Текущий год должен принести рекордные суммы Китаю со стороны развивающихся стран за предоставление займов, пишут британские СМИ, ссылаясь на австралийских аналитиков. 75 самых уязвимых стран должны выплатить в 2025-м 21,6 млрд долл. Более чем вероятно, что это не удастся и Китай сможет получить как компенсацию инфраструктурные объекты. Однако у Запада с 2020-го остается все меньше возможностей предложить альтернативные проекты уязвимым странам.
Около 35 млрд долл. должны будут выплатить за 2025 год бедные страны, пишут аналитики австралийского Lowy Institute. Немалая часть этих кредитов роздана в рамках проекта «Пояс и путь». Учитывая, что экономическое положение уязвимых стран весьма плохое, есть сомнения в том, что долги уплатят.
А большую часть из общей суммы (21,6 млрд долл.) задолжали именно небогатые государства.
Это означает, что Пекин может вместо выплаты долгов затребовать инфраструктурные объекты. Показательна история ланкийцев. В 2017 году, после того как Шри-Ланка не смогла расплатиться с Китаем, Поднебесная взяла в аренду на 99 лет глубоководный порт Хамбантота – важнейший актив. Ланкийцы получили за аренду 1,1 млрд долл. и сразу же потратили их на выплату долгов, правда, в основном не китайских, а взятых у западных стран. Перед Пекином же остров Цейлон так и остался должником.
Однако в случае с Западом попытки отговорить от сотрудничества с Китаем выглядят несколько пристрастно, поскольку США и европейские страны все меньше могут предложить экономически менее развитым партнерам. Расходы на оборону и всемерную поддержку Украины растут, пандемия COVID-19 «съела» немалую часть резервов.
Китай же, невзирая на экономические и демографические проблемы, продолжает развивать проекты по всему миру, наращивая свое присутствие в Африке, Латинской Америке, не говоря уже о странах Азии. Кроме Шри-Ланки, в особенно трудном положении остаются Лаос и Малайзия.
В Лаосе в обмен на невыплаченные долги по проектам строительства 20 ГЭС китайцы взяли под свой контроль 90 % акций главной энергетической компании страны, по сути, подчинив себе ее энергосистему. В Малайзии же китайцы частично контролируют построенные ими железные дороги. Все больше зависит от Китая и Пакистан.
«Западным государствам сейчас действительно нечего предложить с тем, чтобы оттянуть от Китая развивающиеся страны. Вашингтон и Брюссель хотели бы помешать Пекину, но пока такими возможностями они в целом не располагают», – считает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский.
Вместе с тем в разговоре с «НГ» эксперт подчеркнул, что тот же президент США Дональд Трамп мог бы уберечь те или иные страны от китайского влияния, если бы отказался от политики, ориентированной лишь на сиюминутные интересы американского бюджета.
«С учетом его антикитайского курса избирательно Белый дом мог бы заменять Пекин в обеспечении развития. Сейчас же расплатиться с Поднебесной готовы далеко не все. Ценой за долги могут быть портовые сооружения или полезные ископаемые. Китай может повторить те схемы, которые он уже применял», – рассуждает Портанский.
Сегодня в Гатчине (РФ) открывается 31-й Международный кинофестиваль «Литература и кино».
Французские компании выбирают Парагвай для переноса производства из-за действующего в стране специального режима для иностранных фирм.
Как книжный магазин стал культурным центром Кейптауна (ЮАР).
Страны с мусульманским большинством становятся всё более заметными игроками в расширяющемся альянсе БРИКС+.
Китай успешно возвращает учёных из-за рубежа с помощью программы «Тысяча талантов», предлагая большие гранты и условия для исследований. Эта стратегия помогла резко сократить «утечку мозгов» и превратить КНР в глобальный научный центр.
Бахрейн, страна - гость ПМЭФ-2025 и пионер исламского банкинга, предлагает доступ к капиталу Ближнего Востока посредством механизма сукук – шариатских облигаций, где инвесторы получают не проценты, а долю в реальных активах.