В мае прошлого года исполнилось 95 лет канадско-японским дипломатическим отношениям. Япония была одной из первых стран, открывших дипломатическую миссию в Оттаве в 1928 году. Тогда лишь Великобритания, США и Франция имели официальные представительства в Канаде. Ещё раньше, в далёком 1889 году, было создано японское консульство в Ванкувере. А посольство Канады в Японии, действующее с 1929 года, – старейшее канадское дипломатическое учреждение в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В то время канадские миссионеры начали работать в Японии, в Канаду устремились японские эмигранты, шло установление деловых и торговых контактов. Имея многолетнюю историю отношений, в наши дни эти две тихоокеанские страны поддерживают достаточно тесные политические и экономические отношения. Они сотрудничают в многосторонних и региональных организациях, занимая схожие позиции и отстаивая общие ценности. Сейчас Япония – один из важнейших деловых партнёров Канады. Она лидирует среди азиатских стран по объёмам прямых иностранных инвестиций в Канаду и занимает четвёртое место по размерам двустороннего товарооборота (после США, Китая и Великобритании). В последние десятилетия Оттава и Токио активизировали политический диалог, разорванный в годы Второй мировой войны, когда Канада вместе с союзниками воевала против Японии. Дипломатические связи были восстановлены после подписания Сан-Францисского мирного договора в 1951 году. Контекст и события на канадско-японском векторе свидетельствуют о набирающей обороты тенденции к сближению.
«Зигзаги» отношений
Отношения между
Канадой и Японией, как уже упоминалось выше, отнюдь не всегда были безоблачными. Специалисты отмечают зарождение антияпонских настроений в Новом Свете ещё во второй половине XX века. Жители
Британской Колумбии, куда прибывали основные потоки японских иммигрантов, были недовольны их предприимчивостью и конкурентоспособностью на рынке труда, сопротивлением ассимиляции в канадское общество, упорным стремлением сохранить свою культурную и конфессиональную идентичность. Обстановка особенно накалилась в 1907 году, когда в
Ванкувере и в других городах
Западного побережья прошли массовые акции протеста
против засилья китайцев и японцев. Организаторами беспорядков были расистские организации: действовавшая в
США и Канаде «Азиатская лига отчуждения» (Asiatic Exclusion League) и Лига «За Канаду для белых». В последующие годы правительства Канады планомерно ограничивали экономические и политические права японских канадцев (отмена лицензий на рыбную ловлю, непредоставление права голоса, запрет на ряд видов трудовой деятельности).
В годы Второй мировой войны напряжённость в отношениях между странами вылилась в прямое военное противоборство. Канада стала первой страной, официально объявившей войну Японии. Это случилось в день нападения
Японии на
Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года. Через несколько часов после начала войны на
Тихом океане два канадских батальона участвовали в обороне Гонконга от японцев. Она длилась недолго. После падения плохо укрепленного Гонконга военнослужащие Канады были взяты в плен. Канадские войска были также задействованы в
Алеутской кампании (на Аляске), когда часть островов, принадлежавших США, была оккупирована японскими ВС. Более 5 тыс. канадских и 30 тыс. американских солдат высадились тогда на острове Киска. Сухопутную операцию поддерживали
ВМС И ВВС Канады. Кроме того, в 1944-1945 гг. канадские боевые корабли и авиация воевали в составе
Британского Тихоокеанского флота, атакуя японские базы. Основным театром боевых действий канадских вооружённых сил с полным основанием считается европейский фронт (Дьеппская, Нормандская операции, освобождение Голландии).
