МОЖЕТ ЛИ СТРАНА ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ СТОЛЬ ДОРОГОСТОЯЩЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАНСПОРТНЫХ И ДОРОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ?
Крупные проекты по строительству аэропортов, автомобильных и железнодорожных линий меняют облик Австралии сейчас, чтобы в будущем удовлетворить нужды растущего населения и поддержать экономический рост. Но достаточно ли этих масштабных проектов? И может ли страна позволить себе такие огромные траты? Журналист Джонатан Перлман из The Straits Times надел каску и отправился на основные стройки Австралии, чтобы найти ответы на самые важные вопросы.
ЧТО В СИДНЕЕ?
В начале августа 2024 года власти
Сиднея торжественно перережут ленточку на открытии первого в истории железнодорожного туннеля под гаванью – масштабного инфраструктурного проекта стоимостью
21,6 миллиарда долларов.
Беспилотные поезда будут перевозить пассажиров со скоростью
до 100 км/ч через гавань, преодолевая 4-километровый путь между станциями за три минуты. Туннель был построен на глубине 40 метров под поверхностью воды, примерно на 15 метров ниже другого туннеля под гаванью –
автомобильной дороги, открытой еще в 1992 году.
Проезд через гавань – часть
новой железнодорожной линии протяженностью 15,5 км, соединяющей пригород
Сиденхэм на юго-западе
Сиднея с
Чатсвудом на севере. Это ключевой этап в расширении железнодорожной сети города и один из крупнейших транспортных проектов в истории
Австралии. Общая его стоимость беспрецедентна – 65 миллиардов долларов.
Новые линии и станции открываются по всему городу с 2019 года, и этот процесс будет продолжаться
до 2032-го. В результате пропускная способность железных дорог увеличится
до 40 000 пассажиров в час (по сравнению с текущими 24 000).
Жители юго-западного и северного
Сиднея с нетерпением ждут открытия новой линии. В беседе с The Straits Times мистер
Питер Олив, житель юго-западного района, отметил, что
«Линия Сиденхэм – Чатсвуд просто фантастическая».
Хотя
Олив и раскритиковал преобразование некоторых существующих железнодорожных линий в новые, назвав это излишней расточительностью, но с энтузиазмом отозвался о предстоящем запуске поезда через туннель
Харбор. Город, где проживает
5,5 миллиона человек уже задыхается от автомобильных пробок, и скоростные поезда могут стать хорошей альтернативой личному транспорту.
«Эта новая железнодорожная линия – по сути доступный и удобный общественный транспорт, – сказал он. – С ее появлением многие откажутся от автомобилей».
Долгожданная железнодорожная линия – лишь капля в море тех
инфраструктурных проектов, которые сегодня реализуются по всей стране. Государство изо всех сил старается наверстать упущенное: в последнее десятилетие население
Австралии росло, а доступного общественного транспорта не хватало. Поэтому сейчас страна, без преувеличения, переживает
инфраструктурный бум.
Новые проекты избавят крупные города от заторов и позволят жителям очень быстро добираться на работу, в школы, больницы даже из отдаленных районов.
Новые линии и станции открываются по всему городу с 2019 года, и этот процесс будет продолжаться до 2032-го. В результате пропускная способность железных дорог увеличится до 40 000 пассажиров в час (по сравнению с текущими 24 000).
24 июня, когда правительство
Нового Южного Уэльса подтвердило планы по открытию железнодорожного туннеля
Харбор, оно также объявило о завершении строительства 10-километрового туннеля, через который пассажиры смогут добраться в новый международный аэропорт
Западного Сиднея. Он начнет работу в 2026 году.
А под гаванью в 2028-м появится еще один, уже третий, туннель, предназначенный для
автомобильного движения.
ЧТО В ДРУГИХ ГОРОДАХ В АВСТРАЛИИ?
Но трансформация не ограничивается
Сиднеем.
В столице штата
Виктория Мельбурне, который насчитывает 5,2 миллиона жителей и является вторым по численности населения городом
Австралии, в 2025 году откроется подземная дорога стоимостью 10,2 миллиарда долларов – туннель
West Gate. Он разгрузит мост, соединяющий центр города с западным районом, по которому ежедневно проезжает около
200 тысяч автомобилей.
А через 5 лет железнодорожная линия, проложенная петлей вокруг
Мельбурна, соединит центр города с аэропортом. Это один из крупнейших и амбициозных проектов штата, который обойдется бюджету в рекордные 13 миллиардов долларов.
В Перте, что в
Западной Австралии, появится новая железнодорожная сеть стоимостью 10,5 миллиарда долларов. В рамках проекта проложат 72 км новых линий и построят 23 станции.
В штате
Квинсленд уже началась модернизация автомагистрали
Брисбен –
Кэрнс протяженностью 1673 км. За 13 миллиардов долларов ее не только капитально приведут в порядок, но и построят 109 мостов. Окончание глобальной реконструкции намечено на 2028 год.
