УРУГВАЙСКАЯ КОМПАНИЯ ОБУЧАЕТ ЛЮДЕЙ ТОМУ, КАК ПРЕВРАТИТЬ ОБЫЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ В ЭЛЕКТРОМОБИЛИ
В 2010 году избранный президент Уругвая Хосе Мухика попал в заголовки газет благодаря ярко-синему мини-грузовику, на котором он приехал на церемонию инаугурации. Ничем непримечательный пикап был призван донести важное послание: Уругвай серьезно относится к вопросам экологии и стремится стать более экологичной страной. Автомобиль президента, который изначально работал на бензине, был переделан в электрокар местной компанией Autolibre. Пресса широко освещала церемонию инаугурации президента, что стало неожиданной рекламой для Autolibre. Её деятельность вызвала интерес у любителей электромобилей как в Уругвае, так и за его пределами. Многие захотели преобразовать свои обычные автомобили в экономичные электрокары.
Как рассказал в интервью Rest Of World основатель и генеральный директор
Organización Autolibre Габриэль Гонсалес Барриос, после публикаций в СМИ технология по переоборудованию автомобилей стала невероятно популярна по всей
Латинской Америке. Ежегодно компания отправляется в поездки по
Перу,
Мексике и
Аргентине, в рамках которых проводит свои курсы:
«Даже наши дистрибьюторы постоянно приглашают нас, чтобы мы научили их технических специалистов созданию экосистемы, способствующей развитию этой отрасли».
Переоборудованием автомобилей
Гонсалес Барриос и его команда занимаются вот уже много лет в 14 странах
Латинской Америки. Они проводят онлайн-курсы по переоборудованию автомобилей для сотрудников других компаний и частных механиков, а также контролируют модернизацию корпоративных автопарков. По словам
Гонсалеса Барриоса, их услугами уже воспользовалось
около 40 компаний. Некоторые страны беспокоятся по поводу безопасности таких модификаций, однако
Гонсалес Барриос заверяет, что его фирма стремится сделать эту практику более безопасной и стандартизированной.
«Мы хотим показать, что переоборудование автомобилей — это промышленный процесс», — отмечает Андрес Гарсия, владелец магазина по модернизации оборудования для электромобилей в Боготе (Колумбия), сотрудничающий с Autolibre.
«Эта работа не рассчитана на любителей или новичков», — добавляет он.
История компании началась в 2006 году, когда
Гонсалес Барриос посмотрел документальный фильм Эла Гора
«Неудобная правда» об изменении климата. В тот период он занимался продажей химических продуктов для автомобилей с ДВС, и желание
внести свой вклад в решение экологических проблем родного края полностью захватило его.
«Мы решили заменить двигатели внутреннего сгорания наших собственных автомобилей на электрические двигатели с нулевым уровнем выбросов загрязнений в атмосферу», — рассказывает Гонсалес Барриос. Эксперимент оказался успешным и доступным по цене, что подтолкнуло Барриоса к созданию
Autolibre.
Изначально для модернизации
Гонсалес Барриос использовал американские наборы с комплектующими, но, когда они стали слишком
дорогими, Autolibre заключила партнерство с
Zhuhai Enpower Electric, китайской компанией по производству электроэнергетических систем.
В последнее время, в связи с растущим интересом к электромобилям, увеличился и спрос
на переоборудование традиционного транспорта. В 2011 году Autolibre модернизировала парк фургонов для доставки продукции
Bimbo, крупнейшего производителя хлеба в мире.
В отчете
Латиноамериканской ассоциации по устойчивой мобильности (ALAMOS) за 2020 год говорится, что в регионе официально зарегистрировано минимум
145 модернизированных транспортных средств.
Соучредителем Латиноамериканской ассоциации модернизации является
Гонсалес Барриос. Сейчас она объединяет более
30 участников по всему региону, среди которых есть как поставщики комплектов для модернизации автомобилей, так и
мастерские, специализирующиеся на данном процессе.
История компании началась в 2006 году, когда Гонсалес Барриос посмотрел документальный фильм «Неудобная правда» об изменении климата, снятый Элом Гором. В тот период он занимался продажей химических продуктов для автомобилей с ДВС, и желание внести свой вклад в решение экологических проблем родного края полностью захватило его.