Вместе с тем вклад
Канады в поражение
Японии был также весьма внушительным. Заслуживает внимания ещё один важный факт из истории Второй мировой войны. Канада вместе с США и Великобританией была участницей Манхэттенского проекта создания атомной бомбы, сброшенной в 1945 г. на
Хиросиму и Нагасаки. Для производства ядерного оружия
Канада предоставила союзникам урановую руду, тяжёлую воду и ноу-хау отечественных учёных. Так канадское руководство оказалось втянутым в деятельность, которая имела самые трагичные последствия для японского народа. Мрачной страницей в истории политического взаимодействия надолго осталось интернирование в годы войны японских канадцев, которое сопровождалось грубым насилием и жестокостью. После нападения
Японии на США канадские власти без суда и предъявления обвинений выслали их из мест постоянного проживания в
Британской Колумбии на восток страны. Около 22 тыс. представителей этой этнической группы (почти 90 % всего японского населения Канады) были размещены в наспех созданные концлагеря, лишены имущества, разлучены с семьями. Многие были депортированы в
Японию. Лишь в апреле 1949 г., когда им вернули основные права, включая свободу передвижения, они смогли возвратиться в родные места.
Только в 1988 г. все точки над i в этом драматичном сюжете были поставлены. Выступая в парламенте, тогдашний премьер-министр Канады
Б. Малруни принёс официальные извинения канадцам японского происхождения за «неправомерные действия правительства» и пообещал, что «подобные события никогда больше не повторятся». Было также подписано
Соглашение о возмещении ущерба японским канадцам (The Japanese Canadian Redress Agreement), которое предусматривало компенсационный пакет на сумму в 300 млн долл. Он включал выплаты в размере 21 тыс. долл. каждому из 13 тыс. выживших на тот момент интернированных, 12 млн долл. японскому общественному фонду поддержки депортированных из Канады и 24 млн долл. в бюджет канадской организации борьбы с расовой дискриминацией. Президент Национальной ассоциации японских канадцев
А. Мики назвал извинения и компенсационный пакет «урегулированием, которое исцеляет». Отметим, что инициатива «покаяния» принадлежала администрации
Р. Рейгана, которая ещё раньше объявила об аналогичных мерах в отношении интернированных американцев японского происхождения. Не исключено, что прошлые ошибки властей
Канады все еще остаются в памяти японцев и делают
Канаду не слишком привлекательной для иммиграции. Возможно, поэтому японская этническая группа в
Канаде немногочисленна и составляет 99 тыс. человек (менее 0,3 % общего населения страны).
Современный этап: на пути к сближению?
Помимо трагичных эпизодов, российско-японское «досье» содержит данные о динамично развивающемся и эффективном диалоге. Наиболее привлекательной гранью отношений и для
Оттавы, и для
Токио является торгово-экономическое сотрудничество. Первый шаг был сделан в 1954 году, когда было подписано двустороннее
Соглашение о торговле. Вслед за ним были заключены многочисленные отраслевые соглашения в сферах рыболовства, лесного хозяйства, авиации, почтовой связи, атомной энергии. Сегодня Япония входит в число основных торгово-инвестиционных партнеров
Канады. Следует учитывать, что экономики обеих стран относятся к числу самых развитых в мире. По уровню номинального ВВП
Япония занимает 3-е место в мире, Канада – 9-е. По ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, – 4-е и 15-е места соответственно. Канада продает
Японии минеральные руды, уголь и природный газ, пищевые продукты (в основном масло канолы и свинину), пиломатериалы. А
Япония поставляет в
Канаду автомобили, автозапчасти, промышленное оборудование, электромобили, научную и медицинскую аппаратуру.
Очень важной предпосылкой укрепления делового сотрудничества является тот факт, что
Япония – крупнейший в мире импортер сжиженного природного газа, большая часть которого продавалась
Россией. В поисках замещающих поставок
Япония проявляет повышенный интерес к канадским энергетическим ресурсам. Однако возможности экспорта энергосырья
Канадой ограничены из-за отсутствия у неё технических возможностей по его сжижению. Запуск первого завода по сжижению газа запланирован на 2025 г. в
Британской Колумбии. От того, насколько Канада сможет создать надёжную альтернативу российским поставкам энергоресурсов, во многом зависит будущее её отношений с
Японией. И Канада, и Япония – активные члены, а часто и учредители международных организаций, на полях которых они согласовывают свои подходы. Они участвовали в Плане Коломбо, представлены в
ООН, ГАТТ/ВТО и ОЭСР. Канада активно содействовала вступлению Японии в эти организации, а также была одной из немногих стран, которые позволили Токио пользоваться режимом наибольшего благоприятствования в рамках ГАТТ.
