Трагические события, которые прямо сейчас происходят на Ближнем Востоке, — это кульминация 20-летней эпопеи, разворачивающейся вокруг иранской ядерной программы. Все это время Иран, США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия вели тяжелые переговоры, чтобы найти формулу, по которой Тегеран мог бы развивать мирный атом в рамках режима по нераспространению ядерного оружия. Несколько раз казалось, что стороны близки к соглашению. Однако под давлением обстоятельств договоренности всякий раз срывались.
Чтобы понять, почему решить ядерную проблему Ирана не получилось мирными средствами, нужно вернуться к истории вопроса. Впервые США обвинили Иран в стремлении заполучить ядерную бомбу еще в 2002 году. Тегеран отнекивался недолго — уже в 2003-м он признал, что развивает ядерную программу в гражданских целях, отказался от требования США полностью свернуть ее, но вступил в диалог с Евросоюзом.

Далее на долгие десять лет дипломатический процесс приобрел формат «качелей» — по его состоянию можно было безошибочно определить, каков внутриполитический климат в Иране на данный момент. На момент начала дискуссий по иранской ядерной программе страной руководил президент-реформист Мохаммад Хатами. При нем Тегеран почти достиг соглашения с «Евротройкой» (Британия, Франция, Германия) — согласился прекратить обогащение урана с ноября 2004 года в обмен на поставки ядерного топлива и технологий из Евросоюза.
Летом 2005-го на президентских выборах одержал верх антизападный консерватор Махмуд Ахмадинежад, и позиция Тегерана сменилась на прямо противоположную. Иран возобновил обогащение урана, несмотря на несколько раундов санкций ООН и усилия международных посредников, число которых увеличилось до шести (к европейцам присоединились США, Россия и Китай).
Уже в 2015 году Иран и «шестерка» одобрили так называемый Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), призванный раз и навсегда решить вопрос иранской ядерной программы. Иран обязался ограничить обогащение урана на уровне 3,67 % и согласился поставить свою программу под международный контроль в обмен на снятие санкций.
ИЗРАИЛЬ (И ТРАМП) ПРОТИВ
СВПД в таком виде просуществовал меньше трех лет — вскоре «качели» вновь стали раскачиваться, но теперь их движущей силой стала внутриполитическая обстановка не в Иране, а в США. Уже в 2017 году новая администрация Дональда Трампа вернулась к политике ужесточения антииранских санкций. В мае следующего года США официально вышли из ядерной сделки, возобновив в полной мере все действовавшие до этого ограничения.
Первое время Иран надеялся, что соглашения будут придерживаться хотя бы европейцы. Но уже вскоре стало ясно, что ЕС не намерен отстаивать свою точку зрения и просто идет в фарватере американской политики. Видя это, в мае 2019-го Тегеран тоже перестал выполнять взятые на себя обязательства.
Почему же утвержденный с таким трудом СВПД так легко развалился? Согласно официальной версии Трампа, сделка была невыгодна для США. Иран, в свою очередь, получил снятие санкций и сохранил возможность для создания ядерной бомбы — якобы даже продолжил разработки в обход соглашения. МАГАТЭ же, следившее за исполнением Плана, все это время утверждало прямо противоположное. Но Трамп обвинял Иран, ссылаясь на данные израильской разведки. Именно этот фактор сыграл ключевую роль в распаде сделки.
СВПД с самого начала устраивал далеко не всех. Наиболее ярыми его противниками были Израиль и Саудовская Аравия. Саудитов и другие монархии Персидского залива не устраивало, что СВПД разработали и одобрили без их участия, хотя сделка затрагивала их напрямую. Эр-Рияд, например, опасался снятия санкций с Ирана, ведь оно могло укрепить положение Тегерана на Ближнем Востоке и, в частности, в Йемене, где саудиты воевали против проиранских хуситов. Еще меньше там хотели, чтобы иранская нефть хлынула на и так перенасыщенный мировой рынок. Ведь тогда цены на углеводороды могли рухнуть, а для монархий Персидского залива это могло привести к большим потерям финансов.
У администрации Обамы сложились напряженные отношения с обоими ближневосточными союзниками, поэтому Америка в меньшей степени была готова идти у них на поводу. А вот Трамп пошел на сближение с Эр-Риядом и занял жесткую произраильскую линию. Союз с Израилем и стал главным фактором в решении США выйти из СВПД. Он же остается основным столпом ближневосточной политики Трампа по сей день.
