Инфраструктурный бум Австралии

МОЖЕТ ЛИ СТРАНА ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ СТОЛЬ ДОРОГОСТОЯЩЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАНСПОРТНЫХ И ДОРОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ?

Крупные проекты по строительству аэропортов, автомобильных и железнодорожных линий меняют облик Австралии сейчас, чтобы в будущем удовлетворить нужды растущего населения и поддержать экономический рост. Но достаточно ли этих масштабных проектов? И может ли страна позволить себе такие огромные траты? Журналист Джонатан Перлман из The Straits Times надел каску и отправился на основные стройки Австралии, чтобы найти ответы на самые важные вопросы.


ЧТО В СИДНЕЕ?

В начале августа 2024 года власти Сиднея торжественно перережут ленточку на открытии первого в истории железнодорожного туннеля под гаванью – масштабного инфраструктурного проекта стоимостью 21,6 миллиарда долларов.



Беспилотные поезда будут перевозить пассажиров со скоростью до 100 км/ч через гавань, преодолевая 4-километровый путь между станциями за три минуты. Туннель был построен на глубине 40 метров под поверхностью воды, примерно на 15 метров ниже другого туннеля под гаванью – автомобильной дороги, открытой еще в 1992 году.

Проезд через гавань – часть новой железнодорожной линии протяженностью 15,5 км, соединяющей пригород Сиденхэм на юго-западе Сиднея с Чатсвудом на севере. Это ключевой этап в расширении железнодорожной сети города и один из крупнейших транспортных проектов в истории Австралии. Общая его стоимость беспрецедентна – 65 миллиардов долларов.

Новые линии и станции открываются по всему городу с 2019 года, и этот процесс будет продолжаться до 2032-го. В результате пропускная способность железных дорог увеличится до 40 000 пассажиров в час (по сравнению с текущими 24 000).

Жители юго-западного и северного Сиднея с нетерпением ждут открытия новой линии. В беседе с The Straits Times мистер Питер Олив, житель юго-западного района, отметил, что «Линия Сиденхэм – Чатсвуд просто фантастическая».

Хотя Олив и раскритиковал преобразование некоторых существующих железнодорожных линий в новые, назвав это излишней расточительностью, но с энтузиазмом отозвался о предстоящем запуске поезда через туннель Харбор. Город, где проживает 5,5 миллиона человек уже задыхается от автомобильных пробок, и скоростные поезда могут стать хорошей альтернативой личному транспорту.

«Эта новая железнодорожная линия – по сути доступный и удобный общественный транспорт, – сказал он. – С ее появлением многие откажутся от автомобилей».

Долгожданная железнодорожная линия – лишь капля в море тех инфраструктурных проектов, которые сегодня реализуются по всей стране. Государство изо всех сил старается наверстать упущенное: в последнее десятилетие население Австралии росло, а  доступного общественного транспорта не хватало. Поэтому сейчас страна, без преувеличения, переживает инфраструктурный бум.

Новые проекты избавят крупные города от заторов и позволят жителям очень быстро добираться на работу, в школы, больницы даже из отдаленных районов.

Новые линии и станции открываются по всему городу с 2019 года, и этот процесс будет продолжаться до 2032-го. В результате пропускная способность железных дорог увеличится до 40 000 пассажиров в час (по сравнению с текущими 24 000).


24 июня, когда правительство Нового Южного Уэльса подтвердило планы по открытию железнодорожного туннеля Харбор, оно также объявило о завершении строительства 10-километрового туннеля, через который пассажиры смогут добраться в новый международный аэропорт Западного Сиднея. Он начнет работу в 2026 году.

А под гаванью в 2028-м появится еще один, уже третий, туннель, предназначенный для автомобильного движения.


ЧТО В ДРУГИХ ГОРОДАХ В АВСТРАЛИИ?

Но трансформация не ограничивается Сиднеем.

В столице штата Виктория Мельбурне, который насчитывает 5,2 миллиона жителей и является вторым по численности населения городом Австралии, в 2025 году откроется подземная дорога стоимостью 10,2 миллиарда долларов – туннель West Gate. Он разгрузит мост, соединяющий центр города с западным районом, по которому ежедневно проезжает около 200 тысяч автомобилей.

А через 5 лет железнодорожная линия, проложенная петлей вокруг Мельбурна, соединит центр города с аэропортом. Это один из крупнейших и амбициозных проектов штата, который обойдется бюджету в рекордные 13 миллиардов долларов.

В Перте, что в Западной Австралии, появится новая железнодорожная сеть стоимостью 10,5 миллиарда долларов. В рамках проекта проложат 72 км новых линий и построят 23 станции.

В штате Квинсленд уже началась модернизация автомагистрали Брисбен Кэрнс протяженностью 1673 км. За 13 миллиардов долларов ее не только капитально приведут в порядок, но и построят 109 мостов. Окончание глобальной реконструкции намечено на 2028 год.

В столице, Канберре, и на популярном курорте Голд-Кост были запущены новые сети легкорельсового транспорта. Еще один проект – внутренней железной дороги стоимостью 31 миллиард долларов – позволит перевозить тяжелые грузы между Брисбеном и Мельбурном.


