алекс Патерсон и Томас Фелмэн используют похожие трюки регулярно.

Электронная группа The Orb образована в Лондоне в 1988 году Алексом Петерсоном и Джимми Каути (один из участников группы KLF). За 34 года существования музыкальный коллектив пережил множество изменений в составе. На смену Каути приходили Крис УэстонЭнди ФальконерСаймон ФилипсЭнди Хьюз, Томас Фелмэн. И только Патерсон всегда оставался постоянным надёжным капитаном космического корабля…

Тогда, в самом начале, орбы Алекс и Джимми творили свою музыку, работая диджеями в клубе Heaven на одной из главных вечеринок английского эйсид-хаос-бума Land of Oz. Свой неповторимый стиль они оттачивали именно там, ставя для английских рейверов, привыкших к громкой и ритмичной музыке, расслабляющие и убаюкивающие сэмплы.

Алекс Патерсон использовал достаточно простую формулу: замедлил ритмы классического чикагского хауса (который, кстати, оказал на него значительное влияние в середине 80-х) и добавил эффекты синтезатора. Уникальность своему звучанию The Orb также создали за счёт полного исключения ударных, добавления размытых вокальных сэмплов и использования звуков природы, радиоспектаклей и различный странных звуков (включены в композицию даже настоящие переговоры NASA). За этот музыкальный стиль The Orb были причислены к крестным отцам эмбиент-хауса.

На этапе становления музыканты работали с цифровыми ленточными машинами, сводя вживую и преобразовывая звук. Затем стали использовать цифровое звучание и лэптопы. Но и там, и там музыка The Orb полна цвета и психоделических образов.

Красной нитью через всё творчество The Orb (и это неудивительно) проходит научная фантастика. В композициях фигурируют пришельцы, планеты, космические полёты и инопланетные техники контроля над разумом.


Первая запись The Orb как коллектива вышла в 1988 году. Композиция Tripping on Sunshine (сборник Eternity Project One) - своеобразный гимн эйсид-хауса. Фактический же прыжок в эмбиент-хаус группа делает в октябре 1989 года с выходом альбома WAU! / Mr. Modolabel. Сингл из этого альбома A Huge Ever Growing Pulsating Brain That Rules from the Centre of the Ultraworld (22 минуты) быстро попадает в британские чарты на верхние строчки. В нём Патерсон скомбинировал приёмы прогрессивного рока с элементами техно и эмбиента, добавив сэмплы шума океана и песню Минни Рипертон Loving you.

Патерсон вообще активно использует в своём творчестве отрывки чужих произведений, мастерски затеняя их практически до неузнаваемости. И такое нелицензированное использование других исполнителей не раз служило причиной судебных конфликтов.

Время выхода альбомов The Orb's Adventures Beyond The Ultraworld, 1991 г. в., (по сути, это непрерывная прогрессивная композиция, напоминающая двухчасовое психоделическое путешествие) и U.F.Orb, 1992 г. в., называют пиком популярности группы.

В июне 1992 года (уже после ухода Каути) сингл Blue Room из альбома U.F.Orb попал в британскую десятку лучших синглов (как самый длинный в истории чарта - 40 мин.) и обеспечил музыкантам участие в популярном тогда музыкальном шоу на телеканале ВВС.

Это выступление вошло в историю музыки. В музыкальной программе Алекс Петерсон и Крис Уэстон (второй участник группы) уселись играть в шахматы перед бассейном со стаей резвящихся дельфинов. На заднем плане три минуты играл сингл Blue Room. Название, кстати, неслучайно, оно отсылает к легендарной Синей комнате на базе вооружённых сил США, по слухам являющейся с 1947 года местом хранения остатков настоящего НЛО.

В середине 90-х The Orb заинтересовались в Америке. В 1994 году успешно прошедшие гастроли были официально оформлены в виде двухчасового концертного альбома Live 93. Он содержит отрывки из выступлений в трёх городах разных стран.

Есть в активе орбов альбомы в сотрудничестве с Дэйвидом Гилмором из Pink Floyd, совместные проекты с легендами даба Lee Scratch Perry и Mad Professor и большое количество ремиксов на песни поп-звёзд первой величины.

Своё 25-летие (2016 год) The Orb отпраздновала полнометражной работой Adventures Beyond the Ultraworld, полностью исполнив дебютный альбом 1991 года на площадке в Лондоне.

В 2020 году The Orb выпускают 17-й студийный альбом The Abolition of The Royal Familia. По словам самого Алекса Патерсона, это лучший альбом, который группа когда-либо создавала: «Настоящий музыкальный калейдоскоп и чистый, волшебный бред».
Антон Котов«Омск Здесь»

В иллюстрации использовано  фото с сайта https://unsplash.com/ и фото автора  Barry Mulling (CC BY-SA 2.0) с сайта  https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2446606
01.02.2024
Важное

Путь гения: Эрнест Долфи и революция джаза в нью-йоркских клубах 1960-х.

29.02.2024 09:00:00

ФРС - центральный банк США, созданный в 1913 году для обеспечения стабильности финансовой системы.

28.02.2024 19:00:00

Как изменилась культура маори из-за попыток ассимиляции европейцами и распространения «западного» образа жизни.

28.02.2024 17:00:00

Автопроизводители США требуют запретить ввоз китайских машин из Мексики.

28.02.2024 15:00:00
Другие Статьи
Елена Бобкова

Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о  том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.

Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон

По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.

Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.