В 1576 году Джеймс Бербедж построил в Лондоне первый театр – «Театр», – что в корне изменило всю существовавшую ранее систему театральных представлений. До возникновения «Театра» и театров спектакли ставили в залах дворцов, колледжах и гостиничных дворах. Когда стали возводить первые постоянные театры, то их здания во многом повторяли устройство гостиничных дворов.
ЕЛИЗАВЕТИНСКАЯ И ЯКОБИНСКАЯ ДРАМА
В «Театре» играла труппа «Слуги лорда-камергера», которой руководил сын Джеймса Ричард Бербедж. В 1598 году владелец земли, на которой располагался «Театр», повысил арендную плату. Здание было разобрано, строительный материал использовали для сооружения нового театра, получившего название «Глобус», на другом берегу Темзы.
Возникновение театров повлекло возникновение репертуарной системы, а также расширение театральных коллективов. В Англии было несколько театральных трупп, две наиболее известные – это труппа лорда-камергера (the Chamberlain’s Men) и труппа лорда-адмирала (the Admiral’s Men), названия которых проистекали из покровительства вельмож.
Итак, на престол входит Яков I (1603–1625). Это был период неопределенности и социальных волнений (вспомнить хотя бы пороховой заговор), страна была разделена как в религиозном, так и в политическом плане. Вот что пишут исследователи о театре того времени: «театр пережил самую высшую точку своего расцвета», «английская драма стала великой <…>, великой как никогда прежде или после».
Король был страстным поклонником театра. При его правлении театральная сфера претерпела некоторые изменения. Новый монарх издал указ, запрещавший вельможам патронировать актерские труппы, передав это право королевской семье. Таким образом Яков хотел взять театры под личный контроль.
За этим последовало переименование трупп. 19 мая 1603 года труппа лорда-камергера была переименована в «Слуг его величества» (the King’s Men), общество считало ее лучшим театральным коллективом Лондона, а труппа лорда-адмирала стала именоваться труппой наследного принца Генри (Prince Henry’s Men). Театр становился подлинно народным искусством, поэтому власть стремилась полностью подчинить его себе.
Это значительно повысило статус актёров в обществе. Совсем недавно они освободились от положения бродяг, а теперь они признаны профессионалами своего дела, близкими ко двору монарха, и даже получили право носить ливрею королевских слуг. «Своего расцвета драма достигает между 1590-м и 1620-м, когда актеры не были ни нищими бродягами, ни придворными приживалами, а публика была самой представительной в городе, стране и при дворе».
Но это был не только вопрос уважения. Именно потому, что театр стал искусством народным, власть стремилась его контролировать. «Если бы не протекция Двора, возможно, не было бы ни елизаветинской драмы, ни Шекспира <…>, как между 1642 годом и реставрацией».
В театре продолжают творить драматурги елизаветинской эпохи, однако драма претерпевает некоторые изменения. Безусловно, речь не о сиюминутном изменении театра, некоторые исследователи вообще предпочитают разделять эти периоды условно, придерживаясь того мнения, что драма не изменилась.
Трудности начинаются уже с определения даты этого «перелома» в драме. Роланд Вимер считает, что разница между елизаветинским и якобинским периодами хронологически неточна, и придает большее значение смене монарха, нежели следует. Многие яркие отличающиеся черты драмы времен Якова берут свое начало у драмы, развитой в конце елизаветинской эпохи. Если выбирать значительную дату «переворота» в театре, то Вимер предлагает 1599 год, так как он обладает большим значением, нежели 1603 год. Он придерживается мнения, что «"яковская" драма по правде начинается в 1599-м».
Противоположного мнения придерживается Ф.-П. Уилсон в своей работе «Елизаветинское и якобинское», где пишет о различиях между двумя периодами английской литературы и драмы – до и после 1603 г.
И все же, даже если переломная дата смещается на несколько лет, суть остается неизменна: миропонимание и драматургия изменились. Мы будем говорить о драматургии, ибо это тема нашей работы, однако нужно иметь в виду, что во всех сферах искусства прослеживалась единая тенденция.
Утверждая или предполагая некоторые из основных различий между елизаветинской и якобинской драмой, мы сталкиваемся с несколькими опасностями. Первая заключается в тесной привязке к толкованию термина. Слова «елизаветинский» и «якобинский» в том виде, в каком мы будем их использовать, являются лишь удобным средством обозначения преобладающих литературных течений, написанных при Елизавете и Якове.
Это не исключает того факта, что некоторые елизаветинцы продолжали писать при Якове так же, как они делали это при Елизавете. Эти «ярлыки» вводили бы в заблуждение, если бы подразумевали, что характеристики, которые мы относим к эпохе короля Якова, не встречались до 1603 года: «Новый стиль возникает в 1590-х годах». Литературные эпохи не определяются смертью королей и королев.
