Художник, фотограф и дизайнер: как Шант Аветисян оставил свой след в египетском искусстве

Художник, фотограф и дизайнер: как Шант Аветисян оставил свой след в египетском искусстве
Для многих в сфере искусства художник Шант Аведисян известен своими трафаретными картинами Золотого века Египта. В 2013 году его серия работ «Иконы Нила» (1991-2010) установила рекорд как «самое дорогое произведение современного арабского художника», когда оно было продано более чем за 1,5 миллиона долларов на аукционе Sotheby's в Дохе. Аведисян умер в Каире в 2018 году, однако память о нем всегда будет храниться в арабском мире благодаря владельцу книжных магазинов «Уголок читателя» Джорджу Микаеляну и его сыновьям.

Четверо братьев из Каира помнят его как соседа, друга детства и художественного протеже культурной армянской общины города. Их отец, Джордж Микаэлян, владелец книжного магазина и меценат, поддерживал творчество Аведисяна на протяжении всей его карьеры в Египте. «Я все время спрашивал своего отца: "Что мы будем делать со всеми этими картинами?"», — говорит Грач Микаелян, старший из братьев. В ответ Грач получил загадочное «увидишь» от Джорджа.

Теперь коллекция Джорджа, собранная за десятилетия, вылилась в целую выставку Chant Egyptien, которую можно было увидеть в первой половине января в ArtTalks Cairo. Эта выставка показала, как Аведисян любил экспериментировать с различными художественными стилями. «У каждой выставки Шанта была своя определенная тематика и стиль. Он действительно любил развивать свои стили как можно чаще», – говорит Крис Микаэлян, младший брат Грача, который учился рисовать в той же студии, что и Шант Аведисян. Армянские фольклорные танцевальные традиции, жизнь сельских египетских женщин, исламское искусство и древнее наследие Египта были среди тем, которые художник затрагивал в живописи, фотографии и дизайне костюмов. Они послужили отправной точкой для его портретов из серии «Иконы Нила», которые он создал в последние десятилетия своей жизни.

Аведисян, сын армянских беженцев, родился в Каире в 1951 году и жил в двух кварталах от книжного магазина «Читательский уголок», владельцем которого как раз был Джордж Микаэлян. «Наши родители знали друг друга, мы были членами одних и тех же сообществ. Мы с Шантом вместе брали частные уроки рисования в одной студии, но Шант не нуждался ни в каких уроках, потому что он был так талантлив, что мог создать произведение искусства всего за несколько секунд», – говорит Крис, который увлекается дизайном одежды и сегодня работает в сфере искусства. Их учительницей была художница Нора Азадян, которая помогала Аведисяну организовать его первые выставки. «С помощью миссис Норы Шант начал организовывать выставки с юных лет. Мой отец также поддерживал его, потому что ему нравились его работы», – рассказывает Крис. Шант Аведисян в 1970 году уехал в Канаду ради обучения в Школе искусства и дизайна в Монреале. Затем он вернулся в Египет и в конце 1970-х годов снова переехал, теперь уже в Париж, чтобы поступить в Национальную Высшую Школу декоративного искусства.

Шант Аведисян также интересовался фотоискусством при поддержке фотографа Шейка Албана, который управлял студией в Каире. «Он делал отличные фотографии мечетей Старого Каира, а также побывал в Верхнем Египте. Он использовал камеру Rolleiflex с черно-белой пленкой. В то время в Египте было трудно найти негативную пленку и бумагу для печати. Я помогал собирать материалы, и он подарил мне свою коллекцию фотографий», – вспоминает Крис, работавший в студии Албана. Повсюду фотографические усилия Аведисяна просачивались в его картины. Его картины женщин из сельской местности Египта, которые он начал рисовать в 70-х годах, также стали частью коллекции Джорджа Микаеляна.

Аведисян впервые начал свои исследования египетской культуры в 70-х годах, когда испытывал ностальгию по Египту и его древней истории. Среди работ, представленных на январской выставке, была серия картин дочери фараона Эхнатона, которая появляется на древних изображениях с удлиненной головой. В то время как Аведисян прославлял египетскую культуру, он был также вовлечен в армянскую общину Каира. «Он всегда был рад помочь и пожертвовать картины или открытки», – делится Крис. В середине 1970-х годов он разработал костюмы для армянской фольклорной танцевальной группы «Сардарапат». Два из таких разработок стали частью коллекции Джорджа Микаеляна и были выставлены на ArtTalks в январе. Дизайнерский опыт с костюмами привел к тому, что художник создал серию картин армянских танцоров, которые также были представлены на выставке.

«Уголок читателя» все еще существует и функционирует в центре Каира, и сыновья Джорджа занялись этим бизнесом после смерти отца в 1986 году. В настоящее время магазин превратился в консультационный центр по искусству. Однако некогда процветавшая армянская община Каира значительно сократилась.

Грач говорит, что благодаря этой коллекции на него нахлынула ностальгия: «Когда мы забрали картины из хранилища, мы смотрели на них уже совершенно по-другому. Некоторые были в упаковках в течение 30-40 лет. Это – наше детство и наша юность. Все картины были созданы с любовью, в жизни художника не было никакого конфликта или конкурирующих интересов». Он надеется, что такие выставки впредь будут вдохновлять молодое поколение египетских художников на продвижение своего искусства. Очевидно, что египетско-армянский визуальный артист Шант Аведисян занимает важное место в искусстве Египта.

Владелец книжных магазинов «Уголок читателя» Джордж Микаелян родился в Каире в 1914 году. Помимо продажи книг, Джордж был одним из основателей комитета «Друзья армянской культуры», целью которого была поддержка молодого поколения египетских армян. Джордж также проявлял личный интерес к искусству и покупал работы молодых египетских художников, таких как Исмаил Сами и Хасан Хешмат. «Мой отец всегда поощрял молодых художников. В то время никто не выставлял их напоказ, потому что на сцене доминировали очень выдающиеся египетские художники», – сказал Грач.

Армянский музей Москвы и культуры наций

В иллюстрации использовано изображение автора QualityIcons (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото автора Jl FilpoC (CC BY-SA 4.0) с сайта https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Reina_Nazli,_Chant_Avedissian.jpg
18.04.2024
Важное

Италия впервые станет местом проведения парусной регаты Кубка Америки.

19.05.2025 09:00:00

Из-за глобального потепления в странах Латинской Америки и Карибского бассейна почти не останется банановых плантаций.

18.05.2025 13:00:00
Другие Статьи

Выставка «Архитектура, созданная из архитектуры» исследует, как здания формируют культурное своеобразие Чили.  

Зачем технологическая элита США продвигает идеологию неореакции, утверждающую, что стране нужна единоличная власть?

Таяние ледников не только беспокоит ученых,  но и серьезно влияет на обычаи и верования коренных народов гор.

Ведущий китайский разработчик, подаривший миру Genshin Impact, совершает стратегический поворот — от аниме-эстетики к созданию ИИ-генерируемых виртуальных миров и «живых» персонажей.