Ф. Д. Рузвельт. Социальный либерализм. Преодоление правых и левых влияний

Во время президентских выборов 1932 г. республиканцы вновь выдвинули кандидатом в президенты Гувера. Демократическая партия на своем съезде, решая вопрос о выдвижении кандидата на новые президентские выборы, в четвертом туре отдала победу губернатору штата Нью-Йорк Франклину Делано Рузвельту. Он стал без промедления отстаивать либерально-прогрессистские предложения. Г. Гувер, оценивая платформу оппонента, нареченную Новым курсом, увидел в ней угрозу американским первоосновам: «Данная кампания представляет нечто большее, нежели соперничество двух партий, это соперничество двух философий правления».

В либерально-реформистскую веру Ф. Д. Рузвельт обратился в начале ХХ в., будучи студентом Гарвардского университета. Он стал поклонником реформаторских идей как Т. Рузвельта, так и В. Вильсона, но предпочтение отдал либерально-прогрессистскому подходу Демократической партии, с которой связал свою судьбу. В период пребывания на посту губернатора штата Нью-Йорк (избран на этот пост в 1928 г. и переизбран в 1930 г.). Рузвельт предложил серию мер помощи фермерам, безработным, другим категориям сограждан, которых он позднее назовет «забытыми американцами».

Книга 05_BOOK_03_cn+++++.jpg

Рузвельт являлся приверженцем капиталистической цивилизации и не мыслил альтернативное развитие США в рамках выбора между капитализмом и социализмом. Он признавал реальным для Америки выбор между двумя «школами мысли – либеральной и консервативной». В отличие от консерватизма, либерализм в рузвельтовской трактовке защищал усилия государства по преобразованию общества и объединению вокруг него с целью исправления социальных и экономических пороков всех классов и слоев. Эта трактовка, тождественная социальному либерализму, пустила корни еще в Прогрессивную эру, но вследствие политики Рузвельта она окончательно стала отождествляться с либерализмом в целом, в то время как классический либерализм приобрел имидж консерватизма.

Ф. Д. Рузвельту была близка идея Т. Джефферсона о праве каждого поколения людей на обновление общественного договора в соответствии с меняющимися запросами общества. Эту идею он истолковывал в духе прагматической философии, подчеркивая, что нововведения должны осуществляться не в соответствии с умозрительными построениями, а в ответ на живые потребности общественного развития. Излюбленным кредо Рузвельта стала та мысль, что общественные изменения, после того как они назрели, должны осуществляться без всяких промедлений.

Одержав победу на президентских выборах 1932 г., Ф. Д. Рузвельт затем еще три раза избирался президентом. В эволюции его Нового курса разделяют три этапа, которые также обозначаются как «три Новых курса».

Повестка «первого Нового курса» была определена весной 1933 г. На том этапе, охватившем 1933–1935 гг., основные усилия президента и его команды включали по преимуществу финансовое и экономическое регулирование. После вступления 4 марта 1933 г. в президентскую должность Рузвельт сделал упор на финансовое законодательство. Банковская система находилась в состоянии коллапса, утратила доверие подавляющего большинства сограждан. Президент использовал государство для спасения частных банков. Правительственная Реконструктивная финансовая корпорация в кратчайший срок выявила как «перспективные», так и «безнадежные» банки. Через месяц после принятого 10 марта президентского указа возобновили деятельность 70 % банков, а к концу июня 1933 г. – 90 %. Закон Гласса–Стигалла от 16 июня 1933 г. отделил депозитные функции банков от инвестиционных, что ограничило злоупотребления в сфере кредитования бизнеса. Еще одна мера вводила страхование банковских вкладов – обязательное для общенациональных банков и добровольное для банков штатов. К началу 1934 г. 80 % банков застраховали свои депозиты. Реформа упрочила доверие американцев к банковской системе.

С начала президентства Ф. Д. Рузвельта важнейшим приоритетом выступил контроль над фондовым рынком, деятельностью бирж, выпуском и обращением ценных бумаг. Согласно закону об обращении ценных бумаг, одобренному в июне 1934 г., государство в лице специально созданной Комиссии по ценным бумагам и биржам наделялось контрольными и регулирующими полномочиями. Среди них значились регистрация выпуска ценных бумаг, контроль над полнотой информации о деятельности эмитентов, подача в случае необходимости исковых заявлений в суд и представительство в нем интересов государства.

