На цифровых платформах появилась легальная версия фильма «Тетрис» Джона Бейрда. Впрочем всё, связанное с названием «Тетрис» и словом «легальный», рекомендуется сто раз перепроверять и перефактчекать. Кажется, мы наблюдаем возвращение моды в медиа и шоу-бизе на показ России, причём так, как это было во время перестройки и «холодной войны». Например, в мультипликационном ситкоме «Гриффины» герои едут в страшненький Челябинск, что вызывает дикие споры в высших настоящих инстанциях. Или вот ещё: известный видеоблогер берёт интервью у создателя игры «Тетрис» Алексея Пажитнова, в котором оба весело смакуют «клюквенность» полнометражной картины о том, как капиталисты были готовы отдать душу в 80-е годы для приобретения лицензии на компьютерную российскую безделицу, и этот разговор собирает более 2 миллионов просмотров в первый же день на YouTube.
1988 год. Хозяин небольшой и не самой выдающейся компании Bullet-proof Softwear Хэнк Роджерс (Тэрон Эджертон со смешными усами) продаёт автоматы с игрой в го. И видит, что огромным интересом пользуется русская головоломка «Тетрис»: она простая, залипательная и, что самое важное, если вы поиграете в неё даже пять минут, она будет сниться не одну ночь. Тогда Хэнк хочет приобрести игрушку, но никто из потенциальных инвесторов не верит ему: ну кто поведётся на программу, сделанную в стране, где люди не знают, что такое развлечения, к тому же созданную на советской железяке «Электроника-60», в которой даже нет видеокарты.
Вдруг узнаётся, что переговоры с советским государственным предприятием «Elorg (Электроноргтех)» уже ведёт Роберт Стайн, который покупает в Восточной Европе дешёвые электронные игрушки и перепродаёт их большим компаниям, например семейству медиамагнатов Максвеллов. Тогда наивный Хэнк отправляется сам в Москву, решивший, что сможет переубедить изобретателя Алексея Пажитнова (Никита Ефремов) и купить права на «Тетрис». Но он не знает, с каким государством ему придётся столкнуться. Хотя здесь ещё неизвестно, что хуже: «кей-джи-би», контролирующий и подслушивающий всех и вся, или зубастые капиталистические акулы. И этот реальный сюжет становится основой для стримингого хита, вышедшего на Apple TV+ чуть более месяца назад и оказавшегося весьма популярным по обе стороны Тихого океана.
Помните поговорку «Хороший режиссёр и “Тетрис” сможет талантливо экранизировать»? Так вот Джон Бейрд – постановщик, бесспорно, хороший, но талантливый ли? Его хватает примерно на полчаса, чтобы удержать зрителя. Для начала он делит фильм не на части или главы, а на уровни, как в игре, вовсю монтирует фикшн-сцены с 8-битными мультиками.
И вообще, «Тетрис» оказывается довольно смешным фильмом, несмотря на серьёзность и драматичность происходящих в нём событий. Одни только переговоры в «Элорге» многого стоят: гендиректор предприятия Николай Беликов (прекрасная, кстати, работа актёра Олега Штефанко) ведёт переговоры сразу с несколькими главами корпораций, которые сидят в разных кабинетах. Представители иностранных компаний не знают о том, что сделка совершается одновременно с тремя игроками и почему Беликов, то входит, то выходит. Каждый хочет своего куска от «Тетриса»: на приставке, в игровом автомате и на компьютере. Не знает и Пажитнов, что происходит и почему его изобретение постепенно уходит от него (ну откуда простому советскому программисту понять, как ведутся переговоры на государственном уровне!). Реальный Пажитнов в интервью российскому видеоблогеру рассказывает, что на самом деле переговоры четырёх сторон велись за одним столом, но то, как это придумали голливудские авторы, ему понравилось.