«МЕРТВАЯ» СДЕЛКА
В 2021 году, когда в США в очередной раз сменилась власть, на Западе снова зазвучали голоса в пользу возвращения к СВПД.
Главным инициатором поворота выступил новый хозяин Белого дома Джо Байден — он работал вице-президентом при Бараке Обаме и в целом был настроен продолжать его внешнеполитическую линию. Необходимость в новой сделке усилилась в 2022 году, когда на фоне конфликта на Украине и роста мировых цен на нефть в Америке начался топливный кризис. Поскольку доступ к российской нефти оказался закрыт, а отношения Вашингтона с Эр-Риядом снова охладели, администрация Байдена решила попытать счастья в других местах. Так Иран снова оказался в фокусе внимания.
Американо-иранские переговоры начались вскоре после вступления Байдена в должность президента США. Они длились около 15 месяцев, в какой-то момент даже казалось, что стороны почти достигли компромисса. Однако к концу 2022-го диалог внезапно оборвался — Тегеран и Вашингтон так и не смогли решить, кто из них первым должен пойти на уступки.
Во-вторых, фактор Израиля никуда не делся. Только в 2021-м его спецслужбы провели диверсии на ядерных объектах в Натанзе и Карадже, что не самым лучшим образом сказывалось на переговорном процессе (после них Иран заявил, что начнет обогащать уран до 60 % — для ядерного оружия нужно 90 %). К тому же и сам Джо Байден еще в свою бытность сенатором работал на израильское лобби. Поэтому он все время оглядывался на интересы Тель-Авива и не стремился делать возвращение к СВПД краеугольным камнем своей политики.
Итог оказался закономерным: переговоры по возвращению к сделке провалились. Байден признал ее «мертвой» в конце 2022 года. Ограниченный диалог шел еще какое-то время, но окончательно идею сближения с Тегераном забросили после 7 октября 2023-го, когда началась война в секторе Газа.
ВОЗМОЖНО ЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЯДЕРНОЙ СДЕЛКЕ?
Определенные надежды на возвращение к СВПД появились в 2024-м, когда после гибели Эбрахима Раиси в авиакатастрофе президентом Ирана избрали еще одного реформиста - Масуда Пезешкиана. Новый лидер начал предпринимать осторожные шаги по смягчению отношений с Западом, но политически состыковаться снова не получилось, ведь 2025-м антииранские ястребы в лице Трампа снова вернулись к власти в США.
Трамп заявил, что намерен добиться новой, «более выгодной» сделки с Ираном. Однако Тегеран дал понять, что не горит желанием общаться с ним без гарантий того, что США снова не выйдут из соглашения. В апреле стартовали новые американо-иранские переговоры, однако они были непрямыми, и за пять раундов стороны не добились прогресса. Ну а начавшаяся 13 июня ирано-израильская война поставила точку в переговорном процессе.
Как минимум в такую сделку могут включить принцип «нулевого обогащения» — Ирану придется полностью отказаться от производства обогащенного урана. Как максимум - соглашение выйдет за пределы ядерной сделки, коснется иранских прокси-группировок и в целом будет направлено на снижение влияния Тегерана в регионе.
Какой из двух вариантов претворится в жизнь, станет ясно в ближайшие недели. А возможно, и дни.
Криштиану Роналду объявил, что ЧМ‑2026 станет последним в его карьере.
Чили объявила пингвинов Гумбольдта исчезающим видом. Биологи требуют ограничить вылов рыбы, чтобы спасти колонии от голода и болезней.
На Каннском фестивале состоялась премьера фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна» — легкой и ностальгической истории о том, как группа молодых французских кинокритиков в конце 1950-х изменила язык мирового кино.
Почему Австралии не удаётся с помощью миграционной программы обеспечить приток квалифицированных специалистов?
Протекционистская политика Дональда Трампа пока не принесла ожидаемых результатов. Тарифы нарушили логистические цепочки, а экономический рост в большинстве штатов замедлился или вовсе перешел в спад.
Бывший генсек ШОС Рашид Алимов — о стратегии по урегулированию ситуации в Афганистане, который после почти полувековой гражданской войны по-прежнему остается зоной нестабильности.