Площадками для кооперации стали саммиты
Группы семи и
Группы двадцати, а также совещания региональных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона. Это прежде всего АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), основательницами которого, наряду с другими странами, были
Япония и Канада,
АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), где упомянутые страны имеют статус диалоговых партнёров, Азиатский банк развития (АБР). Напомним, что обе страны сыграли ключевую роль в реанимации самого крупного в АТР соглашения – о Всеобъемлющем и прогрессивном
Транстихоокеанском партнёрстве (CPTPP) – после того, как администрация
Трампа вышла из его первоначальной версии в 2017 г. CPTPP устраняет или снижает тарифы на большинство статей канадского экспорта в
Японию, в том числе на продукцию сельского и лесного хозяйства, металлы, морепродукты. Подвижки наметились и на уровне политического диалога.
Основным условием его налаживания является близость или совпадение подходов двух стран к решению многих международных проблем. В конфликте вокруг
Украины они энергично поддерживают Киев, участвуют в санкционной политике
Запада против России и единодушны в оценке Китая как главной угрозы стабильности в
Индо-Пацифике. ВМС и авиация Канады помогают обеспечить международные санкции против Северной Кореи в тандеме с японскими силами самообороны. И для Оттавы, и для Токио самым близким торговым и военно-политическим союзником являются
США. В недавно опубликованной
Стратегии национальной безопасности Японии японо-американский
Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности 1960 г. назван «краеугольным камнем обороны Японии». В 2010 году была принята канадско-японская совместная декларация о сотрудничестве в области политики, мира и безопасности, которая заложила основы для углубления военно-политического партнёрства.
Практическим результатом стал запуск механизма
«Диалог 2+2», в рамках которого проводятся регулярные двусторонние встречи заместителей министров иностранных дел и обороны. Ещё один шаг был предпринят в 2018 г., когда было заключено
Соглашение о приобретении и перекрестном обслуживании (Acquisition and Cross-Servicing Agreement), способствовавшее кооперации вооружённых сил двух стран. Заметно участились контакты на высшем уровне. Так, в октябре 2022 г. министр иностранных дел Канады
М. Джоли побывала в
Токио, а в ноябре встретилась в Германии со своим японским визави
Ё. Хаяси. Примечательно, что премьер-министр Японии Ф. Кисида стал первым главой азиатского государства, побывавшим в Канаде после обнародования её
Индо-Тихоокеанской стратегии. Главы внешнеполитических ведомств согласовали и объявили о принятии документа под амбициозным названием «План действий по реализации канадско-японских общих приоритетов для содействия свободному и открытому
Индо-Тихоокеанскому региону». В нём обозначены следующие сферы сотрудничества, представляющие взаимный интерес: 1) продвижение принципа верховенства закона; 2) поддержание мира и миростроительства, оказание гуманитарной помощи и помощи в случае стихийных бедствий; 3) укрепление безопасности в области здравоохранения, предотвращение угроз подобных пандемии COVID-19; 4) обеспечение энергетической безопасности; 5) содействие свободной торговле и реализация торговых соглашений; 6) охрана окружающей среды и борьба с изменением климата.
Стороны сразу же начали имплементацию декларированных принципов. Стартовали официальные переговоры по заключению Общего соглашения о безопасности информации (General Security of Information Agreement). Стоит отметить, что у обеих стран есть опыт участия в подобных соглашениях:
Япония реализует их как на двустороннем уровне (с восемью странами), так и на многостороннем (с НАТО), а Канада входит в разведывательную сеть «Пять глаз».
Япония и Канада также договорились укреплять технические обмены в области ядерных технологий, в том числе в отношении малых модульных реакторов, и продолжить совместные военные учения. Завершая разговор о современном этапе канадско-японских отношений, упомянем о научных обменах, культурных связях и контактах между людьми. Существуют ассоциации дружбы между народами, 71 город-побратим и соглашение о сотрудничестве между японской и канадской общественностью.
