Кофе в Эфиопии занимает центральное место в повседневной жизни. Он предлагается везде, по любому поводу и по доступной цене, способствуя общению и являясь важным фактором установления и поддержания социальных связей. В столице Аддис-Абебе, как и в других городах страны, его можно пить и на улице, сидя на низком табурете прямо на тротуаре и обсуждая новости с соседями. Кофе также неизменно присутствует в роскошных отелях для иностранных туристов и в аэропортах, где церемония его приготовления демонстрируется на небольшом помосте.
По праздникам кофейная церемония соблюдается в каждом доме, и изысканность в жестах, одежде и посуде — ее обязательная составляющая. Для хозяек дома это возможность продемонстрировать свое мастерство, а для девушек — повод обратить на себя внимание. В праздничные дни улицы городов и деревень наполняются ароматным дымом кофе домашней обжарки, который смешивается с запахом благовоний. Аромат кофе настолько неотразим, что говорят, будто он привлекает невидимых джиннов, которых успокаивают очищающие свойства благовоний. Приветствуя гостей, на землю рассыпают свежие травы и цветы. Родственники, соседи и друзья навещают друг друга, принося с собой пакетики сахара и специй, которые можно будет добавить в напиток. В качестве легкой закуски приносят поджаренные зерна или соленый попкорн.
Действо из трех частей
В первом акте церемонии каждый гость должен характерным жестом направить к себе идущий от кофейных зерен дым и вдохнуть его. Джебену, традиционный глиняный кофейник со сферическим основанием и длинным горлышком, наполняют водой и ставят на огонь. Пока вода закипает, кофейные зерна толкут в ступке. Затем молотый кофе собирают в ладонь, засыпают в кофейник и кипятят в течение нескольких секунд. В высокогорных районах Эфиопии, на высоте 2500 метров над уровнем моря, вода закипает при температуре 91 °С, идеально подходящей для сохранения всех ароматов кофе.
Готовый напиток темного цвета разливают, высоко поднимая сосуд, но не разбрызгивая, в небольшие пиалы, расставленные на низком кофейном столике. Кофе подают в первый раз, причем сначала им угощают самых старших и уважаемых гостей. Для усиления вкуса могут добавлять сахар или щепотку соли, особенно в отдаленных сельских районах, где сахар — удовольствие редкое и дорогостоящее. Многим нравится добавлять веточку руты — здесь ее называют «тенадам», что буквально означает «здоровье Адама». Окончив первую раздачу кофе, кофейник с оставшейся на дне гущей повторно наполняют водой и вновь ставят на огонь, чтобы подать кофе во второй раз. Несколько часов спустя церемония заканчивается третьей подачей напитка.
Каждая из трех частей кофейной церемонии носит названия, заимствованные из арабского языка: абол, тона и барака, что означает соответственно «первая», «вторая» и «благословение». Эти языковые особенности напоминают нам о роли кофе в религиозной жизни в прошлом. Вплоть до конца XIX века эфиопским христианам запрещалось употреблять этот напиток — это могли делать только мусульмане. В ту пору границы у Эфиопии были другими. Христианское княжество было сосредоточено в горах. По мере своего расширения в сторону нижележащих равнин оно поглощало территории, управляемые мусульманами, с целью оградить себя от европейской колониальной экспансии.
Вопрос экономического и политического значения
В таком контексте формировалась современная эфиопская нация. На кофе возлагалась двойная задача. С экономической точки зрения требовалось укрепить политическую независимость за счет развития экспорта, а Эфиопия располагала идеальными условиями для выращивания кофейного дерева, ведь именно на этой земле и в этом климате оно и появилось. С социальной точки зрения необходимо было объединить разобщенное население. Прилюдно употребляя кофе, император Менелик II, правивший страной с 1889 по 1913 год, призывал своих подданных христиан следовать его примеру, надеясь тем самым не только стимулировать внутренний рынок (а сегодня 40 % производимого в Эфиопии кофе потребляется внутри страны), но и получить единую и мирную нацию.
Кофейная церемония, ставшая символом эфиопского образа жизни, берет свое начало в суфизме — исламском мистицизме. И сегодня на собраниях суфиев кофе неоднократно фигурирует во время радений. Используемые для приготовления посуда, кофейник, подставка для благовоний и поднос для чашек считаются носителями духовной силы, обозначаемой понятием баракат («благодать»). Благодать нисходит в момент подачи кофе и находит свое выражение в словах благословения, произносимых священнослужителем. Они представляют собой настоящие поэтические импровизации, которые посредством кофе «впитываются» каждым из участников церемонии, скрепляя связывающие их узы братства и дружбы.
Полемика вокруг стимулирующих свойств кахвы
Связанные с кофе ритуалы восходят к XV веку н. э., когда этот продукт, произрастающий в горных лесах на юге Эфиопии, был обнаружен и получил распространение в Йемене. Новое вещество с бодрящими свойствами сначала употреблялось членами суфийского братства Шазилия, основанного в XIII веке в Тунисе, а затем и в Египте. Открыв в кофейном напитке отличное стимулирующее средство для своих духовных практик, шазилиты стали поощрять его употребление.
Тем не менее в течение первых десятилетий после того, как кофе начал распространяться на Аравийском полуострове, а затем в Египте, Турции и на всей территории Османской империи, вокруг кофе не утихала горячая полемика. Некоторые богословы-правоведы полагали, что возбуждение, которое дает кахва («поднимающий дух» в переводе с арабского), по своей природе схоже с возбуждением от вина, запрещенного в исламе.
Власти также с подозрением относились к совместному кофепитию, где каждый мог свободно высказывать свое мнение. Тем не менее положительное влияние кофе на самочувствие человека, в частности его способность стимулировать мыслительную деятельность, определили его успех, препятствовать которому не смогли никакие консервативные мнения. С XVII века кофе начал стремительно набирать популярность и в Европе, став важнейшим фактором формирования современного общества.
История происхождения кофе отражена в известной легенде. Один эфиопский пастух заметил, что, несмотря на наступление ночи, стадо его коз (или верблюдов, по другой версии) пребывало в странном возбужденном состоянии. Озадаченный пастух рассказал об этом главе местного религиозного братства, который изучил ситуацию и пришел к выводу, что причиной такого поведения животных был кустарник с красными ягодами. Он опробовал действие растения на себе, приготовив отвар, содержащий его действующее вещество. Воодушевленный этим открытием, он призвал своих религиозных братьев следовать его примеру, чтобы, сохраняя бодрость, усердно молиться до глубокой ночи.
С момента публикации в Европе в 1671 году первого трактата о кофе, написанного выпускником римской Маронитской семинарии Фаустом Найроном, это предание о кофе и козах не раз повторялось в самых разных вариантах, а образы его стали частью символики многих обжарщиков кофе во всем мире. В этой легенде одновременно отражена и близость кофейного напитка к народу, и его религиозный аспект, и его роль как катализатора научных исследований.
Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.
После реформ президента Хавьера Милея спрос на иностранную валюту в стране сильно ослаб.
Норвежская компания Vipps стала первой в мире, кто предложил бесконтактную оплату покупок через iPhone без использования Apple Pay.
В китайской провинции Хэйлунцзян в путь отправился первый туристический поезд, маршрут которого пролегает через популярные зимние объекты.
Британия планирует полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2030 году, но путь будет непростым.
Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.
Легенды гранжа Alice In Chains и их знаменитый концертный альбом «MTV Unplugged».