Королевы каменного века, или Рок для взрослых

Королевы каменного века, или Рок для взрослых

С музыкой американской рок-группы из Калифорнии Queens of the Stone Age (англ. – королевы каменного века) я познакомился в 2004 году, услышав саундтрек In my head в видеоигре Need for Speed Unbound - 2. Основанная в 1996 году Джошем Хомме (Омм), группа играет комбинированный вариант метала и психоделического рока, являясь одним из наиболее известных представителей стоунера.


В 2000 году Омм объяснил, почему они именно Queens of the Stone Age, а не Kings of the Stone Age: «Короли будет уж слишком по-мужицки. Короли каменного века носили доспехи, топоры и бились. А королевы каменного века околачивались вместе с подружками королей каменного века, пока те бились. Рок должен быть достаточно тяжёлым для парней и достаточно милым для девушек. Таким образом, все будут счастливы, и будет гораздо веселее».

При помощи продавца дисков Ларисы у меня оказался пятый студийный альбом «королев» − Era Vulgaris. Остался доволен звучанием и стал интересоваться историей группы. В скором времени узнал про золотой альбом Songs for the Deaf и приобрёл на виниле шестой студийный альбом 2013 года выпуска − ...Like Clockwork (англ. − Как часы).

Музыка группы на протяжении пяти студийных альбомов неизменно ассоциировалась с образом безумцев с гитарами, разъезжающих на разбитом авто по пустыням Америки. Но этого ощущения нет и в помине во время прослушивания шестого номерного альбома коллектива (...Like Clockwork). Группа неожиданно стала «вменяемой» и серьёзной, выпустив кристально чистый по звучанию альбом.

Это наименее тяжёлый и в то же время наиболее интересно устроенный альбом. Он берёт слушателя изяществом конструкции и обилием деталей. Это в первую очередь чертовски мелодичная пластинка! Протекает в умеренном темпе, часто переходя в спокойное русло, а из него вновь возвращаясь к своему привычному темпу и уровню энергичности.

Вообще, у ансамбля есть свой собственный годами отработанный музыкальный стиль, по которому их узнают как поклонники, так и простые смертные слушатели. А вокалист и основатель группы Джош Хомм (Омм) за годы практики вызрел в мелодиста невероятной силы с моментально узнаваемым почерком.

В ...Like Clockwork чувствуется какая-то очень правильная энергия, от которой песни хочется переслушивать снова и снова. Диск, кстати, входит в 50 лучших, по мнению множества музыкальных сообществ.

• Keep Your Eyes Peeled (с участием Джейка Ширза)

• I Sat by the Ocean

• The Vampyre of Time and Memory

• If I Had a Tail (с участием Алекса Тёрнера, Ника Оливери и Броди Дали)

• My God Is the Sun

• Kalopsia (с участием Трент Резнор)

• Fairweather Friends (Элтон Джон, Трент Резнор, Ник Оливери и Марк Ланеган)

• Smooth Sailing

• I Appear Missing

• …Like Clockwork

Первая половина пластинки поначалу не очень хорошо запоминается (за исключением уже известного сингла My God Is the Sun), хотя слова первого трека моментально врезаются в память: «Если жизнь  это сон, разбуди меня!»

I Sat By The Ocean, которая из рок-н-рольных куплетов разлива группы Creedence выкручивается в сложносочинённые припевы-ребусы.

If I Had Tail с дэвидбоуиевским неврозом в вокале вечного друга QOTSA Марка Лэнегана и гитарным тембром, поросшим сорняками.

My God Is The Sun − фидбэк в стоунерскую эпоху с ювелирной перкуссией и триллер-кодой в духе саундтрека к сериалу Lost.

Kalopsia − бутерброд из психотропной лирики и вероломных рефренов. В общем, не соскучишься. Эта песня появилась благодаря Алексу Тёрнеру, который объяснил «Калопсию», как состояние, в котором всё кажется красивее, чем есть на самом деле.

В композиции Fairweather Friends слышно Элтона Джона (сэр Элтон сам позвонил Хомми и сказал: «Чего не хватает вашей группе, так это настоящей королевы»«Душечка, так будь же ею!» − ответил Джош).

В отличие от большинства именитых гостей, набившихся на эту пластинку, хриплый баритон Марка Лэнегана ещё можно расслышать где-то в глубине If I Had a Tail, а вот чем конкретно занимались Трент Резнор, Джейк Ширз и Алекс Тёрнер, определить не представляется возможным.

Ушедший барабанщик Джои Кастильо успел сыграть в четырёх песнях, остальное отстучал Грол, который официально не присоединялся к группе, но фактически является её пятым участником.