Интересно, что большинство канадцев, опрошенных неправительственной организацией
Азиатско-Тихоокеанский фонд Канады (Asia Pacific Foundation of Canada), позитивно относятся к
Японии, выделяя своеобразие японской культуры и кухни. Доброжелательное восприятие
Японии контрастирует с резко негативными оценками, высказанными в адрес
Китая. Среди факторов, которые благоприятно скажутся на развитии отношений
Канады со странами ИТР в ближайшее десятилетие, большинство опрошенных (74 %) называют рост технологий и инноваций в регионе. Опрос продемонстрировал также интерес респондентов к странам
Индо-Пацифики: свыше половины хотели бы больше узнать об их истории и традициях. Взгляды руководства обеих стран на перспективы и проблемы развития диалога отразили опубликованные официальные документы.
Официальные документы о канадско-японских отношениях
Индо-Тихоокеанская стратегия (ИТС) Канады, документ на 26 страницах, была обнародована в ноябре 2022 года. Критики правительства убеждены, что работа, которая велась в течение трёх лет, сильно затянулась. Наиболее чётко эту точку зрения выразил бывший посол Канады в Китае
Д. Малруни:
«Канада догоняет своих союзников, которые уже сформулировали свою позицию по отношению к Пекину». Центральное место в ИТС занимает оценка политики Китая. В адрес Пекина использована жёсткая риторика:
«Китай – "разрушительная глобальная держава", которая милитаризирует регион, и выдвигает односторонние территориальные претензии», – говорится в документе.
Выраженное антикитайское измерение имеет и
Стратегия национальной безопасности Японии, опубликованная в декабре 2022 г. Характеризуя международную обстановку как «самую суровую и сложную со времён окончания Второй мировой войны», авторы документа видят угрозы безопасности Японии в укреплении стратегических связей между Россией и Китаем, активизации военных маневров
Китая вокруг Тайваня, наращивании ракетно-ядерной мощи Северной Кореи. Доктринальные положения подкрепляются следующими примерами: в ходе военных учений армии Китая вокруг
Тайваня в августе 2022 года Китай запустил пять ракет в исключительную экономическую зону
Японии. В последнее время участились случаи запуска в сторону Японского моря межконтинентальных ракет
Северной Кореи. Справедливости ради следует отметить, что к конфликтности в регионе причастна и сама
Япония. Хотя у неё нет сухопутных границ, она имеет территориальные претензии к каждому из своих ближайших соседей –
России, Китаю, Республике Корея и КНДР. Нерешённые территориальные споры и милитаризация региона создают там напряжённую обстановку.
Япония рассчитывает бороться с этими угрозами, опираясь прежде всего на японо-американский альянс. Значение придаётся также укреплению сотрудничества с другими союзниками, среди которых выделена Канада.
В другом основополагающем документе – Белой книге по обороне Японии, вышедшей в свет в 2022 году, – военной политике Канады посвящена целая страница. Авторы обратили внимание на заметный вклад Канады в
NORAD, НАТО, партнёрство «Пять глаз», многонациональную операцию по контролю за применением санкций
СБООН против
Северной Кореи. Было с одобрением отмечено участие канадского фрегата в маневрах в Тайваньском проливе на фоне напряжённости между Пекином и Тайбэем. Вместе с тем Токио проявил серьёзную обеспокоенность по поводу низкого уровня военных расходов Канады (в 2022 году – 1,27 % ВВП) и выразил острожную надежду на модернизацию её военных программ. Что касается самой Японии, то в бюджете на 2023 год военные расходы повышены на 26 % – рекордный скачок ассигнований по этой статье за всю историю
Японии. К 2027 году расходы на оборону достигнут 2 % ВВП. Для справки: Япония не является членом НАТО и не обязана соблюдать требование его руководства о размерах военных бюджетов членов альянса (они должны составлять не менее 2 % ВВП). Однако правительство
Ф. Кисиды, видимо, решило идти в авангарде коллективного Запада. В
Индо-Тихоокеанской стратегии Канады Япония занимает ведущее место и упоминается 22 раза.