А ОНО НАМ НАДО?

Эти проекты радикально преображают Австралию и меняют жизнь ее 27,3 миллиона жителей. Однако они также вызывают беспокойство по поводу влияния на окружающую среду и доступности жилья, особенно на фоне растущего государственного долга и инфляции.

Возникает и закономерный вопрос: станет ли инфраструктурный бум отличным заделом на будущее или просто решит проблемы, копившиеся десятилетиями?

Чтобы ответить на этот вопрос и понять, действительно ли Австралия нуждается в дорогостоящих мегапроектах, нужно отправиться в западный Сидней, самую быстрорастущую часть города.

Сейчас здесь живет 2,65 миллиона человек, которые каждый день проходят через ад: на дорогах чудовищные заторы, а добраться к железнодорожным линиям или получить другие транспортные услуги очень сложно.

В столице, Канберре, и на популярном курорте Голд-Кост были запущены новые сети легкорельсового транспорта. Еще один проект - внутренней железной дороги стоимостью 31 миллиард долларов - позволит перевозить тяжелые грузы между Брисбеном и Мельбурном.

По результатам исследования, проведенного в апреле этого года NRMA (компания, изучающая дорожную инфраструктуру), западный Сидней по своей загруженности впервые обогнал Центральный деловой район.

Житель западного Сиднея мистер Уэйн Уилмингтон, 64-летний отец двоих детей, всю свою жизнь проживший в пригороде Ладденхема, сказал, что развитие транспорта в этом районе не поспевает за ростом населения. «Это катастрофа» – так он описал дорожный трафик в этом районе.

Уилмингтон рассказал, что его племянник ездит в школу на общественном автобусе и «буквально каждый день опаздывает» из-за пробок. По словам мужчины, местные жители стараются не ездить в часы пик – с 7:00 до 9:00 и с 16:00 до 18:00.

«Если вам никуда не нужно ехать в часы пик, вы никуда не ездите, – говорит он. – Из-за того, что в этой части города очень активно возводят новые жилищные комплексы, в район переезжает огромное количество людей. Поэтому местные, если есть такая возможность, стараются работать так, чтобы не садиться за руль в часы пик. Если нужно с кем-то встретиться, то встречу назначают на непиковое время».

Значительному росту населения способствовали мигранты (начиная с 1986 года в страны прибывали переселенцы из Китая, Индии и Соединенного Королевства). В итоге за эти десятилетия количество австралийцев увеличилось на 75 процентов – с 15,6 миллиона человек до 27,3 миллиона.

В 1986 году доля австралийцев, указавших свое китайское и индийское происхождение, составляла 1,1 % и 0,3 % соответственно; согласно переписи населения 2021 года, эти доли возросли до 5,5 % и 3,1 %.

Вместе с ростом населения увеличивается и потребность в доступном транспорте и хороших дорогах. Причем это происходит во всех городах Австралии.

Эксперт по транспорту и дорожной инфраструктуре, старший преподаватель Технологического университета Сиднея доктор Касун Виджаяратна рассказал, что в стране за последние 30 лет не удалось построить достаточно инфраструктуры, чтобы удовлетворить потребности населения. Провал отчасти произошел из-за решения Австралии ограничить расходы после серьезной рецессии в начале 1990-х.

«Мы определенно переживаем значительный инфраструктурный бум, – говорит он. – Если вы посмотрите на 1990-е и 2000-е годы, то увидите, что тогда инфраструктура не развивалась вообще. В 1990-е годы мы пережили рецессию и все меры были направлены на стабилизацию экономики и экономический рост. Власти считали, что инвестировать в инфраструктуру рискованно».

Но при этом Виджаяратна считает, что новые проекты не просто компенсируют спрос, но и улучшат жизнь в крупных городах.

«Путь, по которому мы идём, весьма обнадеживающий, – сказал он. – Аэропорт Западного Сиднея – прекрасный пример инфраструктуры, которая была так необходима в течение многих лет. И вот наконец мы взяли на себя ответственность за её создание. Я считаю это перспективным подходом».

Это действительно так. Ожидается, что Западный аэропорт Сиднея, второй международный аэропорт города, не только увеличит количество рейсов, но и вдохнет жизнь в эту часть города – со временем здесь появятся и новые предприятия, и новые жилые кварталы.

С 2026-го круглосуточный аэропорт будет принимать 10 миллионов пассажиров в год. Хотя авиакомпании и маршруты еще определяются, национальный перевозчик Австралии Qantas и его дочерняя компания Jetstar уже объявили о планах выполнять рейсы из аэропорта в течение первого года, в том числе по популярным внутренним направлениям, таким как Мельбурн, Брисбен и Голд-Кост.

Значительному росту населения способствовали мигранты (начиная с 1986 года в страны прибывали переселенцы из Китая, Индии и Соединенного Королевства). В итоге за эти десятилетия количество австралийцев увеличилось на 75 процентов – с 15,6 миллиона человек до 27,3 миллиона.