Чрезвычайными были меры по девальвации доллара. Рузвельт объявил об отказе от золотого стандарта 18 апреля 1933 г. Третьего июля он подтвердил свое решение в послании Лондонской экономической конференции (The London Monetary and Economic Conference), а в январе 1934 г. издал прокламацию о девальвации доллара на 41 %. Реакция американского бизнеса была противоречивой. Многие бизнесмены увидели в отказе от золотого стандарта «конец западной цивилизации», но некоторые влиятельные банкиры, среди них Дж. П. Морган, поддержали президентское решение.

Двенадцатого мая 1933 г. был одобрен закон о восстановлении сельского хозяйства (ААА), главными целями которого являлись повышение цен на сельскохозяйственную продукцию и восстановление их паритета с ценами на промышленные товары. Средством повышения цен на сельхозпродукцию стало сокращение посевных площадей и поголовья скота, за что государством выплачивались специальные премиальные.

Национальный закон о восстановлении промышленности от 16 июня 1933 г. (НИРА) вводил систему кодексов «честной конкуренции». Около 90 % американских промышленных предприятий вступили в соглашения, определявшие объемы и цену производимой продукции, минимальную заработную плату рабочих и максимальную продолжительность рабочего дня. Закон просуществовал два года и был отменен решением Верховного суда США.

В 1932 г. во время избирательной кампании Ф. Д. Рузвельт выступал твердым защитником сбалансированного бюджета. Эта ортодоксальная риторика находилась в противоречии с обещаниями Рузвельта не пожалеть средств на помощь «забытым американцам». Сбалансировать бюджет в 1933, 1934 или 1935 г., укажет он позднее, означало совершить преступление против народа. Рузвельт начал говорить о наличии среди либералов двух школ в вопросе бюджетной политики: одна твердо исповедовала теорию сбалансированного бюджета, другая признавала узаконение дефицита, определяемого преодолением экономического кризиса, и повышения покупательской способности народа, которое Рузвельт называл «заправкой насоса». Он встал на сторону второй школы.

Первый этап Нового курса способствовал «вытаскиванию» экономики из кризиса, но мало помог решению острых социальных проблем. В стране наблюдался всплеск левого и правого радикализма. В левом политическом спектре 1930-х гг. возникли три течения. Первое – революционный социализм – было представлено Компартией США, влияние которой возросло среди рабочих, а также среди части интеллигенции. Поначалу партия выступала противницей рузвельтовских реформ, но в середине 1930-х гг. поменяла цель борьбы за «Советскую Америку» на создание народного демократического фронта с участием либералов и Ф. Д. Рузвельта. Политический поворот коммунистов был определен решениями Коминтерна, объявившего в 1935 г. на своем VII конгрессе в Москве главной опасностью фашизм и призвавшего своих сторонников блокироваться со всеми антифашистскими силами.

Главной выразительницей второго течения – демократического социализма – в 1930-е гг., как и прежде, выступала Соцпартия США. Она заняла непримиримую позицию в отношении Нового курса, являясь главным раздражителем для Рузвельта «слева». Руководство Соцпартии во главе с Н. Томасом, признавая родословную связь с марксизмом, вместе с тем жестко критиковало советский социализм, сталинскую диктатуру и однопартийный режим. Демократическое наследие американской цивилизации было для Томаса и его сторонников непреходящей ценностью. Экономический кризис 1929–1933 гг., с точки зрения социалистов, свидетельствовал о «перезрелости» капитализма, исторической возможности и обусловленности перехода к социализму, который должен был быть осуществлен посредством демократических выборов. Томас не видел в США реальной опасности фашизма, поэтому идея антифашистского фронта с либералами в условиях Соединенных Штатов представлялась ему образцом коммунистического догматизма.