Политическая элита исходит из того, что
Япония – один из ключевых игроков в интеграционных процессах на азиатско-тихоокеанском треке, участница основных партнёрств и региональных организаций. Другое дело Канада. Несмотря на то что она давно присутствует в регионе, деловые и политические связи развивались недостаточно энергично. В наши дни Вашингтон демонстративно игнорирует своего ближайшего союзника при создании новых партнёрств и коалиций в
Индо-Пацифике – АУКУС, Четырёхстороннего диалога по безопасности (QUAD) и даже направленной на развитие экономических связей инициативы Дж. Байдена
«Индо-Тихоокеанские экономические рамки для процветания». Чтобы не остаться в стороне от консолидационной деятельности англосаксонских стран, Оттава поспешила предпринять давно ожидавшиеся от неё шаги. Последней из стран разведывательной сети «Пять глаз» она объявила об отказе от применения технологий
«Хуавей» при использовании систем связи пятого поколения (5G). А в ноябре 2022 г. была опубликована давно ожидавшаяся Индо-Тихоокеанская стратегия. Не оставляя попыток вступить на азиатское поле,
Дж. Трюдо решил пойти на опережение и выступил с собственной инициативой. Во время визита Ф. Кисиды в Канаду в январе 2023 года Дж. Трюдо предложил запустить четырёхсторонний механизм сотрудничества с
Японией, Южной Кореей и США.
Эта инициатива напоминает по своему формату
QUAD. США поддержали канадский план, а японцы ответили уклончиво: «для реализации этой концепции, если она вообще будет одобрена, потребуется время». Похоже, что переломить ситуацию
Дж. Трюдо всё же не удалось, а расчёт на то, что Япония поможет Канаде закрепиться в Индо-Пацифике, пока не оправдался. По мнению российского специалиста Д. А. Володина,
Канада оказалась вне формируемой новой системы безопасности АТР, что грозит маргинализацией её положения в регионе. Новшеством канадского документа является выделение Северной части
Тихого океана в отдельный регион (The North Pacific), который назван соседствующим (neighborhood) с Канадой. Термин использован не случайно. Во-первых, потому что через
Северную Пацифику лежит путь к Канадской Арктике. Во-вторых, это морское пространство, соединяющее Канаду со странами всего
ИТР. В-третьих, потому что под определение подпадают Япония и Южная Корея, представляющие для Канады несомненный интерес. Не исключено, что Оттава рассматривает их с точки зрения укрепления своих позиций в
Арктике, конфликтогенность которой неуклонно растёт.
Как следует из
ИТС Канады, приоритетным направлением её политики будет активное развитие торгово-экономических связей. Регион давно привлекает канадских экспортеров, настроенных на освоение азиатских рынков, с их высоким спросом на сырье и высокие технологии.
Япония признается ключевым партнёром в создании устойчивых цепочек поставок, развитии научно-технических инноваций и свободной торговли. Конкретизируя эти общие положения, канадский документ обозначил следующие сферы взаимодействия: совместные разработки в области искусственного интеллекта, кибербезопасности, экспорт энергоресурсов и помощь в освоении экологически чистых источников энергии, поставки важнейших полезных ископаемых, агропродукции и сельскохозяйственных товаров, налаживание прочных цепочек продаж аккумуляторов для электромобилей и инфраструктуры торговых коридоров.