Модернизация автомобилей практикуется во всем мире
уже более 30 лет, а такие страны, как
Япония и
Австралия, даже разработали национальные стандарты этого процесса. В отчете Латиноамериканской ассоциации по устойчивой мобильности
перечислена 21 компания, которая в настоящее время продает комплекты для модернизации различных транспортных средств
по всему миру.
Основным стимулом для модернизации транспортного средства является
доступность этого процесса, отмечает
Гонсалес Барриос. Большинство новых электромобилей, представленных в Латинской Америке для большинства слишком дорогие: например, одна из наиболее популярных моделей, электрический автомобиль
Renault Kwid, стоит
18 100 долларов. Стоимость же модернизации автомобиля с бензиновым или дизельным двигателем в электрокар по технологии Autolibre начинается
от 6000 долларов.
Поскольку переоборудование машин осуществляется по принципу
«сделай сам», официальной статистики по объемам модернизации в
Латинской Америке нет. Многие работы выполняются
«мастерами, стремящимися продлить срок службы своих бензиновых автомобилей, поскольку они не могут позволить себе новый электрический автомобиль», рассказал Адольфо Рохас, президент Ассоциации предпринимателей по продвижению электромобилей в Перу.
Как же, собственно, происходит процесс переоборудования? Сначала специалисты
демонтируют двигатель, бензобак, выхлопную систему и другие детали. Затем
устанавливают электродвигатель, аккумуляторы, бортовое зарядное устройство и компьютер в освободившееся пространство. Вес должен быть равномерно
распределен, чтобы автомобиль
не кренился набок. Кроме того, необходимо убедиться, что оригинальные электрические компоненты, включая подушки безопасности и датчики,
функционируют должным образом, а аккумулятор не перегревается.
В свою очередь,
Адольфо Рохас говорит, что риски, связанные с процессом модернизации,
всё-таки существуют.
В последнее время, в связи с растущим интересом к электромобилям, увеличился и спрос на модернизацию традиционного транспорта. В 2011 году Autolibre модернизировала парк фургонов для доставки продукции Bimbo, крупнейшего производителя хлеба в мире.
Ремкомплекты, которые можно купить на таких онлайн-площадках, как
Alibaba или
MercadoLibre, часто не гарантируют
«минимального уровня безопасности и качества для модернизированного блока», считает Рохас. Кроме того, после модификации на автомобили нужно получить
специальные разрешения, которые позволят им выезжать на дороги
в определённых странах.
Например, в 2021 году
Министерство транспорта Чили издало закон, запрещающий модификацию подержанных легковых автомобилей.
«Когда проводилась модернизация, не учитывался уровень безопасности автомобиля», — говорит президент Чилийской ассоциации электромобилей
Родриго Сальседо. Сейчас министерства транспорта и энергетики готовят регламент, в котором будут прописаны все требования по безопасности
к модифицированным авто.
В
Колумбии, где официально переоборудованные машины не запрещены, некоторые уже выступают
за ужесточение контроля.
Владелец магазина автозапчастей в
Боготе Андерс Гарсиа заявил, что вместе с другими экспертами и энтузиастами лоббирует
введение жестких правил модернизации. Этот вопрос он не раз обсуждал с представителями транспортного департамента
Колумбии и службой профессиональной и технической подготовки
SENA. Сам Гарсия продает комплекты для переоборудования автомобилей
исключительно сертифицированным специалистам.
Поскольку переоборудование машин осуществляется по принципу «сделай сам», официальной статистики по объемам модернизации в Латинской Америке нет. Многие работы выполняются «мастерами, стремящимися продлить срок службы своих бензиновых автомобилей, поскольку они не могут позволить себе новый электрический автомобиль», рассказал Адольфо Рохас, президент Ассоциации предпринимателей по продвижению электромобилей в Перу.
Один из клиентов Гарсии
Хайро Новоа уже переоборудовал свой автомобиль
BMW 1981 года в электрокар. Он рассказал, что для такого старого автомобиля
модернизация имеет смысл, так как запасные части для раритетов стоят дорого и найти их
очень сложно.
И хотя большинство из
11 000 электромобилей в Колумбии являются совершенно новыми, по мнению
Новоа, владельцам модернизированных машин
не стоит завидовать обладателям новых электрокаров. Предметом для зависти могут быть разве что
«очень дорогие модели вроде Tesla».
Даниэла Диб, Rest of World
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: использованы изображения NAPISAH и Palácio do Planalto