Скоро суетливость сюжета начинает утомлять: слишком много имён, компаний и договоров. Nintendo, Gameboy, Atari, Sega – легендарные имена сначала радуют узнаванием (к примеру, первый карманный «компьютер» Gameboy очень смешит чёрно-белым дисплеем, ведь для цветного экрана нужно 8 батарей вместо 4), мелькают очень быстро для того, чтобы сконцентрироваться на ком-то одном. Выбранный в качестве главного героя Хэнк Роджерс, от чьего имени сначала ведётся повествование, скоро теряет голос на фоне постоянных перелётов, мы только и успеваем смотреть, как в теннисе, куда летают самолёты: Лас-Вегас, Токио, Москва, Сиэтл, Лондон, Сеул - и вот так все два часа фильма.
Проблема здесь не в этих скачках. Проблема в том, что как только действие переносится на натуру (советские улицы снимали в туманной Шотландии) в Москву, то темпоритм сбивается, начинают видеться штампы, похожие на те, которые мы наблюдали ещё в видеосалонах в 80-х. Справедливости ради: тут не только упрощена Россия, тут вся картина, как лоскутное одеяло, нашпигована стереотипами. Если Токио – то девочки ходят днём и ночью в школьной форме с юбочками, и даже белые американцы едят суп палочками. Роджерс, чтобы позвонить домой в Японию, не может воспользоваться «международным таксофоном» при московском отеле, а почему-то летит в Южную Корею. Для того, чтобы передать факс на другую сторону земного шара, нужно устраивать целый спектакль с пожаром. Мультики резко контрастируют с серыми российскими локациями, а живые объёмные герои вдруг становятся двухмерными ростовыми фигурами, как в какой-то «Красной жаре» или ещё дюжине фильмов, выходивших в конце 80-х.
Неудивительно, что, по сюжету, Хэнк Роджерс, голландец, который вырос в Нью-Йорке, но живёт в Токио, с наполовину индонезийскими, наполовину еврейскими корнями (шутка «я почти Эдди Ван Хален», никому не оказывается понятной), сразу вызывает подозрение у советских спецслужб. За ним начинают бегать не только КГБ, но и ещё какая-то более секретная организация, куда входят переводчики, таксисты, стюардессы и просто «люди в чёрном» из ЦК.
Всё это достаточно весело и динамично, но как только камера выходит на улицу и показывает женщин, почти умирающих от голода, или мужчин, справляющих нужду чуть ли не на Красной площади, тут уже хочется возопить: «Да ладно, заканчивайте уже! Всё же было хорошо!» И тут подскакивают депутаты нашей Госдумы, которые в поисках, кого бы ещё закэнселить, обращают внимание на один из самых смешных анимационных сериалов современности «Гриффины». Уже 22 года подряд эта семейка под руководством Сета МакФерлейна высмеивает пороки американского общества. И вроде бы все всё понимают, но в выпущенных недавно эпизодах мультик показывает, как дочь Мег, пёс Брайан и младший годовалый Стюи решают полететь в Челябинск, чтобы найти хакера, который взломал аккаунт собачки в запрещённой в России соцсети.
Как бы то ни было, нельзя не отметить довольно изобретательный стиль повествования, что в «Гриффинах», что в «Тетрисе», и любопытную реакцию настоящего Пажитнова на фильм и интервьюирующего его видеоблогера. Например, сам Алексей Леонидович не видит ничего странного в том, что очередь за продуктами в кино растягивается на несколько сот метров. Мы тоже это помним, любим, скорбим. Мы тоже во время перестройки веселились на нелегальных дискотеках под «The Final Countdown», и так же, как герои фильма, хотели «свободы, колы и джинсов». Как говорит высокопоставленный человек с пятном на лбу в киноленте «Тетрис»: «Мир меняется, господа». И кажется, что мы снова оказываемся в этой новой меняющейся действительности и нам приходится смотреть на самих себя в несколько абсурдной, квадратно-пиксельной и почти монохромной картинке. Или нет?
Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.
После реформ президента Хавьера Милея спрос на иностранную валюту в стране сильно ослаб.
Норвежская компания Vipps стала первой в мире, кто предложил бесконтактную оплату покупок через iPhone без использования Apple Pay.
В китайской провинции Хэйлунцзян в путь отправился первый туристический поезд, маршрут которого пролегает через популярные зимние объекты.
Британия планирует полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2030 году, но путь будет непростым.
Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.
Легенды гранжа Alice In Chains и их знаменитый концертный альбом «MTV Unplugged».