Об экономической ориентированности канадской стратегии свидетельствовало и обещание вновь запустить инициативу по линии
«Сборной Канады». Речь идёт о поездках в ИТР делегаций высокого уровня, представляющих различные слои канадского общества (федеральную и провинциальные власти, бизнес-сообщество, научные круги и общественность). Первая поездка
«Сборной Канады» состоялась в 1994 г. во главе с тогдашним премьер-министром
Ж. Кретьеном. «Сборная Канады» в прошлом выезжала в АТР. В наши дни задачи и формат перестроены в соответствии с новыми реалиями. Они должны продемонстрировать высокую конкурентоспособность канадских товаров и услуг. Показательно, что инициатива стартует с визита
«Сборной Канады» в Японию, запланированного на октябрь 2023 года. Тестом на жизнестойкость канадско-японских отношений будет способность Канады выполнить свои военные обязательства. В ИТС процитированы общие приоритеты, сформулированные в упомянутом выше
«Плане действий», и подтверждено обещание завершить переговоры с
Японией по соглашению об обмене разведданными. О значении развития этого направления свидетельствует выделение Оттавой почти 230 млн долл. на расширение возможностей канадских служб разведки и кибербезопасности. Большая часть средств предназначена для сотрудничества в ИТР.
Заключение
Проведённое исследование современных канадско-японских отношений подтверждает тезис о растущем значении
Индо-Пацифики в международной повестке дня. Во-первых, потому что это регион динамично развивающихся интеграционных процессов, расширения инклюзивного экономического сотрудничества. Во-вторых, потому что это пространство высокой конфликтности, с нерешенными территориальными спорами, с набирающей обороты опасной гонкой вооружений и создающимися новыми военно-политическими моделями антикитайской направленности. Эти две ипостаси представлены в рассмотренном нами двустороннем взаимодействии. Наиболее благоприятные перспективы имеет развитие канадско-японских торгово-экономических связей. Экспортную продукцию можно характеризовать как взаимодополняемую: для
Токио приоритетны канадские энергресурсы, критически важные металлы и минералы, для
Оттавы – японское промышленное и электронное оборудование, автомобили, автозапчасти.
Что касается военно-политического сотрудничества, в котором весьма заинтересована
Япония, то его потенциал достаточно скромен. Главным препятствием являются слабые военные возможности Канады, устарелое оборудование, низкие военные расходы. Фокус военно-политического взаимодействия сосредоточен на обмене разведывательными данными. В случае заключения Соглашения о безопасности информации оно будет важным, конкретным и, пожалуй, единственным результатом контактов в этой области. Оценивая итоги недавних двусторонних переговоров, некоторые аналитики даже заговорили об
«историческом повороте» в канадско-японских отношениях. Так, в частности, называлась онлайн-конференция, проведённая в марте 2023 г. Центром изучения Японии при
Торонтском университете. Возражая «оптимистам», скептично настроенные эксперты указывают на наследие прошлого военного противоборства времён
Второй мировой войны, различное геополитическое положение двух государств, разное видение политическим руководством военных угроз, роли и места их стран в мире.
Эти и другие обстоятельства создают препятствия на пути сближения. Расхождения в приоритетах очевидны при сопоставлении официальных документов
Японии и Канады. Первостепенное значение для Японии имеют вопросы укрепления национальной безопасности, наращивание военного потенциала, масштабная модернизация ВМС и ВВС. Приоритетной для Канады является не военно-политическая, а экономическая интеграция. Защита цепочек поставок, устранение барьеров в двусторонних торговых связях, освоение новых рынков – главные задачи, сформулированные в коммерчески ориентированной, носящей отпечаток прагматизма, стратегии
Канады. Поворот
Японии и Канады друг к друг свидетельствует о складывающейся в регионе практике формирования под эгидой
Вашингтона новых механизмов взаимодействия, прежде всего в сфере безопасности. Как правило, у новых альянсов небольшое число участников, неформальная структура управления, гибкая повестка дня и узкая функциональная направленность (АУКУС, QUAD, Четырёхстороннее партнёрство, предложенное Дж. Трюдо). В научном дискурсе эта тенденция получила название «минилатерализма», в противовес мультилатерализму, с устоявшимися многосторонними организациями и сетевыми структурами. Наметившийся тренд к минилатерализму представляет на наш взгляд научный интерес и заслуживает внимательного изучения.
Евгения Исраелян, журнал «США & Канада: экономика – политика – культура»
В иллюстрации использовано изображение автора Vinícius Cavalcante (CCBY3.0) и изображение автора Samsul Rizal (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/