Глава III
Конвенция ШОС по противодействию экстремизму – новый вклад Организации в противодействие международному терроризму и его идеологии
Одним из важнейших документов Астанинского саммита ШОС стала Конвенция государств-членов ШОС по противодействию экстремизму. Ее прорывной, первопроходческий характер уже признается многими мировыми экспертами, а некоторые страны опираются на ее понятийный аппарат для совершенствования национального законодательства в сфере противодействия страшному явлению, каким выступает экстремизм.
Угроза экстремизма – злободневная и острая проблема, требующая безотлагательного решения. Всплеск преступлений экстремистской направленности во всем мире делает противодействие этому деструктивному явлению актуальнейшей задачей всего мирового сообщества. Лидеры государств-членов ШОС отметили необходимость разработки международной правовой базы противодействия экстремизму еще на заре создания Организации, когда в 2001 году была принята Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
До принятия Конвенции сотрудничество государств-членов ШОС в указанной сфере регламентировалось двумя документами: Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года и Концепцией сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 5 июля 2005 года. Конвенция от 2001 года впервые закрепила понятие «экстремизм», принцип не оправдания и неотвратимости наказания за совершение данной категории преступлений, определила субъекты взаимодействия, формы, направления и механизмы сотрудничества. Концепция от 2005 года предметно и структурированно определила основные цели, задачи, принципы, направления, формы и механизмы взаимодействия в борьбе с «тремя злами». Государства-члены ШОС были первыми в сообществе наций, кто согласовал подобный правовой акт на основе консенсуса. К примеру, в ООН почти 40 лет идут дебаты по выработке Всеобщей конвенции по борьбе с терроризмом.
После принятия упомянутых документов прошли годы, изменился характер и масштабы этого явления. Новые угрозы международной безопасности требуют совершенствования методов борьбы с ними, принятия адекватных и своевременных мер. Конвенция от 2017 года, подписанная в ходе Астанинского саммита, сохраняет преемственность двух предыдущих актов и направлена на совершенствование механизма противодействия экстремизму на пространстве ШОС, развивает положения Стратегии развития ШОС до 2025 года, «перекликается» с основной тематикой и проблемами, решаемыми в рамках Глобальной контртеррористической стратегии ООН.
Определение «экстремизма» в рамках ШОС впервые было дано в Конвенции от 2001 года. Экстремизм был определен как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность…».
В Конвенции ШОС по противодействию экстремизму от 2017 года это определение отнесено к понятию «экстремистский акт», что стало более содержательно и раскрывает формы данной деструктивной деятельности. Термин «экстремизм» раскрывается не как «деяние», а как «идеология и практика». Закреплены также понятия «финансирование экстремизма», «экстремистские материалы», «экстремистская организация», «противодействие экстремизму» и другие.
Таким образом, с течением времени в документах ШОС наблюдается не только увеличение количества дефиниций в сфере противодействия экстремизму, общих для пространства ШОС, но и развитие уже существующего понятийного аппарата, что говорит о своевременной реакции на изменение политической конъюнктуры и ситуации в сфере безопасности.
Конвенция от 2001 года была принята за три месяца до террористической атаки 11 сентября. Такая своевременная оценка ситуации и превентивная реакция, безусловно, определяет высокий уровень взаимодействия государств-членов ШОС на направлении противодействия новым вызовам и угрозам.
также отметить, что Конвенция от 2017 года закрепляет комплексную систему мер противодействия экстремизму по сравнению с предыдущими правовыми актами. Определяет и устанавливает пределы юрисдикции сторон, в том числе при наличии взаимной компетенции.
Помимо существующих направлений противодействия Конвенция также акцентирует внимание на разработке и реализации мер, включающих в себя предупреждение распространения экстремистской идеологии, предотвращение использования сети Интернет в экстремистских целях, усиление пропагандистской деятельности и патриотического воспитания, взаимодействие с международными и региональными организациями, исследовательскую деятельность, защиту потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и другие.
Конвенция формирует механизмы взаимодействия в сфере предупредительно-профилактической деятельности, совместного противодействия экстремизму, в том числе при проведении оперативно-розыскных и процессуальных действий, принятия мер обеспечения ответственности и конфискации имущества физических или юридических лиц, причастных к совершению экстремистских преступлений, информационного обмена, оказания правовой помощи, способствует унификации национальных законодательств.
Принятие Конвенции ШОС по противодействию экстремизму более чем актуально. Государства-члены Организации не только выразили глубокую озабоченность эскалацией проявлений экстремизма в XXI веке, но и объединились в понимании связи «двух зол» – экстремизма и терроризма.
В новом документе экстремизм недвусмысленно определяется как питательная среда терроризма, представляющего угрозу миру и безопасности, территориальной целостности государств, развитию дружественных отношений между ними и обеспечению прав и свобод человека. Государства-члены ШОС также особо подчеркнули недопустимость использования экстремизма в качестве инструмента реализации политических и геополитических целей.
Важнейшей новацией документа является общее видение правовых основ противодействия насильственному покушению на законную власть не только в контексте растущих террористических угроз, но и в более широком смысле предупреждения любого государственного переворота.
Не исключено, что новая Конвенция может стать стержневым, системообразующим актом, вокруг дефинитивных норм которого на пространстве ШОС будет формироваться весь массив антиэкстремистского законодательства. Этот документ – коллективный ответ ШОС на новые формы, методы и специфику экстремистской деятельности.
Отбирать игроков в национальную сборную США к ЧМ по хоккею - 2024 впервые будет темнокожий генменеджер Бретт Петерсон.
Minecraft — самая продаваемая игра в истории. Разбираемся, как проект с примитивным дизайном, сложным обучением и множеством механик без конкретных целей оказался таким популярным.
Продолжение книги экс-Генерального секретаря ШОС, доктора политологии Рашида Алимова «Шанхайская организация сотрудничества: глобальный профиль в международных отношениях».
Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.
Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон
По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.
Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.