Вокруг аэропорта уже строятся дороги, в планах – две железнодорожные станции. А рядом с аэропортом вырастут жилые кварталы (10 000 домов), деловой район и несколько исключительно пешеходных улиц.

Не зря федеральный министр инфраструктуры и транспорта Кэтрин Кинг охарактеризовала строительство воздушной гавани как «преобразующий инфраструктурный проект». Благодаря ему уже создано 4300 рабочих мест.

«Этот важный проект ... приносит пользу не только западу, но и всему Новому Южному Уэльсу», – сказала она.


А НАМ ЭТО ПО КАРМАНУ?

Но инфраструктурный бум вызвал вопросы и о том, может ли Австралия позволить себе такие огромные расходы, учитывая рост инфляции и процентных ставок.

Большая часть средств выделяется руководством штатов и федеральными органами власти, хотя в некоторых проектах участвуют и коммерческие компании. Никто не возражает и против иностранных инвестиций, за исключением проектов, связанных с вопросами национальной безопасности, таких как телекоммуникационные сети.

Долг федерального правительства составляет примерно 900 миллиардов долларов. В последние годы эта сумма остаётся относительно стабильной. Однако общий долг штатов, согласно отчёту в Australian Financial Review от 19 июня, должен достичь 800 миллиардов долларов к 2028 году. В 2019 году этот показатель составлял всего 266 миллиардов.

А высокий долг и значительные расходы на инфраструктуру могут повлечь рост инфляции в экономике, говорит экономист Крис Ричардсон. По его словам, госдолг не является столь большим, чтобы вызвать проблемы, и в этом плане Австралия может позволить себе тратить внушительные суммы на инфраструктуру, но она должна быть обеспокоена ростом инфляции.

«Расходы на строительство стали частью общей инфляционной проблемы в Австралии. И возможно стоит заморозить или вовсе отказаться от некоторых проектов», – добавил он.


А ЧТО С ЭКОЛОГИЕЙ?

Бум также вызвал обеспокоенность по поводу влияния на окружающую среду. Из-за расширения дорожной сети и реализации крупномасштабных строительных проектов, требующих больших объёмов стали, цемента и энергии, растут и выбросы углекислого газа.

В штате Виктория независимый консультативный орган штата по инфраструктуре Infrastructure Victoria предложил принимать решения о строительстве новых дорог, железнодорожных линий и других проектов в зависимости от того, сколько углекислого газа попадет в атмосферу при их реализации. И рассмотреть решения, позволяющие вообще избежать строительства, например перенастроить светофоры для уменьшения заторов.

С этим согласен и Виджаяратна: он отметил, что при планировании необходимо рассматривать более экологичные варианты инфраструктуры. И нужно стремиться к расширению существующей, либо найти ей оригинальное применение. К примеру, проводить ярмарки или культурные мероприятия на многоуровневых парковках по выходным, когда они практически пустуют.

Высокий долг и значительные расходы на инфраструктуру могут повлечь рост инфляции в экономике, говорит экономист Крис Ричардсон. По его словам, госдолг не является столь большим, чтобы вызвать проблемы, и в этом плане Австралия может позволить себе тратить внушительные суммы на инфраструктуру, но она должна быть обеспокоена ростом инфляции.

Однако, несмотря на некоторые проблемы, инфраструктурный бум в целом вызывает у населения чувство облегчения. Хотя сроки сдачи некоторых объектов переносили или их строительство потребовало больше денег, чем планировалось, люди в большинстве своем считают, что дороги, туннели, железнодорожные линии и мосты помогут справиться с растущей нагрузкой на городскую инфраструктуру.

Глава городского аналитического комитета Сиднея Эймон Уотерфорд отметил, что все эти проекты не только призваны сделать жизнь в австралийских городах комфортное и удобнее, это еще и важный задел на будущее. Ведь на планирование и строительство крупных объектов могут уйти десятилетия, и уже сегодня надо думать о том, что предстоит сделать для будущих поколений.

«Мы живём в золотой век создания новой инфраструктуры для людей, – сказал он. – Многие из этих проектов планировались десятилетиями. Реальные выгоды, которые мы получаем от них сейчас, должны мотивировать нас двигаться вперёд».
Иллюстрация: использованы изображения Hea Poh Lin  и Michael Amadeus 
17.07.2024
Важное

Италия впервые станет местом проведения парусной регаты Кубка Америки.

19.05.2025 09:00:00

Из-за глобального потепления в странах Латинской Америки и Карибского бассейна почти не останется банановых плантаций.

18.05.2025 13:00:00
Другие Статьи

Выставка «Архитектура, созданная из архитектуры» исследует, как здания формируют культурное своеобразие Чили.  

Зачем технологическая элита США продвигает идеологию неореакции, утверждающую, что стране нужна единоличная власть?

Таяние ледников не только беспокоит ученых,  но и серьезно влияет на обычаи и верования коренных народов гор.

Ведущий китайский разработчик, подаривший миру Genshin Impact, совершает стратегический поворот — от аниме-эстетики к созданию ИИ-генерируемых виртуальных миров и «живых» персонажей.