На президентских выборах 1932 г. Томас занял третье место, собрав 882 тыс. голосов, т. е. в три с лишним раза больше, чем в 1928 г., и воспринял свой успех как реальность социалистической перспективы. Но после того, как Ф. Д. Рузвельт в 1935 г. провел социальные реформы, совпадавшие с ближайшими требованиями Соцпартии, влияние социалистов стало резко падать. В 1936 г. Томас собрал 187, в 1940-м – 99, в 1944-м – 80 тыс. голосов. На закате лет Томас объяснил причину снижения уровня влияния партии лаконично: «Что же выбило почти полностью почву из-под наших ног? Причина может быть выражена в одном слове – Рузвельт. Больше можно ничего не добавлять».

В еще одном течении левого спектра влиятельным оказалось движение «Покончим с бедностью в Калифорнии». Его организатор и писатель Э. Синклер, в предшествующий период поддерживал Соцпартию. Но в 1933 г. он решил выдвинуться кандидатом в губернаторы Калифорнии от Демократической партии. Америка, разъяснял он свою позицию, не готова поддерживать идеалы, обозначаемые при помощи понятий социализм и коммунизм. Конкретная программа Синклера предполагала передачу правительству Калифорнии всех пустующих или покинутых фермерами земель. На средства штата здесь должны были быть восстановлены фермы и построены фабрики и заводы, на которых предстояло занять всех местных безработных, бездомных и бедняков. Денежный фонд для учреждения коммун создавался за счет введения правительством штата пропорционально-прогрессивного налога на крупную собственность и наследства. Коммунальная собственность передавалась полностью в распоряжение тружеников, которые получали свидетельства на право владения своей долей акций. На территории коммун, как и во всем штате Калифорния, согласно плану Синклера, вводилась широкая система социального обеспечения престарелых, инвалидов, нетрудоспособных, матерей-одиночек и т. д. К ноябрю 1933 г. было создано около тысячи политических клубов, объединенных в движении «Покончим с бедностью в Калифорнии». Синклер добился поддержки рядовых сторонников Демократической партии и на губернаторских выборах 1934 г. занял второе место.

1930-е годы ознаменовались подъемом рабочего движения. Бастовали как профсоюзы, так и неорганизованные рабочие. Широкое распространение приобрели «сидячие забастовки». Рабочие отказывались покидать свои места, препятствуя использованию предпринимателями штрейкбрехеров. Массовый характер приобрело объединение в тред-юнионы малоквалифицированных рабочих и создание отраслевых профсоюзов в противовес цеховым. В рамках АФТ в 1935 г. возник Комитет производственных профсоюзов, преобразовавшийся в 1938 г. в Конгресс производственных профсоюзов (КПП). В течение одного года в КПП объединились 4 млн рабочих ведущих промышленных отраслей – сталелитейной, автомобильной, электротехнической, химической и др. Численность профсоюзов с 1933 по 1939 г. выросла с 2,7 до 8,8 млн человек.

Социальные реформы приобрели такую популярность, что их подхватили праворадикальные критики Ф. Д. Рузвельта. Наиболее влиятельным среди них оказался луизианский политик Хью Лонг. Он добился политической известности в 1928 г., будучи избранным губернатором штата Луизиана от Демократической партии. В 1930 г. Лонг попал в Сенат США и упрочил влияние при помощи умелой популистской риторики и практики. Во времена губернаторства Лонг прочно подчинил себе аппарат Демократической партии в Луизиане, установил жесткий контроль над местными законодателями и исполнительной властью, прессой, многими общественными организациями. Лонг превратился в полновластного босса южного штата и начал использовать авторитарную власть для расширения массовой опоры. В Луизиане по его инициативе были отменены налоги на бедных, резко расширено строительство дорог, мостов, инфраструктуры общественного пользования. В 1934–1935 гг. Лонг решил участвовать в президентских выборах, бросив вызов Рузвельту.

В 1934 г. он создал клубы под названием «Разделим наше богатство» и стал готовить почву для массовой «третьей партии». Лонг требовал обложить беспрецедентными налогами недвижимость, состояния, наследства миллионеров. Первый миллион долларов, декларировал он, будет освобожден от налога, второй миллион обложен налогом в 1 %, третий – в 2, четвертый – в 4, пятый – в 8, шестой – 16, седьмой – в 32, восьмой – в 64 %, а на девятый миллион будет введен 100-процентный налог. Миллионеры сохранялись, но мультимиллионеры ликвидировались.

