«Потребность в новой глобальной валюте возникла вследствие вепонизации доллара США в форме санкций и торговых войн», – пишет в своей статье в журнале «Россия в глобальной политике» Майкл Роуч, консультант в сфере менеджмента (Австралия). Многие страны стремятся к большей независимости от американской финансовой системы. Но почему доллар сегодня остаётся мировой резервной валютой?
После окончания Второй мировой войны союзники собрались в Бреттон-Вудсе и назначили американский доллар главной мировой резервной валютой. Он был привязан к золоту по цене 35 долларов за унцию. Однако в 1971 г. из-за недостаточного объёма золотых резервов США доллар превратился в не обеспеченную золотом денежную единицу. Спустя ещё несколько лет госсекретарь США Генри Киссинджер встретился с королём Саудовской Аравии Фейсалом, чтобы обсудить систему нефтедолларов. Соединённые Штаты согласились предоставить военную поддержку, а в ответ Организация стран – экспортёров нефти (ОПЕК) взяла на себя обязательства торговать нефтью на мировых рынках в американских долларах. В результате возник искусственный спрос – странам, которые покупают нефть, нужны были доллары. Таким образом и обеспечивалось доминирование американской валюты.
Однако господство доллара, возможно, подходит к концу. В 2021 г. Саудовская Аравия и Россия подписали соглашение о военном сотрудничестве. Соединённые Штаты перестали быть единственным гарантом безопасности королевства. Более того, на Всемирном экономическом форуме в Давосе в этом году министр финансов Саудовской Аравии Мохаммед Аль-Джадаан заявил, что его страна открыта для торговли в других валютах помимо доллара – такого не было почти пятьдесят лет. Стали появляться и другие признаки дедолларизации.
На саммите БРИКС в 2022 г. президент России Владимир Путин заявил, что объединение работает над созданием «международной резервной валюты». Говорят, что валюта БРИКС будет обеспечена золотом – это исторический возврат к золотому стандарту, который обеспечит стабильность новой валюты.
На протяжении десятилетий Соединённые Штаты считались глобальным гегемоном. Однако сейчас на долю БРИКС приходится 40 процентов мирового населения и 31,5 процента мирового ВВП. При этом доля G7 (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония и Великобритания) в мировом ВВП составляет 30,7 процента. БРИКС – это самодостаточное объединение, участники которого могут торговать друг с другом, не полагаясь на США. Возможно, это план Китая, учитывая масштабы инициативы «Пояс и путь» – крупнейшего в истории проекта по развитию инфраструктуры, который свяжет Азию и Африку, Европу и Южную Америку. Соединённые Штаты явно остались за бортом.
Хотя отношения Китая и Индии балансируют между разрядкой и антагонизмом, оба государства готовы к сотрудничеству. Так, Индия инвестирует в проекты «Пояс и путь» опосредованно, через Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый банк развития и Шанхайскую организацию сотрудничества. Кроме того, семь из тринадцати стран ОПЕК присоединились или подали заявки на членство в БРИКС, и все члены ОПЕК участвуют в проектах инициативы «Пояс и путь».
По мере снижения зависимости от доллара центробанки начнут демпинговые продажи долларовых резервов. Это приведёт к гиперинфляции, резкому скачку ключевых ставок, чтобы компенсировать уменьшение покупательной способности, к падению стоимости активов, дальнейшему ускорению упадка США.
Тренд дедолларизации очевиден, но его нельзя считать уникальным. Подъём и крах империй и резервных валют происходили на всём протяжении истории – от Нидерландской империи и гульдена до Британской империи и фунта стерлингов, а теперь пришёл черед США и доллара. Сдвиги в мировом порядке неизбежны, и, вполне возможно, наступит время БРИКС.
В пещере Кова Донес неподалёку от Валенсии (Испания) найден крупный памятник наскальной живописи. Возраст рисунков – около 24 тысяч лет.
В одном из парков Пекина дизайнеры оборудовали модную чайную. Чайные церемонии здесь проходят в лучших традициях Дао.
Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.
Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон
По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.
Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.