Детство и влияние
С раннего детства Татевик слушала и впитывала музыку. Семья стала для нее проводником в мир гармоний: отец Норайр Оганесян мастерски играл на кяманче, мать Офелия Амбарцумян была выдающейся исполнительницей армянских народных песен, а брат — профессиональным скрипачом и поклонником джаза.
Несмотря на творческую родословную, мать никогда не навязывала юной Татевик музыкальную карьеру — напротив, давала ей много свободы для самовыражения. А вот на обучении в музыкальной школе настаивал отец, который со всей строгостью следил за успеваемостью дочери, ставя в приоритет вопрос образования. Тогда же Татевик начала демонстрировать первые успехи в музыке, впитывая вместе с этим различные жанры и направления.
Интересно, что еще в детстве все ближайшее окружение певицы было тесно связано с искусством. Например, район, в котором росла Татевик, можно смело назвать творческим, поскольку с ее семьей соседствовали профессиональные артисты: актеры, танцоры, музыканты. Вместе с соседскими детишками Татевик организовывала театральные постановки, которые проходили в подъезде по всем канонам — сначала деньги, потом вход.
Родственники также сыграли немаловажную роль в становлении будущей певицы. Дело в том, что любое застолье сопровождалось музыкой и танцами. Отсутствие музыкального образования не мешало родным петь во весь голос и «играть, не зная нот, в фортепиано». Вскоре семейные праздники стали для Татевик комфортным пространством для презентации собственных талантов. Эту атмосферу дополнял и родной брат, который прививал сестре любовь к джазу. Именно благодаря ему Татевик впервые наткнулась на пластинки Оскара Питерсона, Каунта Бейси, Дэйва Брубека и навсегда влюбилась в звучание инструментального джаза.
Учеба и начало карьеры
Первой исполненной композицией Татевик стала It’s Only a Paper Moon Эллы Фицджеральд. Она была записана при участии джаз-оркестра Армянского радио, с которым 10-летняя Татевик начала сотрудничать с 1966 года. Символично, что связь с величайшей джазовой вокалисткой сопровождает Татевик всю карьеру — не зря коллеги прозвали ее «Эллой из Еревана».
В подростковом возрасте Татевик Оганесян заметил дирижер и пианист Константин Орбелян, который активно занимался поисками молодых талантов. Тогда музыкант предложил Офелии Амбарцумян, матери Татевик, взять молодую вокалистку под свое крыло, но тут же получил отказ из-за продолжавшейся учебы дочери. К 19 годам Татевик окончила дирижерско-хоровое отделение в Музыкальном училище им. Меликяна и сразу же вошла в состав Государственного эстрадного оркестра Армении, наконец приняв предложение Орбеляна.
Вплоть до 1978 года вокалистка выступала под руководством маэстро и параллельно участвовала в различных фестивалях. Спустя год работы, в 1975-м, Татевик поехала на гастроли в США. К слову, оркестр Орбеляна был первым советским джазовым коллективом, который отправился в турне в Америку. По воспоминаниям Татевик Оганесян, концерты в Штатах посещали не только русские и армяне, но и американцы, а атмосфера во время выступлений была «великолепной». Концерт в Нью-Йорке посетил даже Джордж Авакян, продюсер таких джазовых музыкантов как Луи Армстронг и Майлз Дэвис. Как позже стало известно, Авакян был частым гостем на концертах Татевик, и уже с 1975 года помнил ее профессионализм и талант.
К началу 80-х музыкальные критики прозвали Татевик лучшей джазовой певицей в Советском Союзе. Признание в профессиональной среде удачно соприкасалось с растущей популярностью девушки: она выступала и записывалась с ансамблем Игоря Бриля, эстонским трио Тийта Паулуса, рижским биг-бэндом Гунара Розенберга.
В Америку и возвращение к корням
В 1991 году уже прославившаяся на родине исполнительница переехала в США и обосновалась в Нью-Йорке. По словам Татевик Оганесян, в первое время армянская община стала для нее «подушкой безопасности». Именно благодаря армянской фан-базе удалось организовать сольные концерты в разных городах и положить старт музыкальной карьере в Штатах.
В этот период Татевик с пианистом Арменом Донеляном приступила в подготовке армянской программы. В нее входили фольклорные песни в джазовой обработке, например мелодии Комитаса и Саят-Новы. Идею создать армянскую программу подал один из американских друзей Татевик, который был восхищен ее исполнением народной песни в престижном клубе Нью-Йорка. С тех пор было решено создать полноценный альбом Listen To My Heart, однако для записи пластинки требовались крупные спонсоры: «Музыканты, которые играют на CD — это музыканты мирового класса, им всем надо было платить. Студия, которую мы хотели снять, стоила немало. Встал финансовый вопрос, и мы приступили к поиску спонсоров. <…> И вот после одного концерта, часть которого составляли армянские композиции, подходит Армен и говорит: “У меня очень хорошая весть. Только что Джордж Авакян сказал, что очень заинтересован быть продюсером этого CD”».
Для Татевик перспектива работы с Джорджем Авакяном — продюсером Луи Армстронга, Майлза Дэйвиса и Сонни Роллинза — стала осуществлением давней мечты. В итоге на реализацию проекта ушло 2 года, а выпущенный альбом стал успешным как среди критиков, так и среди международной аудитории. С этой программой исполнительница объездила полмира — от Австралии до Европы, от Америки до Армении. А в записи «армянской пластинки» участвовали музыканты самых разных национальностей: афроамериканцы, бразильцы, испанцы, евреи и кубинцы.
В 1998 году Татевик подписала контракт со звукозаписывающим лейблом Sony Classical — это позволило певице выступать на различных фестивалях и устраивать туры по всему миру. Так, на счету Оганесян десятки концертов в США, Европе, Австралии, а также выступления в престижных залах Карнеги-Холл и Линкольн-Центр. Всего Татевик записала более 100 джазовых и поп-синглов, а также 6 сольных альбомов. Сейчас исполнительница занимается преподаванием, не только в формате индивидуальных занятий, но и в качестве приглашенного преподавателя в Манхэттенской музыкальной школе и Новой музыкальной школе в Нью-Йорке.
Марсоход Perseverance обнаружил внутри марсианской породы зелёные пятна.
Бразилия отказалась участвовать в глобальном проекте Китая «Пояс и путь».
В Соединенных Штатах нашли партитуру прежде неизвестного вальса Фредерика Шопена.
Экономист Габриэль Цукман придумал модель налогообложения, которая бы не позволила сверхбогатым людям прятать свои доходы в других странах.
Национальные электрические сети не в состоянии обеспечить электричеством жителей Амазонии, поэтому сегодня они надеются на солнечные панели.
Биткоину 16 лет: как появилась первая криптовалюта и почему весь мир охватила настоящая «цифровая лихорадка»?
Подробная история праздника Хеллоуин: от древности до наших дней.