В 1935 г. в клубы Лонга было вовлечено 7 млн человек, он превратился в серьезную опасность для Рузвельта, но в сентябре карьера и жизнь луизианского популиста прервались. Он был смертельно ранен. Дело Лонга продолжили его ближайший сподвижник Дж. Смит, а также влиятельный радиопроповедник Чарльз Кофлин. Проповеди Кофлина приковывали внимание более 10 млн слушателей. Они были преисполнены ненависти к богатым, но также отвергали коммунизм и социализм. В 1935 г. последователи Лонга и Кофлина образовали Национальную юнионистскую партию и своим кандидатом в президенты выдвинули конгрессмена У. Лемке, до того связанного с прогрессистской фракцией Республиканской партии.

Рузвельт в полной мере осознал силу радикализма. С весны 1935 г. он решительно запустил второй, социальный Новый курс. Созданная затем Администрация гражданских работ во главе с Г. Гопкинсом обеспечила занятость и материальное вознаграждение для 4,3 млн безработных. В масштабные программы общественных работ в разные годы было вовлечено более 10 млн безработных. На втором этапе Нового курса первой фундаментальной мерой оказался закон Вагнера, одобренный 5 июля 1935 г., который легализовал профсоюзы, в правовом отношении уравнял, а в чем-то возвысил их над предпринимателями. Согласно одобренному принципу «закрытого цеха», бизнесмены могли нанимать только тех рабочих, которые вступили в профсоюз. За годы президентства Ф. Д. Рузвельта численность профсоюзов выросла более чем втрое. Профсоюзы одержали победы в 80 % стачек, благодаря их активности и поддержке со стороны государства реальная заработная плата американских рабочих с 1935 по 1945 г. выросла на 80 %.

Важной реформой стал закон о социальном страховании по старости и безработице, одобренный в августе 1935 г. Он заложил основы федерального социального страхования, ставшего фундаментом общеамериканского социального государства. В 1938 г. был одобрен закон о справедливых условиях труда. Он ввел минимальную почасовую заработную плату и максимальную продолжительность рабочего дня. В 1935 г. был резко повышен налог на богатых американцев с доведением налога на доход свыше 5 млн долл. до 75 %. В 1942 г. максимальный подоходный налог был поднят до 88 %. Социальные реформы Рузвельта не привели к принципиальному изменению классовой структуры США. Вместе с тем большая часть нижнего класса, существенно упрочив свое материальное положение, подошла вплотную к границе среднего класса.

К президентским выборам 1936 г. Ф. Д. Рузвельт сумел нейтрализовать как левых, так и правых радикалов. Лемке вместо ожидаемых миллионов получил на президентских выборах 882 тыс. голосов. Рузвельт оказался триумфатором – за него проголосовало более 25 млн человек, или 60,8 % избирателей.

Социальный Новый курс резко обострил отношения Рузвельта с бизнесом. В начальный период Нового курса им было присуще взаимопонимание. Но в 1935 г. Национальная ассоциация промышленников (НАП) объявила ликвидацию Нового курса главной задачей бизнеса. Во время президентской кампании 1936 г. крупный бизнес резко увеличил финансирование Республиканской партии и сократил пожертвования для демократов. Рузвельт доказывал, что тень не должна быть брошена на весь бизнес, частное предпринимательство и индивидуализм, что эти фундаментальные установления должны быть защищены от капиталистических цезарей – «жирных котов». Власть, как указывал Рузвельт, надо отнять у 200 гигантских корпораций, распоряжающихся половиной богатства нации, у финансовых гигантов, которые при помощи нечестных сделок и махинаций беспрерывно отчуждают в свою пользу «деньги народа, бизнес народа, труд народа».

