Элла из Джаза

Элла из Джаза
Татевик Оганесян — джазовая исполнительница, которая в период с 1980-х по 1990-е покорила советскую сцену, а после достигла успеха и на родине джаза. Как певица стала «Эллой из Джаза» и получила мировую славу, рассказывает Армянский музей Москвы и культуры наций.


Детство и влияние


С раннего детства Татевик слушала и впитывала музыку. Семья стала для нее проводником в мир гармоний: отец Норайр Оганесян мастерски играл на кяманче, мать Офелия Амбарцумян была выдающейся исполнительницей армянских народных песен, а брат — профессиональным скрипачом и поклонником джаза. 


Несмотря на творческую родословную, мать никогда не навязывала юной Татевик музыкальную карьеру — напротив, давала ей много свободы для самовыражения. А вот на обучении в музыкальной школе настаивал отец, который со всей строгостью следил за успеваемостью дочери, ставя в приоритет вопрос образования. Тогда же Татевик начала демонстрировать первые успехи в музыке, впитывая вместе с этим различные жанры и направления.



Интересно, что еще в детстве все ближайшее окружение певицы было тесно связано с искусством. Например, район, в котором росла Татевик, можно смело назвать творческим, поскольку с ее семьей соседствовали профессиональные артисты: актеры, танцоры, музыканты. Вместе с соседскими детишками Татевик организовывала театральные постановки, которые проходили в подъезде по всем канонам — сначала деньги, потом вход.


Родственники также сыграли немаловажную роль в становлении будущей певицы. Дело в том, что любое застолье сопровождалось музыкой и танцами. Отсутствие музыкального образования не мешало родным петь во весь голос и «играть, не зная нот, в фортепиано». Вскоре семейные праздники стали для Татевик комфортным пространством для презентации собственных талантов. Эту атмосферу дополнял и родной брат, который прививал сестре любовь к джазу. Именно благодаря ему Татевик впервые наткнулась на пластинки Оскара Питерсона, Каунта Бейси, Дэйва Брубека и навсегда влюбилась в звучание инструментального джаза.


Учеба и начало карьеры 


Первой исполненной композицией Татевик стала It’s Only a Paper Moon Эллы Фицджеральд. Она была записана при участии джаз-оркестра Армянского радио, с которым 10-летняя Татевик начала сотрудничать с 1966 года. Символично, что связь с величайшей джазовой вокалисткой сопровождает Татевик всю карьеру — не зря коллеги прозвали ее «Эллой из Еревана».


В подростковом возрасте Татевик Оганесян заметил дирижер и пианист Константин Орбелян, который активно занимался поисками молодых талантов. Тогда музыкант предложил Офелии Амбарцумян, матери Татевик, взять молодую вокалистку под свое крыло, но тут же получил отказ из-за продолжавшейся учебы дочери. К 19 годам Татевик окончила дирижерско-хоровое отделение в Музыкальном училище им. Меликяна и сразу же вошла в состав Государственного эстрадного оркестра Армении, наконец приняв предложение Орбеляна.



Вплоть до 1978 года вокалистка выступала под руководством маэстро и параллельно участвовала в различных фестивалях. Спустя год работы, в 1975-м, Татевик поехала на гастроли в США. К слову, оркестр Орбеляна был первым советским джазовым коллективом, который отправился в турне в Америку. По воспоминаниям Татевик Оганесян, концерты в Штатах посещали не только русские и армяне, но и американцы, а атмосфера во время выступлений была «великолепной». Концерт в Нью-Йорке посетил даже Джордж Авакян, продюсер таких джазовых музыкантов как Луи Армстронг и Майлз Дэвис. Как позже стало известно, Авакян был частым гостем на концертах Татевик, и уже с 1975 года помнил ее профессионализм и талант.


К началу 80-х музыкальные критики прозвали Татевик лучшей джазовой певицей в Советском Союзе. Признание в профессиональной среде удачно соприкасалось с растущей популярностью девушки: она выступала и записывалась с ансамблем Игоря Бриля, эстонским трио Тийта Паулуса, рижским биг-бэндом Гунара Розенберга


В Америку и возвращение к корням


В 1991 году уже прославившаяся на родине исполнительница переехала в США и обосновалась в Нью-Йорке. По словам Татевик Оганесян, в первое время армянская община стала для нее «подушкой безопасности». Именно благодаря армянской фан-базе удалось организовать сольные концерты в разных городах и положить старт музыкальной карьере в Штатах.


В этот период Татевик с пианистом Арменом Донеляном приступила в подготовке армянской программы. В нее входили фольклорные песни в джазовой обработке, например мелодии Комитаса и Саят-Новы. Идею создать армянскую программу подал один из американских друзей Татевик, который был восхищен ее исполнением народной песни в престижном клубе Нью-Йорка. С тех пор было решено создать полноценный альбом Listen To My Heart, однако для записи пластинки требовались крупные спонсоры: «Музыканты, которые играют на CD — это музыканты мирового класса, им всем надо было платить. Студия, которую мы хотели снять, стоила немало. Встал финансовый вопрос, и мы приступили к поиску спонсоров. <…> И вот после одного концерта, часть которого составляли армянские композиции, подходит Армен и говорит: “У меня  очень хорошая весть. Только что Джордж Авакян сказал, что очень заинтересован быть продюсером этого CD”»


Для Татевик перспектива работы с Джорджем Авакяном — продюсером Луи Армстронга, Майлза Дэйвиса и Сонни Роллинза — стала осуществлением давней мечты. В итоге на реализацию проекта ушло 2 года, а выпущенный альбом стал успешным как среди критиков, так и среди международной аудитории. С этой программой исполнительница объездила полмира — от Австралии до Европы, от Америки до Армении. А в записи «армянской пластинки» участвовали музыканты самых разных национальностей: афроамериканцы, бразильцы, испанцы, евреи и кубинцы. 


В 1998 году Татевик подписала контракт со звукозаписывающим лейблом Sony Classical — это позволило певице выступать на различных фестивалях и устраивать туры по всему миру. Так, на счету Оганесян десятки концертов в США, Европе, Австралии, а также выступления в престижных залах Карнеги-Холл и Линкольн-Центр. Всего Татевик записала более 100 джазовых и поп-синглов, а также 6 сольных альбомов. Сейчас исполнительница занимается преподаванием, не только в формате индивидуальных занятий, но и в качестве приглашенного преподавателя в Манхэттенской музыкальной школе и Новой музыкальной школе в Нью-Йорке.


Джульетта Акопян 

https://t.me/armmuseum 

В иллюстрации использовано изображение из видео https://youtu.be/48BStvj6NDQ
22.08.2023
Важное

Крионика, клонирование тела и клеточная терапия. Удастся ли ученым замедлить процессы старения или вовсе сделать человека бессмертным?

29.11.2023 13:30:00

Леонид Снегов и его бродвейская постановка пьесы Д. Щеглова «Пурга».

29.11.2023 17:30:00

В энергосистеме, где большая часть генерирующих мощностей может отключиться лишь потому, что перестал дуть ветер, компенсировать несоответствия между спросом и предложением станет гораздо сложнее и дороже.

29.11.2023 18:30:00
Другие Статьи
Елена Бобкова

Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о  том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.

Родион Чемонин

Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон

Родион Чемонин

По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.

Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.