В столице,
Канберре, и на популярном курорте
Голд-Кост были запущены новые сети легкорельсового транспорта. Еще один проект – внутренней железной дороги стоимостью 31 миллиард долларов – позволит перевозить тяжелые грузы между
Брисбеном и
Мельбурном.
А ОНО НАМ НАДО?
Эти проекты радикально преображают
Австралию и меняют жизнь ее 27,3 миллиона жителей. Однако они также вызывают беспокойство по поводу влияния на окружающую среду и доступности жилья, особенно на фоне растущего государственного долга и инфляции.
Возникает и закономерный вопрос: станет ли инфраструктурный бум отличным
заделом на будущее или просто
решит проблемы, копившиеся десятилетиями?
Чтобы ответить на этот вопрос и понять, действительно ли
Австралия нуждается в дорогостоящих мегапроектах, нужно отправиться в западный
Сидней, самую быстрорастущую часть города.
Сейчас здесь живет
2,65 миллиона человек, которые каждый день проходят через ад: на дорогах чудовищные заторы, а добраться к железнодорожным линиям или получить другие транспортные услуги
очень сложно.
В столице, Канберре, и на популярном курорте Голд-Кост были запущены новые сети легкорельсового транспорта. Еще один проект - внутренней железной дороги стоимостью 31 миллиард долларов - позволит перевозить тяжелые грузы между Брисбеном и Мельбурном.
По результатам исследования, проведенного в апреле этого года
NRMA (компания, изучающая дорожную инфраструктуру), западный
Сидней по своей загруженности впервые обогнал Центральный деловой район.
Житель западного
Сиднея мистер
Уэйн Уилмингтон, 64-летний отец двоих детей, всю свою жизнь проживший в пригороде
Ладденхема, сказал, что развитие транспорта в этом районе не поспевает за ростом населения.
«Это катастрофа» – так он описал дорожный трафик в этом районе.
Уилмингтон рассказал, что его племянник ездит в школу на общественном автобусе и
«буквально каждый день опаздывает» из-за пробок. По словам мужчины, местные жители стараются не ездить в часы пик – с 7:00 до 9:00 и с 16:00 до 18:00.
«Если вам никуда не нужно ехать в часы пик, вы никуда не ездите, – говорит он. –
Из-за того, что в этой части города очень активно возводят новые жилищные комплексы, в район переезжает огромное количество людей. Поэтому местные, если есть такая возможность, стараются работать так, чтобы не садиться за руль в часы пик. Если нужно с кем-то встретиться, то встречу назначают на непиковое время».
Значительному росту населения способствовали мигранты (начиная с 1986 года в страны прибывали переселенцы из
Китая,
Индии и
Соединенного Королевства). В итоге за эти десятилетия количество австралийцев увеличилось
на 75 процентов – с 15,6 миллиона человек до 27,3 миллиона.
В 1986 году доля австралийцев, указавших свое китайское и индийское происхождение, составляла
1,1 % и 0,3 % соответственно; согласно переписи населения 2021 года, эти доли возросли
до 5,5 % и 3,1 %.
Вместе с ростом населения увеличивается и потребность в доступном транспорте и хороших дорогах. Причем это происходит во всех городах
Австралии.
Эксперт по транспорту и дорожной инфраструктуре, старший преподаватель
Технологического университета Сиднея доктор
Касун Виджаяратна рассказал, что в стране за последние 30 лет не удалось построить достаточно инфраструктуры, чтобы удовлетворить потребности населения. Провал отчасти произошел из-за решения
Австралии ограничить расходы после серьезной рецессии в начале 1990-х.
«Мы определенно переживаем значительный инфраструктурный бум, – говорит он. –
Если вы посмотрите на 1990-е и 2000-е годы, то увидите, что тогда инфраструктура не развивалась вообще. В 1990-е годы мы пережили рецессию и все меры были направлены на стабилизацию экономики и экономический рост. Власти считали, что инвестировать в инфраструктуру рискованно».
Но при этом
Виджаяратна считает, что новые проекты не просто компенсируют спрос, но и
улучшат жизнь в крупных городах.
«Путь, по которому мы идём, весьма обнадеживающий, – сказал он. –
Аэропорт Западного Сиднея – прекрасный пример инфраструктуры, которая была так необходима в течение многих лет. И вот наконец мы взяли на себя ответственность за её создание. Я считаю это перспективным подходом».
Это действительно так. Ожидается, что
Западный аэропорт Сиднея, второй международный аэропорт города, не только увеличит количество рейсов, но и вдохнет жизнь в эту часть города – со временем здесь появятся
и новые предприятия, и новые жилые кварталы.