Рузвельт столкнулся с оппозицией со стороны Верховного суда США. Четверо из девяти верховных судей были твердыми консерваторами, еще два близки к ним, и трое во главе с Л. Брандейсом имели репутацию либералов. В январе 1935 г. Верховный суд начал бескомпромиссную борьбу против политики президента. Всего в 1935 – начале 1936 г. Верховный суд отменил как антиконституционные 11 рузвельтовских законодательных актов. После победы на президентских выборах 1936 г. Рузвельт предпринял реформу судебной власти. Ключевым положением президентской реформы, предложенной на рассмотрение Конгресса США 5 февраля 1937 г., являлось увеличение состава Верховного суда на шесть человек, что должно было обеспечить в нем большинство сторонникам Рузвельта. Реакция Конгресса США оказалась для Рузвельта неожиданностью: не только консервативные оппоненты, но и большое число либералов, включая республиканско-демократический Прогрессивный блок, решительно высказались против столь откровенного в их глазах посягательства на первоосновы США. Против Рузвельта ополчилась и консервативная, и либеральная пресса.

Развязка драматического противоборства оказалась неожиданной. Консервативные «старцы» Верховного суда, не выдержав политического напряжения, дрогнули. Верховный суд признал 29 марта 1937 г. конституционным закон штата Вашингтон о минимальной заработной плате для женщин. После этого последовали другие уступки Верховного суда, среди них признание закона Вагнера и закона о социальном обеспечении. В 1937–1938 гг. два консервативных члена Верховного суда вышли в отставку, и Рузвельт заполнил вакансии либеральными судьями.

В 1939–1940 гг., т. е. еще до вступления США во Вторую мировую войну и начала ими массового военного производства, показатели ВНП 1929 г. были превзойдены. Если в 1929 г., самом высоким по экономическим показателям десятилетия «просперити», валовой национальный продукт равнялся (в неизменных ценах) 203,6 млрд долл., то в 1939 г. он достиг 209,4 млрд долл. Безработица в 1939 г. была в полтора раза ниже, чем в 1933 г., наивысшем кризисном году. На протяжении всего Нового курса наблюдалась стабилизация цен – их колебания в 1930-е гг. были незначительны.

В 1930-е гг. произошли серьезные изменения в Демократической партии. В самом начале Нового курса о разрыве с Ф. Д. Рузвельтом объявили наиболее консервативные деятели партии, в том числе кандидат в президенты США на выборах 1924 г. Д. Дэвис и кандидат на президентских выборах 1928 г. А. Смит. В 1934 г. они образовали Американскую лигу свободы, поставившую своей целью очищение Демократической партии от сторонников Рузвельта. Но президент и его сторонники смогли переломить соотношение сил в партии в свою пользу.

Удерживая единство большинства партии, Рузвельт вместе с тем в критические моменты воспринимал в качестве общепартийных требования левых либералов, хотя те неизменно оставались фракцией меньшинства. Важнейшим изменением в соотношении сил двух главных партий стал переход на сторону демократов большинства городских избирателей, при этом они включили в себя жителей наиболее крупных промышленных городов, ранее голосовавших за Республиканскую партию. На сторону Демократической партии перешло большинство иммигрантов. Особенно весомой стала поддержка демократов со стороны ирландской и еврейской общин. Влияние демократов возросло среди темнокожих избирателей. Это произошло несмотря на то, что Рузвельт не покушался на расовую сегрегацию, суды Линча и лишение негров гражданских и политических прав в южных штатах. Темнокожие избиратели северных штатов были благодарны Рузвельту за социальные законы в интересах нижних слоев, к которым они в подавляющем большинстве относились, и в 1936 г. предпочли Демократическую партию Республиканской. Демократам отдали голоса около 70 % чернокожих избирателей.

Резко возросла поддержка Ф. Д. Рузвельта среди женщин, хотя Новый курс и не включал специальных мер в поддержку женского равноправия. Женщин привлекала социальная политика президента, как и осуществленные им впервые в истории Соединенных Штатов назначения американок на важные правительственные посты. Был заметен рост влияния Демократической партии среди фермерства. Часть историков США критикуют Рузвельта за недостаточную решительность в расширении социально-экономических возможностей и прав нижних социальных слоев, женщин и чернокожих американцев. Такие требования представляются неисторичными по ряду причин. Рузвельт смог создать широкую национальную коалицию потому, что находил ту меру углубления реформ, которая привлекала на его сторону «забытых американцев», но в то же время не отпугивала многих представителей благополучных слоев. Президент США следовал классическому для государственного деятеля восприятию политики как «искусства возможного».

