ПОКА СТАРЫЙ ГОРОД ТОНЕТ, ОНИ СТРОЯТ НОВЫЙ. КАК ПЫТАЮТСЯ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕНАСЕЛЕННОЙ ДЖАКАРТЫ
Джакарта ночью – это мерцающий ковёр огней домов, фар машин и неоновых вывесок. Этот город, где жизнь пульсирует с бешеной скоростью, десятилетиями балансируя на грани экологической катастрофы и социального взрыва. Его история – это история постоянной борьбы (с нищетой, водной стихией, многокилометровыми пробками) и поиска решений, способных спасти 30 млн человек от коллапса.
Когда наступает день, яркие огни гаснут, открывая истинное лицо мегаполиса. Контрасты Джакарты становятся очевидны: здесь небоскрёбы возвышаются над лачугами, расположенными вдоль железнодорожных путей, дети устраивают игры прямо на рельсах, а семьи, проживающие в ветхих домах вдоль реки Чиливунг, каждый сезон дождей ожидают прихода большой воды. Кроме того, город задыхается от перенаселения – на каждый квадратный километр здесь проживает 15 тыс. человек. В микрорайоне Калибару на севере города на 247 га ютятся 87 тыс. индонезийцев, чьи дома тонут в грязи и мусоре. Ещё более шокирует район Варакас, где плотность достигает уже 50 тыс. человек на кв. км. Эти кварталы – прямое следствие демографического взрыва: ежегодно Джакарта притягивает десятки тысяч мигрантов с отдалённых островов архипелага, бегущих от сельской нищеты и создающих чудовищную нагрузку на и без того шаткую инфраструктуру города и экологическую обстановку.
Около 40 % территории индонезийской столицы лежит ниже уровня моря, что превратило эти районы в зону хронического подтопления. Огромные части мегаполиса, особенно его северные районы, медленно, но неумолимо уходят под воду со скоростью до 25 сантиметров в год. Учёные предупреждают, что к 2050 году 95 % Северной Джакарты может оказаться ниже уровня моря.
Причины катастрофы кроются в сплетении природных и антропогенных факторов. Море отвоевывает территорию по мере таяния ледников, способствуют этому и экстремальные ливни в сезон дождей. Кроме этого, в Джакарте ведётся бесконтрольный забор грунтовых вод: тысячи горожан повсеместно пользуются индивидуальными скважинами из-за неразвитости водопроводной сети, вследствие чего появляются подземные пустоты. Дополняют картину тут и там залитая бетоном почва под строительство домов и замусоренные реки, русла которых уже давно сузились из-за стихийных свалок.
Власти Джакарты осознали, что экологические проблемы не решить без социальных программ. Ярким примером синтеза экологии и политики стал проект расселения трущоб, расположенных вокруг водохранилища Плуит. Городская администрация переселила 5 тыс. семей в социальные квартиры, где есть вода и электричество, гарантировав при этом, что люди не останутся и без работы благодаря программе переквалификации. Параллельно этому расширили водохранилище и благоустроили освободившуюся после сноса трущоб территорию. Такой подход показал, что решение экологических проблем неотделимо от принятия мер по улучшению жизни самых уязвимых слоёв населения.
Одновременно с битвой за землю ведётся и борьба за воздух – против удушающих пробок. Джакарта долгие годы входила в десятку самых загруженных городов мира, где провести в автомобильных заторах как минимум пару часов было нормой. Изменить ситуацию удалось после запуска в 2019 году первой линии метрополитена (MRT Jakarta), построенной с привлечением японских технологий и финансов. Путь с юга в центр, занимавший раньше два часа, жители теперь преодолевают всего за 18 минут, а благодаря энергоэффективным поездам сократился объём выбросов углекислого газа.
Однако, осознавая масштаб вызовов и ограниченность возможностей в перенаселённой Джакарте, руководство Индонезии в 2019 году объявило: столица страны будет перенесена на остров Калимантан (Борнео). Там появится Нусантара, город будущего. Данный шаг был предпринят исходя из глубоких геополитических и геоэкологических соображений: необходимо было разгрузить остров Ява, где сосредоточено более половины населения и экономики страны, сбалансировать развитие отсталых регионов и, что критически важно, вывести правительственный аппарат из зоны экологического бедствия, каковой и стала Джакарта. Нусантара задумана как антипод старой столицы: это «лесной город», где 75 % территории отдано в распоряжение природы, энергию добывают благодаря ВИЭ, а компактная планировка позволяет добраться до любой точки мегаполиса пешком или же на экологичном транспорте. Это амбициозная попытка создать столицу будущего с нуля, не нарушая при этом гармонию с окружающей средой.
С бюджетом в 35 млрд долл., планами по переселению около 2 млн человек (включая чиновников и их семьи) к 2045 году и ставкой на частный капитал (80 % финансирования должны составить средства иностранных инвесторов), проект напоминает скорее геополитическую авантюру. Эксперты предупреждают: Нусантара может повторить судьбу бразильской Бразилиа, где абсолютное большинство коренных жителей острова Калимантан опасаются маргинализации общества, чиновники не спешат с переездом, а Дворец Гаруда, символ новой столицы, уже превратился в объект насмешек в соцсетях.
К середине 2025 года Нусантара всё ещё представляет собой гигантскую стройплощадку с пыльными котлованами и недостроенными домами. В апреле стартовал второй этап строительства (2025-2029 гг.), в рамках которого планируется возвести ключевые административные здания, чтобы уже из нового мегаполиса осуществлять управление страной. Знаковым инфраструктурным проектом этапа станет аэропорт, уже открывшийся для коммерческих рейсов в конце 2024 года. По словам экс-президента страны Джоко Видодо, к концу 2025 года воздушная гавань сможет обслуживать до 200 тыс. пассажиров, а в перспективе выйдет на мощность 7 млн пассажиров в год. Аэропорт рассматривается как важнейший объект для перевалки строительных грузов, транзита рабочих-мигрантов и будущих государственных служащих, хотя его месторасположение прямо в сердце калимантанских джунглей уже заставило экологов задать вопросы о последствиях, которые он будет иметь для уникальной флоры и фауны острова.
Стратегический смысл этой масштабной стройки, однако, напрямую связан с Джакартой: перенос столицы – это не бегство от проблем, а попытка разгрузить мегаполис и перераспределить ресурсы. Даже после переезда чиновников город останется неоспоримым экономическим, финансовым и культурным центром Индонезии. Его будущее будет зависеть от синтеза «жёсткой» и «мягкой» стратегий. К первой можно отнести запрет на частные скважины, модернизацию дамб по голландским моделям (с использованием волногасящих блоков, экологичных насосных станций и интеграцией в городскую среду), строительство вертикальных тоннелей для ливневых стоков. Ко второй – увеличение числа аналогов проекта «Плуит» (включая модернизацию трущоб к 2027 году), расширение сети метро и масштабное озеленение.
Джакарта завтрашнего дня – это город, где бетонные стены дамб возвышаются над мангровыми зарослями, где поезда метро мчатся мимо рикш, где семьи из расселённых трущоб празднуют новоселье в домах с водопроводом и электричеством. Мегаполис, теряя статус столицы, продолжает искать баланс между урбанизацией и устойчивостью. Вызовы, с которыми столкнулся город, – зеркало проблем всех мегаполисов
Глобального Юга. Если
Нусантара задумана как город будущего, то
Джакарта остаётся городом настоящего, где рождаются решения для тех, у кого нет времени ждать 2045 года – года, когда на карте страны окончательно оформятся границы новой столицы.
Юлия Рождественская
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney