IT и сальса

ЦИФРОВЫЕ КОЧЕВНИКИ ПРИНОСЯТ СТРАНАМ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ, ЧЕМ ВРЕДА

Сотрудница мексиканского кафе Итандехуи Руис страшно недовольна: её чилакилес, жаренные чипсы из тортильи в соусе сальса, теперь кажутся безвкусными. «Иностранцы не могут есть такую острую еду», — объясняет официант. Некоторые местные жители обвиняют приезжих в том, что те лишают остроты и пряности не только местную кухню, но и культуру, усложняя при этом жизнь мексиканцам. По данным британской консалтинговой фирмы Economist Intelligence Unit, в 2022 и 2023 годах Мехико являлся самым дорогим городом Латинской Америки.

Цифровые кочевники — это удаленщики из развитых стран, которые перемещаются по миру каждые несколько месяцев в поисках идеального сочетания тропического климата, культурного разнообразия и низкой стоимости жизни. Из-за пандемии их число выросло, особенно в технологической сфере. Излюбленные места удаленщиков — Азия и Европа, но Латинская Америка также кажется им привлекательной. В 2023 году Мехико занял седьмое место по популярности среди всех городов мира. А согласно рейтинговому сайту для путешественников Nomad List, в 2022 году в Медельине (Колумбия) на каждые 100 000 жителей приходилось 263 цифровых кочевника, что больше, чем в любом другом испаноговорящем городе.



Чиновники настроены оптимистично. Как заявил министр туризма Хосе Алехандро Гонсалес, поставлена цель сделать Медельин «одним из лучших городов для цифровых кочевников». Уже более 20 стран в Северной и Южной Америке предлагают визы для цифровых кочевников. Причем разрешение на временное проживание обычно требует минимального дохода и наличия медицинской страховки. Кроме того, держатели этих виз нередко освобождаются от уплаты налогов на определённый срок.

Однако далеко не все жители разделяют этот энтузиазм. Многие видят, как обеспеченные фрилансеры ведут роскошную, с их точки зрения, жизнь, и из-за этого поднимаются цены. Например, в Куаутемоке, одном из районов Мехико, аренда с июня 2022 по июнь 2023 года подорожала на 35 %, тогда как в остальном городе ее рост составил всего 14 %. На одной из стен района написано: «Гринго, возвращайтесь домой!» Согласно данным американской аналитической компании Airdna, в Медельине за два года (информация на конец 2023 года) в районе Эль-Побладо количество договоров краткосрочной аренды выросло на 46 %.


Приезжие увеличили нагрузку на и без того напряжённый рынок недвижимости, отмечает Луис Мигель Пелаес из колумбийской компании Acrecer, специализирующейся на недвижимости.

Недовольны местные и влиянием цифровых кочевников на культуру. Для скептиков иностранцы — такое же зло, как наркотики и секс-туризм. Приезжие навязывают латиноамериканским городам свою единообразную глобальную культуру, которая подразумевает наличие кофеен с открытыми пространствами и коворкингов. Многие из приезжих общаются исключительно на английском языке, что раздражает и отталкивает местных жителей.

Однако демонизировать цифровых кочевников ошибочно. Увеличение арендной платы связано с рядом других факторов. Так, в 2023 году Медельину требовалось около 14 500 новых домов, но было построено лишь 2000, согласно данным торговой ассоциации Camacol Antioquia. Корреляция между краткосрочной арендой и изменением рынка жилья зачастую переоценивается, считает Юджин Тоул из мексиканской исследовательской фирмы Softec. На онлайн-сервисе аренды жилья Airbnb выставлено всего 3 % столичной недвижимости. Кроме того, количество разрешений на новое строительство в столице с 2018 по 2022 год снизилось на две трети.

В целом, как и другие иммигранты, кочевники приносят больше пользы, чем вреда. Удаленщики инвестируют свои доходы в местную экономику. К примеру, в Медельине они ежемесячно тратят в среднем $1400, что значительно превышает расходы местных жителей ($575 в месяц). Джош из Шотландии утверждает, что он ежемесячно тратит $1500 на аренду и ещё $800 на услуги шеф-повара, инструктора по кикбоксингу и учителя сальсы.

Выиграли от этого и предприниматели, у многих увеличилась прибыль, утверждает Педро Эчаваррия из сети кофеен Pergamino в Медельине. Он адаптировал свои заведения для нужд удалённых работников и начал рассказывать о правилах этикета в Instagram* (например, что приносить свои завтраки запрещено). В Мехико управляющий магазином тако Taqueria Orinoco в районе Рома Норте Иван Санчес говорит, что ему не приходится платить за рекламу, поскольку её уже делают сами цифровые кочевники, выстраивающиеся в очереди по всему району. По оценкам правительства Мехико, в 2021 году удалённые работники принесли экономике страны 9,3 миллиарда песо (около 532 миллионов долларов), что составило 15 % всех доходов от туризма за тот же год.

Высококвалифицированные иммигранты, как и большинство цифровых кочевников, способствуют развитию инноваций. Идеи приезжих позволяют создавать новые инновационные продукты и выводить принимающие города на международные рынки. В Медельине британец Джоэл Элстер обучает местных жителей продажам. Один из его учеников теперь зарабатывает 5000 долларов в месяц. Трудно обвинять фрилансеров в деградации культуры или увеличении уровня преступности. «Они приехали сюда не для того, чтобы разрушить наш город, ведь они тоже здесь живут», — подчеркивает министр туризма Гонсалес. После десятилетий изоляции и напряжённой борьбы колумбийских властей с наркоторговлей регион Антьокии, что возле Медельина, наконец начал развиваться благодаря цифровым кочевникам.

Поэтому чиновники изо всех сил стараются показать преимущества, которые приносят фрилансеры, параллельно решая возникающие проблемы. В Медельине власти помогают наладить сотрудничество между бизнесом и цифровыми кочевниками. Надзорные органы пресекают попытки местных сдавать квартиры в незаконную субаренду. А застройщики за пределами жилых зон возводят стильные колайвинги — многоквартирные дома с общими рабочими зонами.

Мехико, который был полон талантливых людей со всего мира задолго до того, как появилась мода на удаленную работу, придерживается принципа невмешательства. Иностранцы оживляли столицу Мексики на протяжении всего ХХ века. Теперь цифровые кочевники могут делать то же самое для других городов в XXI веке, даже если безвкусный соус сальса кому-то не нравится.
The Economist
Перевод Антона Дубровского
*запрещенная в Российской Федерации социальная сеть
Иллюстрация: использованы изображения Monika Gamaro  и Jun Weng 
11.10.2024
Важное

Перуанский город-крепость возрастом почти 4000 лет открылся для туристов.

14.07.2025 13:00:00

Повторить путь Анны Франк в школу теперь можно с помощью смартфона. ИИ-реконструкция превращает улицы Амстердама в интерактивный памятник жертвам нацизма.

14.07.2025 09:00:00
Другие Статьи

Вонг Карвай — редкий пример режиссёра «золотой эры» китайского кино, который успешно адаптировался к современной медиасреде, сохранив авторский стиль.

Ядерная энергетика переживает второе рождение: она обеспечивает энергобезопасность, помогает снижать выбросы CO₂ и стремительно развивается благодаря инновациям — в частности, появлению малых модульных реакторов.

Как скандал с фальсификацией тысяч подписей подорвал веру в «лучшую демократию мира» и запустил цифровую реформу в Швейцарии.

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров – о пути Франции с XVII века до кризиса Макрона.