Франклин Делано Рузвельт являлся сторонником вильсоновского «интернационализма». Его вера в исключительность и одновременно универсализм американской демократии дополнялась приверженностью идее предназначения США к распространению либерального миропорядка. Не отступая внутренне от вильсоновских внешнеполитических принципов, Рузвельт обращался к избирателям с приземленными реалистическими рекомендациями. Президент страны, озабоченный внутренними проблемами, предпочитал не дискутировать с изоляционистами. Они после 1933 г. резко нарастили пропагандистские атаки. Главный мотив был прежним: ни в коем случае не вмешиваться в европейские разборки.

Возмущение Рузвельта вызывали требования европейцев простить им военные долги и не выводить доллар из золотого стандарта, сохраняя его в качестве основной валюты, стабилизирующей мировую экономику. Рузвельт отверг их требования. В качестве внешнеполитической стратегии выхода США из кризиса он избрал двусторонние экономические договоры с заинтересованными иностранными государствами. Среди них оказался СССР. Сыграли роль конкретноисторические реалии 1930-х гг. и личная позиция Ф. Д. Рузвельта, продемонстрировавшего политическую волю в преодолении американских стереотипов в отношении Советского Союза. Рузвельт, выступивший против антисоветской ортодоксии Республиканской партии, сразу после вступления в президентскую должность поставил задачу незамедлительного признания Советского Союза. Он указал на наличие «двух главных источников военной опасности» – Японии и Германии. Соглашение о дипломатических отношениях между СССР и США было подписано 16 ноября 1933 г.

Одним из внешнеполитических нововведений Рузвельта после прихода к власти явилась доктрина «доброго соседа» в отношении Латинской Америки. В мае 1934 г. было одобрено соглашение, отменявшее поправку Платта к кубинской Конституции 1901 г. и ликвидировавшее право США совершать интервенции на Кубу. Страна наделялась суверенитетом, но база США в Гуантанамо сохранялась. В ноябре 1934 г. были выведены американские войска из Гаити. В 1936 г. ликвидировался фактический протекторат Соединенных Штатов в Панаме. После этого военных контингентов США не осталось ни в одной латиноамериканской стране. В 1934 г. Рузвельт подписал закон, предоставлявший независимость Филиппинам с 1946 г. С момента своего прихода к власти в глазах Рузвельта главной внешнеполитической опасностью стал А. Гитлер. Но Великобритания и Франция играли главную роль в формировании европейской и мировой политики по отношению к Германии. Они определили содержание стратегии «умиротворения» Гитлера. Для Великобритании гитлеровская Германия была меньшим, а СССР – большим злом. Это отличало ведущего английского политика 1930-х гг. Н. Чемберлена от Ф. Д. Рузвельта, который воспринимал Сталина как меньшее зло по сравнению с Гитлером.

Рузвельт попытался оспорить изоляционистскую ортодоксию в «карантинной» речи 5 октября 1937 г. Не называя агрессоров по именам, он отметил, что 10 % населения Земли угрожают остальным 90 %, разрушают нормы международного права и морали. Агрессоры «больны» и должны быть посажены на «карантин» – отгорожены до выздоровления от остального мира. В отношении Германии он полагался на усилия Англии и Франции. Обе они следовали линии «умиротворения». Тридцатого сентября 1939 г. ими в Мюнхене были подарены Гитлеру чешские Судеты. Рузвельту эта сделка показалась целесообразной. Британскому премьер-министру он отправил телеграмму из семи букв: Good Man (молодец).

В сентябре 1939 г., после нападения Германии на Польшу и объявления Англией и Францией войны Германии, в соответствии с имевшимся между ними и Польшей договором, Рузвельт открыто занял антифашистскую позицию. Франция прекратила 22 июня 1940 г. сопротивление Германии, подписав капитуляцию. Рузвельт все более решительно спорил с изоляционистами. Пятого ноября 1940 г. он нанес сокрушительное поражение на президентских выборах республиканскому оппоненту, победив в 38 штатах и проиграв в 10. Рузвельт баллотировался на третий срок вопреки американской демократической традиции. Его соратники доказывали, и Рузвельт внял им, что опасность, нависшая в 1940 г. над США, была не меньшей, чем в 1932 г. во время экономического коллапса.