С 2026-го круглосуточный аэропорт будет принимать
10 миллионов пассажиров в год. Хотя авиакомпании и маршруты еще определяются, национальный перевозчик Австралии
Qantas и его дочерняя компания
Jetstar уже объявили о планах выполнять рейсы из аэропорта в течение первого года, в том числе по популярным внутренним направлениям, таким как
Мельбурн,
Брисбен и Голд-Кост.
Значительному росту населения способствовали мигранты (начиная с 1986 года в страны прибывали переселенцы из Китая, Индии и Соединенного Королевства). В итоге за эти десятилетия количество австралийцев увеличилось на 75 процентов – с 15,6 миллиона человек до 27,3 миллиона.
Вокруг аэропорта уже строятся дороги, в планах – две железнодорожные станции. А рядом с аэропортом вырастут жилые кварталы (
10 000 домов), деловой район и несколько исключительно пешеходных улиц.
Не зря федеральный министр инфраструктуры и транспорта
Кэтрин Кинг охарактеризовала строительство воздушной гавани как
«преобразующий инфраструктурный проект». Благодаря ему уже создано 4300 рабочих мест.
«Этот важный проект ... приносит пользу не только западу, но и всему Новому Южному Уэльсу», – сказала она.
А НАМ ЭТО ПО КАРМАНУ?
Но инфраструктурный бум вызвал вопросы и о том, может ли
Австралия позволить себе такие огромные расходы, учитывая рост инфляции и процентных ставок.
Большая часть средств выделяется
руководством штатов и федеральными органами власти, хотя в некоторых проектах участвуют и коммерческие компании. Никто не возражает и против иностранных инвестиций, за исключением проектов, связанных с вопросами национальной безопасности, таких как
телекоммуникационные сети.
Долг федерального правительства составляет примерно
900 миллиардов долларов. В последние годы эта сумма остаётся относительно стабильной. Однако общий долг штатов, согласно отчёту в
Australian Financial Review от 19 июня, должен достичь
800 миллиардов долларов к 2028 году. В 2019 году этот показатель составлял всего
266 миллиардов.
А высокий долг и значительные расходы на инфраструктуру могут повлечь рост инфляции в экономике, говорит экономист
Крис Ричардсон. По его словам, госдолг не является столь большим, чтобы вызвать проблемы, и в этом плане
Австралия может позволить себе тратить внушительные суммы на инфраструктуру, но она должна быть обеспокоена ростом инфляции.
«Расходы на строительство стали частью общей инфляционной проблемы в Австралии. И возможно стоит заморозить или вовсе отказаться от некоторых проектов», – добавил он.
А ЧТО С ЭКОЛОГИЕЙ?
Бум также вызвал обеспокоенность по поводу
влияния на окружающую среду. Из-за расширения дорожной сети и реализации крупномасштабных строительных проектов, требующих больших объёмов стали, цемента и энергии, растут и
выбросы углекислого газа.
В штате
Виктория независимый консультативный орган штата по инфраструктуре
Infrastructure Victoria предложил принимать решения о строительстве новых дорог, железнодорожных линий и других проектов в зависимости от того, сколько
углекислого газа попадет в атмосферу при их реализации. И рассмотреть решения, позволяющие вообще
избежать строительства, например перенастроить светофоры для уменьшения заторов.
С этим согласен и
Виджаяратна: он отметил, что при планировании необходимо рассматривать более
экологичные варианты инфраструктуры. И нужно стремиться к расширению существующей, либо найти ей
оригинальное применение. К примеру, проводить ярмарки или культурные мероприятия
на многоуровневых парковках по выходным, когда они практически пустуют.
Высокий долг и значительные расходы на инфраструктуру могут повлечь рост инфляции в экономике, говорит экономист Крис Ричардсон. По его словам, госдолг не является столь большим, чтобы вызвать проблемы, и в этом плане Австралия может позволить себе тратить внушительные суммы на инфраструктуру, но она должна быть обеспокоена ростом инфляции.
Однако, несмотря на некоторые проблемы, инфраструктурный бум в целом вызывает у населения
чувство облегчения. Хотя сроки сдачи некоторых объектов переносили или их строительство потребовало больше денег, чем планировалось, люди в большинстве своем считают, что дороги, туннели, железнодорожные линии и мосты помогут справиться с растущей
нагрузкой на городскую инфраструктуру.
Глава городского аналитического комитета
Сиднея Эймон
Уотерфорд отметил, что все эти проекты не только призваны сделать жизнь в австралийских городах комфортное и удобнее, это еще и важный задел на будущее. Ведь на планирование и строительство крупных объектов могут
уйти десятилетия, и уже сегодня надо думать о том, что предстоит сделать для будущих поколений.
«Мы живём в золотой век создания новой инфраструктуры для людей, – сказал он. –
Многие из этих проектов планировались десятилетиями. Реальные выгоды, которые мы получаем от них сейчас, должны мотивировать нас двигаться вперёд».