Другая опасность заключается в преувеличении отличий между елизаветинцами и якобинцами, а также в предположении, что они были более внезапные и отчетливые, нежели на самом деле. Различия действительно есть: «утверждать, что никаких изменений нет, было бы такой же грубой ошибкой, как и утверждать, что все изменилось».
Политическая неопределенность, царившая в обществе, нашла отражение в театре. В елизаветинскую эпоху комические постановки были популярной формой драматургии, а в период правления короля Якова на сцене преобладала трагедия. Драматургия эпохи Якова была гораздо мрачнее по своему звучанию. Наиболее простым способом обозначить перемены можно противопоставив оптимизм елизаветинцев и пессимизм якобинцев. Возможно, настойчивость на «пессимизме» объясняется слишком пристальным вниманием к трагедии того времени. Среди якобинцев были пессимисты, то есть люди, потерявшие надежду на этот мир и будущий, но вряд ли это является отличительной чертой двух эпох. Новой и показательной была вера в возможность совершенствования.
Что отличает эпоху короля Якова от елизаветинской, так это более точное, более детальное внимание к изучению моральных и политических вопросов, интерес к тайнам и патологиям человеческого разума, как, например, у Уэбстера.
Драматургия эпохи короля Якова часто ставила под сомнение общественный порядок того времени и его представление о морали. В пьесах затрагивались такие проблемы, как моральное разложение и человеческая жадность. Драматурги изучали политические и социальные реалии того времени, часто проливая свет на коррупцию и злоупотребление властью. Возникает жанр трагедии мести, в котором главный герой стремится отомстить за произошедшую с ним несправедливость. Выбор такой темы был обусловлен рядом факторов. В ряду первостепенных причин следует отметить общие морально-нравственные воззрения английского общества того времени.
Величайшими и наиболее значимыми по своему влиянию на английскую мысль были Макиавелли и Монтень. Вопросы морали занимают их обоих: Макиавелли – в той мере, в какой они касаются человека в обществе, а Монтеня больше в отношении внутреннего мира человека.
Англичане категорически не принимали принцип «цель оправдывает средства», характерный для европейской, в частности итальянской политической повестки. В XVI веке англичане уже чётко осознавали свою культурную идентичность и непохожесть на континентальных соседей. Индивидуализм в англичанах преобладал над общинностью, таким образом, родовая честь и её защита в гораздо меньшей степени приводила жителей британских островов к кровавым межличностным конфликтам. Постепенно в английском обществе сформировалось отрицательное отношение к личной мести.
Якобинская драма продолжает традиции позднего елизаветинского театра и развивает собственный стиль. Преобладающие темы, исследуемые якобинской драмой, более сложные, циничные и мрачные: месть и предательство, безумие, власть и коррупция, насилие и жестокость.
Пьесы исследуют различные стороны человеческой натуры, затрагивают темы морали и поднимают вопрос о потенциале человеческого зла.
К ключевым характеристикам якобинской драмы также можно отнести возвышенный язык (замысловатые метафоры и риторические изыски), иронию, множество сюжетных линий, обилие насилия и зрелищности (отражают неопределенность периода), религиозные или философские проблемы, обсуждаемые во многих пьесах. Важно отметить присутствие сверхъестественного в пьесах (призраки, ведьмы и другие существа).
Даже положительные персонажи сложны и имеют недостатки, сюжеты запутаны и включают политические интриги, обман и манипуляции. Глубоко исследуются человеческие мотивы, желания и страхи.
Центральная фигура легко перебрасывается в одну или другую сторону или же совершенно вытесняется из центра. Также присутствует моральная двусмысленность: отход персонажей от четких моральных позиций, в их неоднозначном мире трудно отличить правильное от неправильного. Герои зачастую совершают преступления, не осознавая, что они творят.
Крупнейшими драматургами эпохи короля Якова были Уильям Шекспир, Бен Джонсон, Томас Деккер, Джон Вебстер, Фрэнсис Бомонт, Джон Флетчер, Кристофер Марло. Они написали одни из самых знаковых пьес того периода, такие как «Макбет», «Отелло», «Король Лир» (Шекспир), «Доктор Фауст» (Марло), «Алхимик» (Джонсон), «Ревущая девчонка» (Деккер), «Филастр» (Бомонт, Флетчер) и «Белый дьявол», «Герцогиня Мальфи» (Уэбстер).
Высокие цены на масло могут испортить Рождество пекарям и кондитерам.
В ответ на приостановку строительства завода Tesla в Мексике местное правительство обещает создать свой доступный по цене электромобиль.
Инноваторы придумали устройство, выпускающее паутину, как у Человека-паука.
Являлся ли Зигмунд Фрейд великим писателем?
Япония разбирается с последствиями крупнейшей аварии века с помощью нового роботизированного устройства.
Почему попытки сэкономить в условиях роста цен могут привести к увеличению расходов.
В этом году американский режиссёр Стивен Заиллян получил премию «Эмми» за сериал «Рипли».