Одиннадцатого марта 1941 г. Конгресс США по инициативе Рузвельта принял закон о лендлизе (займе-аренде), предоставлявшем взаймы или в аренду вооружение странам (в той конкретной ситуации Великобритании), оборона которых отвечала жизненным интересам США. Америка согласилась с определенной Рузвельтом главной стратегической задачей Соединенных Штатов – стать «Великим арсеналом демократии».

В конфигурации Второй мировой войны 22 июня 1941 г. произошла радикальная перемена. Гитлер, отчаявшись завоевать Англию, направил главный удар против СССР. Некоторые влиятельные политики США, среди них будущий президент страны Г. Трумэн, полагали, что теперь американцам следует дать возможность фашизму и коммунизму истреблять друг друга. Ф. Д. Рузвельт счел такую позицию безответственной. Он заявил 24 июня: «Мы предоставим России всю помощь, которую мы сможем». Шестого ноября США распространили ленд-лиз в размере 1 млрд долл. на СССР.

Седьмого декабря японская авиация внезапно нанесла массированный удар по главной американской военно-морской базе в Пёрл-Харборе на Гавайских островах. США вступили во Вторую мировую войну на европейском и тихоокеанском фронтах, а в Тихоокеанском регионе стали играть главную роль среди государств Антигитлеровской коалиции.

Итоги Ялтинской 1945 г. конференции, особенно по польскому вопросу, вызвали ожесточенные споры в политических кругах США. В Соединенных Штатах звучал голос тех, кто объявил позицию Рузвельта как минимум ошибочной и как максимум предательской. Сам президент считал, что в Ялте он «сделал для поляков все, что было в его силах». Авторитетные американские опросы общественного мнения свидетельствовали, что после Ялтинской конференции не более 9 % респондентов сомневались в справедливости ее решений. Отношения США и СССР претерпели серьезные перемены после смерти 12 апреля 1945 г. Ф. Д. Рузвельта. До своей кончины он убеждал себя и окружающих, что без партнерства с СССР сохранить прочный и длительный мир после победы над фашизмом не удастся. Рузвельт верил в возможность включения СССР в мировой порядок по-американски.

В годы войны Соединенные Штаты совершили рывок к доминированию в мировой экономике, где их удельный вес вырос с 35 довоенных процентов до более чем 50 %. В середине 1944 г. в американском городке Бреттон-Вудс был учрежден Международный банк реконструкции и развития (МБРР), активы которого практически полностью принадлежали Соединенным Штатам. Всемирный банк, как его стали для краткости называть, предназначался для восстановления экономики европейских стран, а также помощи странам Азии, Латинской Америки и Африки. В то же время и в том же месте под руководством США был создан Международный валютный фонд (МВФ).

Внутриполитическое развитие Соединенных Штатов в период Второй мировой войны отмечено мощным экономическим подъемом. Механизмы государственного регулирования национальной экономики были дополнены новыми институтами стимулирования экономического роста.

Рузвельт не отменил капитализм, но он создал либерально-капиталистическую альтернативу социализму. Благодаря реформам Ф. Д. Рузвельта в стране, в отличие от довоенных десятилетий, сформировалось общество двух третей, т. е. общество, состоявшее на две трети из среднего класса.



Иллюстрация: использовано изображение Bibliothèque nationale de France (By Unknown author)
27.09.2024
Важное

Высокие цены на масло могут испортить Рождество пекарям и кондитерам.

15.10.2024 17:00:00

В ответ на приостановку строительства завода Tesla в Мексике местное правительство обещает создать свой доступный по цене электромобиль.

15.10.2024 13:00:00

Инноваторы придумали устройство, выпускающее паутину, как у Человека-паука.

15.10.2024 09:00:00
Другие Статьи

Являлся ли Зигмунд Фрейд великим писателем?

Япония разбирается с последствиями крупнейшей аварии века с помощью нового роботизированного устройства.

Почему попытки сэкономить в условиях роста цен могут привести к увеличению расходов.

В этом году американский режиссёр Стивен Заиллян получил премию «Эмми» за сериал «Рипли».