
Испания и Европейский союз реагируют на миграционный кризис с помощью усиления контроля границ, расширения сотрудничества с африканскими странами, таких как Марокко, Мавритания и Сенегал, а также за счёт поддержки программ по репатриации мигрантов и инвестициям в развитие инфраструктуры пограничной безопасности. В то же время сохраняются острые гуманитарные и социальные вызовы, связанные с обеспечением условий размещения, защитой прав мигрантов и их интеграцией в испанское общество. Также не утихают политические дебаты внутри ЕС относительно справедливого распределения миграционной нагрузки между государствами-членами.
Марокко – крупнейший источник африканской миграции в Испанию. По данным Национального института статистики Испании (INE), в 2023 г. в стране проживало около 45 799 марокканцев. Их миграция обусловлена несколькими ключевыми факторами: высоким уровнем безработицы, низкими зарплатами, недостатком экономических возможностей, а также историческими связями между двумя странами. Марокканцы традиционно находят работу в сельском хозяйстве, строительстве и сфере услуг, а также в домашних хозяйствах. Существуют как легальные маршруты миграции, так и нелегальные, например морем через Гибралтарский пролив или через испанские анклавы Сеуту и Мелилью, которые являются ключевыми точками въезда.
Алжир какое-то время являлся одним из важнейших по значимости источником миграции. Алжирцы, в отличие от марокканцев, реже пересекают границу через испанские анклавы, а чаще используют морские маршруты через Альмерию и Аликанте. Среди мигрантов встречаются как неквалифицированные рабочие, так и образованные специалисты, покидающие страну из-за нехватки возможностей на родине.
Сенегал – одна из значительных африканских стран – экспортеров мигрантов. В условиях экономической нестабильности, роста населения и нехватки рабочих мест многие сенегальцы направляются в Европу, в том числе через Испанию. Интерес для нас представляет то, что Европейский Союз в 2024 г. выделял Сенегалу 30 млн евро на борьбу с нелегальной иммиграцией. Большинство используют маршрут через Канарские острова, который остается одним из самых опасных: по данным Международной организации по миграции, в 2023 г. в Атлантическом океане погибло более 2300 человек, пытавшихся пересечь этот маршрут. Министр внутренних дел Испании Фернандо Гранде-Марласка в 2024 г. предложил, чтобы европейское пограничное агентство Frontex получило разрешение от африканских стран на патрулирование их территориальных вод. Это необходимо для борьбы с нелегальной миграцией на Канарские острова.
Гвинея – еще один крупный источник миграции в Испанию. Главный национальный праздник Экваториальной Гвинеи – День независимости – отмечается 12 октября. В 1968 г. в эту дату страна получила свободу от испанского владычества. Однако, несмотря на то что страна стала свободной, люди мигрируют. Цели для этого совершенно разные, но чаще всего это миграции молодежи в целях увеличения заработка и повышения качества жизни.
Африканские мигранты играют важную роль в низкоквалифицированных секторах экономики – сельском хозяйстве, строительстве и туризме. Они заполняют нехватку рабочей силы, но их высокая концентрация в теневой экономике ведет к снижению налоговых поступлений.
Африканская миграция оказывает значительное влияние на демографическую структуру Испании. В 2024 г. доля населения африканского происхождения достигла 2,5 %, что составляет примерно 1,2 миллиона человек. Основные регионы их проживания включают:
– Барселону и Мадрид – крупные урбанистические центры, где африканские общины активно интегрируются в сферу услуг и строительства;
– Андалусию и Мурсию – регионы с развитым сельским хозяйством, где сосредоточены сезонные рабочие из Марокко, Сенегала и Мали;
– Канарские и Балеарские острова – важные точки въезда мигрантов, которые часто становятся местами временного проживания. Миграционный маршрут из Западной Африки на Канарские острова в 2024 г. достиг максимума, увеличившись на 17,4 %, до 46 843 человек. «Канарские острова стали очень важным транзитным пунктом для мигрантов благодаря географической зоне, в которой они расположены»;
– Сеуту и Мелилью – два испанских анклава в Северной Африке, которые играют критически важную роль в контроле миграционных потоков. Эти города являются основными пунктами пересечения границы для многих африканских мигрантов, особенно из Марокко и стран к югу от Сахары. Власти Испании активно укрепляют границы этих анклавов, устанавливая заграждения и системы наблюдения, чтобы сдерживать нелегальную миграцию.
Испания активно разрабатывает программы по интеграции мигрантов, включая программы легализации – периодическое предоставление мигрантам возможности легализовать свой статус при наличии работы. Государство сталкивается с вызовами, связанными с миграцией: экономическими, социальными и политическими. С одной стороны, мигранты вносят вклад в экономику, с другой – нелегальная миграция порождает социальную напряженность. Стратегии регулирования миграционных потоков включают сотрудничество с африканскими странами, улучшение механизмов интеграции и укрепление пограничного контроля.
Правительство Португалии стремится снизить зависимость от туризма и привлекает в страну крупные IT-компании.
Новая Зеландия перезапускает свою внешнюю политику, делая ставку на безопасность и процветание через торговлю с АСЕАН.
Анатомия звука Трента Резнора или почему Nine Inch Nails одинаково полюбились массам и эстетам.
От строительства школ и мечетей до военных баз и ЧВК – как Турция тихо, но уверенно наращивает своё влияние в Африке, отодвигая других мировых игроков.
Выборы в Нью-Йорке завершились триумфом политика-новичка. Иммигрант, мусульманин и социалист – новый мэр города олицетворяет три «табу» американской политики и знаменует раскол в Демпартии.
Впервые за 500 лет существования Церкви Англии её духовным лидером стала женщина – епископ Лондона Сара Маллали, что вызвало раскол в глобальном англиканском сообществе.