Для многих в сфере искусства художник Шант Аведисян известен своими трафаретными картинами Золотого века Египта. В 2013 году его серия работ «Иконы Нила» (1991-2010) установила рекорд как «самое дорогое произведение современного арабского художника», когда оно было продано более чем за 1,5 миллиона долларов на аукционе Sotheby's в Дохе. Аведисян умер в Каире в 2018 году, однако память о нем всегда будет храниться в арабском мире благодаря владельцу книжных магазинов «Уголок читателя» Джорджу Микаеляну и его сыновьям.
Четверо братьев из Каира помнят его как соседа, друга детства и художественного протеже культурной армянской общины города. Их отец,
Джордж Микаэлян, владелец книжного магазина и меценат, поддерживал творчество
Аведисяна на протяжении всей его карьеры в Египте.
«Я все время спрашивал своего отца: "Что мы будем делать со всеми этими картинами?"», — говорит
Грач Микаелян, старший из братьев. В ответ Грач получил загадочное «увидишь» от Джорджа.
Теперь коллекция
Джорджа, собранная за десятилетия, вылилась в целую выставку
Chant Egyptien, которую можно было увидеть в первой половине января в
ArtTalks Cairo. Эта выставка показала, как Аведисян любил экспериментировать с различными художественными стилями.
«У каждой выставки Шанта была своя определенная тематика и стиль. Он действительно любил развивать свои стили как можно чаще», – говорит
Крис Микаэлян, младший брат Грача, который учился рисовать в той же студии, что и
Шант Аведисян. Армянские фольклорные танцевальные традиции, жизнь сельских египетских женщин, исламское искусство и древнее наследие Египта были среди тем, которые художник затрагивал в живописи, фотографии и дизайне костюмов. Они послужили отправной точкой для его портретов из серии
«Иконы Нила», которые он создал в последние десятилетия своей жизни.
Аведисян, сын армянских беженцев, родился в
Каире в 1951 году и жил в двух кварталах от книжного магазина «Читательский уголок», владельцем которого как раз был
Джордж Микаэлян. «Наши родители знали друг друга, мы были членами одних и тех же сообществ. Мы с Шантом вместе брали частные уроки рисования в одной студии, но Шант не нуждался ни в каких уроках, потому что он был так талантлив, что мог создать произведение искусства всего за несколько секунд», – говорит Крис, который увлекается дизайном одежды и сегодня работает в сфере искусства. Их учительницей была художница Нора Азадян, которая помогала Аведисяну организовать его первые выставки.
«С помощью миссис Норы Шант начал организовывать выставки с юных лет. Мой отец также поддерживал его, потому что ему нравились его работы», – рассказывает Крис. Шант Аведисян в 1970 году уехал в Канаду ради обучения в Школе искусства и дизайна в Монреале. Затем он вернулся в Египет и в конце 1970-х годов снова переехал, теперь уже в Париж, чтобы поступить в Национальную
Высшую Школу декоративного искусства.
Шант Аведисян также интересовался фотоискусством при поддержке фотографа
Шейка Албана, который управлял студией в Каире.
«Он делал отличные фотографии мечетей Старого Каира, а также побывал в Верхнем Египте. Он использовал камеру Rolleiflex с черно-белой пленкой. В то время в Египте было трудно найти негативную пленку и бумагу для печати. Я помогал собирать материалы, и он подарил мне свою коллекцию фотографий», – вспоминает Крис, работавший в студии Албана. Повсюду фотографические усилия Аведисяна просачивались в его картины. Его картины женщин из сельской местности Египта, которые он начал рисовать в 70-х годах, также стали частью коллекции
Джорджа Микаеляна.
Аведисян впервые начал свои исследования египетской культуры в 70-х годах, когда испытывал ностальгию по
Египту и его древней истории. Среди работ, представленных на январской выставке, была серия картин дочери фараона
Эхнатона, которая появляется на древних изображениях с удлиненной головой. В то время как Аведисян прославлял египетскую культуру, он был также вовлечен в армянскую общину Каира.
«Он всегда был рад помочь и пожертвовать картины или открытки», – делится Крис. В середине 1970-х годов он разработал костюмы для армянской фольклорной танцевальной группы «Сардарапат». Два из таких разработок стали частью коллекции
Джорджа Микаеляна и были выставлены на
ArtTalks в январе. Дизайнерский опыт с костюмами привел к тому, что художник создал серию картин армянских танцоров, которые также были представлены на выставке.
«Уголок читателя» все еще существует и функционирует в центре
Каира, и сыновья Джорджа занялись этим бизнесом после смерти отца в 1986 году. В настоящее время магазин превратился в консультационный центр по искусству. Однако некогда процветавшая армянская община Каира значительно сократилась.
Грач говорит, что благодаря этой коллекции на него нахлынула ностальгия:
«Когда мы забрали картины из хранилища, мы смотрели на них уже совершенно по-другому. Некоторые были в упаковках в течение 30-40 лет. Это – наше детство и наша юность. Все картины были созданы с любовью, в жизни художника не было никакого конфликта или конкурирующих интересов». Он надеется, что такие выставки впредь будут вдохновлять молодое поколение египетских художников на продвижение своего искусства. Очевидно, что египетско-армянский визуальный артист Шант Аведисян занимает важное место в искусстве
Египта.
Владелец книжных магазинов «Уголок читателя»
Джордж Микаелян родился в Каире в 1914 году. Помимо продажи книг, Джордж был одним из основателей комитета
«Друзья армянской культуры», целью которого была поддержка молодого поколения египетских армян. Джордж также проявлял личный интерес к искусству и покупал работы молодых египетских художников, таких как Исмаил Сами и Хасан Хешмат.
«Мой отец всегда поощрял молодых художников. В то время никто не выставлял их напоказ, потому что на сцене доминировали очень выдающиеся египетские художники», – сказал Грач.
Армянский музей Москвы и культуры наций
В иллюстрации использовано изображение автора QualityIcons (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото автора Jl FilpoC (CC BY-SA 4.0) с сайта https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Reina_Nazli,_Chant_Avedissian.jpg