В рамках этого альбома группа довольно часто кормит слушателя занимательными и запоминающимися мелодиями. Во многом, конечно, это заслуга вокалиста. Но ударная машина Грола и атмосферный голос Лэнегана, как и клавишные партии Элтона, усилили пластинку втрое.

Интересной была презентация альбома. В начале мая 2013-го был запущен сайт, на котором фанаты могли оставить номер для «звонка из темноты». После того как желающий оставлял свой телефон, немного менялась картинка и звучал голос: «Есть там кто-то или я просто хожу один?». Сообщение продолжалось фразами типа: «Где ты прячешь мою любовь?» и подобной прозой. После завершения сообщения слушатель попадал на страницу, которая говорила вернуться на сайт 6 мая. 15 мая уже весь альбом был выложен на сайте SoundCloud.

В разных интервью Хомми говорил: «Переполох, который был во время записи, послужил вдохновением для названия пластинки. У нас были все эти чумовые победы, а потом всё поехало в какие-то дальние края, мы отклонились от своего пути. И тут всем пришла в голову мысль: «Это же как часовая стрелка!». Мы вернёмся туда, где уже были. Думаю, наше нездоровое чувство юмора всегда охраняло нас от крупных проблем, так что теперь мы решили использовать его в названии пластинки»; «Работа над ...Like Clockwork была крайне сложной. Неужели теперь так будет всегда? Я умоляю бога рок-н-ролла, чтобы такой ход работы не стал постоянным. Иначе нафиг. Я всегда наслаждался тем, что я делаю, и я бы очень не хотел потерять это чувство. В противном случае ты превращаешься в брюзгу. Я же предпочитаю думать, что моими последними словами будет смех».

...Like Clockwork сдержан в красках и напоминает раскалённую пустыню. Оформление диска, к слову, заслуга британского художника Boneface. Источником вдохновения для обложки является промоснимок фильма «Дракула» с Белой Лугоши в главной роли.

В песнях альбома говорится: «Я хочу, чтобы Бог пришёл и увёл меня домой, потому что я одинок в этой толпе». Под тихий аккомпанемент фортепьяно Джошуа поёт, что оставил вампира времени и воспоминаний позади. Однако в этих строках нет никакой радости, вокалист подводит итог. И всё, что происходит вокруг, возвращается. Лирический герой желает обзавестись хвостом, чтоб выпустить своё звериное начало: «Если бы у меня был хвост, то я владел бы ночью». Однако материальные ценности, которые олицетворяет стеклянный город без сердца, хоронит животных глубоко в нас. Лирический герой почитает Солнце и просит у него справедливости: «Исцели их, как выстрел из ружья… Ад находится в храме закрытого разума».

Этот альбом − запечатлённая депрессия. Это очень личная запись. Джош не утерял своего музыкального мастерства, встретившись с тёмной стороной жизни. Альбом пропитан ощущением изоляции, через которую автор прошёл после встречи со смертью.

#впаутиневремен / запись в дневнике в период знакомства с альбомом:

…Это было таинственное путешествие в кладбищенских сумерках... я посетил могилу отца, затем неторопливо прогулялся по новой аллее, которую за последний год изрядно усыпали свежими крестами... эту красоту непросто передать словами: в ночи цвела сирень, с земли поднималась лёгкая дымка, вокруг стояла замогильная тишина, лишь в свете ночных фонарей то и дело мелькали белые совы, где-то вдали уныло выли дикие собаки, а в кронах деревьев коварно смеялись вороны... Я увидел две свежевырытых могилы, они были идеально ровными, только по бокам торчали обрубленные корни дремучих деревьев... до сих пор я не могу объяснить, что тогда заставило меня залезть в ту могилу?... там было прохладно и одиноко, пахло сыростью, казалось, что вот-вот чьи-то неведомые земляные руки схватят меня и утащат в самые недра преисподней, но от этого почему-то становилось невыносимо спокойно и легко, легко настолько, что немели ноги и кружилась голова... так я и лежал, любуясь ночным небом из свежевырытой могилы, наедине с кладбищенской мелодикой и белыми совами...

Антон Котов, «Омск Здесь»

В иллюстрации использовано фото с сайта https://unsplash.com/ и фото автора DeansFA (CC BY-SA 2.5) с сайта  https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1173926

22.02.2024
Важное

22 апреля 1724 года родился Иммануил Кант — один из крупнейших мыслителей в истории мировой философии.

22.04.2024 19:00:00

Таитяне обеспокоены проведением соревнований по серфингу у деревни Теахупоо на юго-западном побережье острова.

22.04.2024 17:00:00

Раскрыты детали мегапроекта, требующего 5 гигаватт энергии.

22.04.2024 14:00:00
Другие Статьи
Елена Бобкова

Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о  том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.

Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон

По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.

Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.