ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ В КИТАЕ ТЕРЯЮТ В ПРОДАЖАХ ИЗ-ЗА КОНКУРЕНЦИИ, ДЕФЛЯЦИИ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Для иностранных фирм в Китае ситуация никогда не выглядела настолько радужной — по крайней мере, в этом уверен Совет страны по содействию международной торговле. Орган, который контролируется местным министерством торговли, утверждает, что 90 % иностранных компаний оценивают свой опыт работы в Китае как удовлетворительный или лучше. Данные опроса просто излучают оптимизм: представители иностранных фирм говорят, что экономика сильна, местные рынки привлекательны, а перспективы - великолепные. После нескольких пандемийных лет, проведенных в изоляции, правительство Китая взялось активно транслировать посыл, что страна снова открыта для бизнеса, а реформы сильно упростили жизнь иностранным компаниям.
Но жизнерадостная статистика правительства
Китая у руководителей этих компаний вызывает только горькую усмешку. Многие из них говорят, что инвестиции в страну себя никак не оправдали и вместо развития приходится сокращать персонал. В недавнем опросе, проведенном
Американской торговой палатой в
Шанхае, оптимизм в отношении перспектив своего бизнеса в
Китае на ближайшие пять лет выразили менее половины респондентов - это рекордно низкий показатель.
4 декабря американский автопроизводитель
General Motors (GM) заявил, что снизит стоимость своих некогда процветающих совместных предприятий в стране и закроет некоторые заводы. Меньше чем через неделю - 9 декабря — появилась новость, что правительство
Китая начало расследование в отношении Nvidia, американского чемпиона по производству чипов ИИ.
В последние десятилетия Китай для западных компаний был не только местом, где можно дёшево производить свою продукцию, но и обширным, растущим рынком для зарубежных товаров. Согласно анализу журнала The Economist, в 2021 году продажи американских и европейских компаний в Китае достигли пика в 670 млрд долларов, что составило 15 % от общего дохода. Но сразу после этого начался откат.
В прошлом году продажи снизились до 650 млрд долларов, а их доля в общем доходе сократилась до 14 %. В этом году ситуация не лучше. Из компаний, которые предоставляют данные о квартальных продажах в
Китае, почти половина в последнем отчётном периоде сообщила о снижении продаж по сравнению с предыдущим годом.
Причем просели все, начиная технологическим гигантом
Apple и автопроизводителем
Volkswagen и заканчивая конгломератом предметов роскоши
LVMH и сетью кофеен
Starbucks.
«На данный момент мы должны были уже выйти на новый уровень», – сетует региональный руководитель глобальной компании. Другой иностранный топ-менеджер с сожалением признает, что дни лихорадочного роста бизнеса в
Китае для него прошли. Хотя некоторые западные компании, такие как фармацевтический титан
Eli Lilly и розничный гигант
Walmart, продолжают расти, их ряды неуклонно редеют.
Одной из причин проседания бизнеса стала экономическая стагнация в
Китае. Жилищный кризис привел к резкому падению цен на недвижимость по всей стране и заставил потребителей затянуть пояса. В сентябре китайское правительство дало понять, что оно сделает все необходимое для оживления экономики, а 9 декабря политбюро объявило, что
Китай впервые за более чем десятилетие перейдет к «умеренно мягкой» денежно-кредитной политике. Но в стране уже не ждут ничего хорошего. Продажи недвижимости продолжают падать, и вряд ли отрасли удастся выйти из крутого пике до 2025 года. Несмотря на обещания правительства стимулировать потребление, спрос тоже падает.
Дефляционное давление наносит ущерб всем компаниям в
Китае, не только иностранным, отмечает
Бо Чжэнъюань из пекинской консалтинговой компании
Plenum.
В конце октября 27 % китайских промышленных фирм несли убытки. Переизбыток предложения в различных отраслях промышленности, от электромобилей до строительных материалов, привел к ожесточенным ценовым войнам.
Мэри Барра, глава
GM, заявила: эта «гонка вниз» привела к тому, что компании с каждым днем все сложнее зарабатывать деньги.
Но положение западных фирм осложняется тем, что их вытесняют китайские конкуренты.
Starbucks уступила долю рынка более дешевому местному бренду
Luckin Coffee. Уже в сентябре эта сеть насчитывала 21 000 кофеен, что примерно в три раза больше, чем у американской сети. Хотя еще годом ранее у
Luckin Coffee было 13 000 кафе.
Брайан Никкол, новый руководитель
Starbucks, в октябре сообщил инвесторам, что компания сталкивается с «экстремальной» конкуренцией в
Китае и уже подумывает продать долю своего бизнеса местному партнеру.
Во многих отраслях западные фирмы больше не обладают технологическим преимуществом, которое они когда-то имели перед китайскими конкурентами. В настоящее время китайские производители промышленных роботов занимают почти половину местного рынка, хотя еще в 2020 году их доля составляла меньше трети. Проблемы
Apple в стране усугубились из-за новых ярких смартфонов от
Huawei, в том числе новой линейки
Mate 70, которую компания представила 26 ноября. Электромобили, производимые
BYD,
NIO и другими китайскими автоконцернами, не только намного дешевле западных, но и напичканы новейшими технологиями, о которых мечтают потребители.
Раньше, когда китайский рынок активно рос, западным компаниям удавалось увеличивать объемы продаж, несмотря на то что их доля на рынке уменьшалась. Но сегодня они не могут позволить себе такую роскошь.
Ко всему прочему, западные компании становятся случайными жертвами торговой войны между
Америкой и
Китаем. 2 декабря
США ввели новые ограничения на продажу оборудования для производства чипов некоторым китайским компаниям, а также высокоскоростных чипов памяти. Это нанесет ущерб американским производителям полупроводникового оборудования, таким как
Applied Materials,
Lam Research и
KLA, а также голландской компании
ASML, производителю передовых литографических инструментов. Ограничения скажутся и на некоторых западных производителях микросхем.
После того как
США выкатили новые торговые санкции, четыре китайские отраслевые ассоциации призвали сократить закупки американских чипов. Расследование, которое началось в
Китае в отношении
Nvidia - тоже, скорее всего, акт возмездия за ограничения, введенные
Америкой.
Компании в чувствительных отраслях, таких как производство микросхем, прекрасно осознают, с какими рисками сопряжена их деятельность в
Китае. Но список компаний, подверженных геополитическим потрясениям, растет. Акции европейских производителей бренди, включая
Remy Cointreau и
Pernod Ricard, упали в октябре после того, как
Китай заявил, что примет антидемпинговые меры против этого напитка, видимо, в ответ на тарифы, введенные
ЕС на электромобили из
Китая.
В прошлом месяце основатель японской розничной сети одежды
Uniqlo вызвал гнев китайских интернет-пользователей, заявив, что компания не использует хлопок из
Синьцзяна, региона
Китая, где, если верить обвинениям, применяется рабский труд. Министерство коммерции
Китая вскоре может ограничить местные операции
PVH, американского владельца
Tommy Hilfiger и
Calvin Klein за то, что последние соблюдают американский закон, запрещающий использовать хлопок из этого региона.
Если
Дональд Трамп исполнит свою угрозу и повысит тарифы на китайские товары,
Си Цзиньпин может отреагировать тем, что усложнит жизнь американским корпорациям. Иностранные компании в
Китае оказались втянутыми в опасную геополитическую борьбу, пишет
Эндрю Полк из
Trivium China, другой консалтинговой компании. И решения этой проблемы пока не видно.
The Economist
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения Freepik и victor olamide ajibola