«Братья»: нигерийский боевик и блокбастер прямиком из Африки

«Братья»: нигерийский боевик и блокбастер прямиком из Африки

Среди гостей и/или посетителей 45 Московского Международного кинофестиваля, который проходит сейчас в столице, немало тех, кто увидев список стран, присутствующих на смотре, идут «на собачку говоряшу посмотреть». То есть мир состоит не только из европейского и голливудского фильмов, есть уголки планеты, где тоже, оказывается, есть кинопроизводство со своими хитами и даже блокбастерами. В погоне за диковинками приходится натыкаться не только на дикость, обычно оказывающуюся там, где её не ждали, но и на редкие сувениры. Яркий пример последних – «Братья» – боевик из сердца Африки, Нигерии, участвующий в программе «Блокбастеры народов мира».


На самом деле, откопать жемчужину на любом фестивале всегда нелегко. В этом году на ММКФ особенно (ну кто мог подумать, что из нежнейшего романтического «14+» может вырасти милитаристское продолжение с нервными шуточками, или что любопытная мексиканская остросоциальная «Чёрная луна» в синопсисе станет «Санта-Барбарой на выезде» в реальности, и так далее). Это черта абсолютно всех киносмотров или предметов искусства, каждому не угодишь, поэтому всегда необходимо обнулять ожидания и идти смотреть «культурку» с холодным сердцем и чистой головой.

«Братья» - это, конечно, далеко не шедевр, но любопытно представить себе, что этот боевик смотрят в глиняных (так районы Лаоса или Абуджи презентуются в фильме) кинотеатрах множество босоногих чёрных зрителей, причём за реальные африканские деньги. Хотя, это чистая «Бригада» (так можно перевести оригинальное название «Brotherhood», то есть «братство»), этакий боевик для нигерийских гопников, который может подойти и нашим браткам на районе, у которых до сих пор в квартирах висят плакаты с Сергеем Бодровым-мл.

Сюжет скуп. Есть два брата. Один периодически попадает по мелочи в тюрьму и только что вышел из очередного заключения, другой – мент, который только что попал в элитный отряд африканского боевого подразделения. Любопытно, что он называется S.W.A.T., то есть по-американски, и даже если такого полицейского института в Нигерии нет, то всё равно это красиво: тёмные ребята, тёмная форма с брониками, на которых красуется слово из четырёх латинских букв (и это не f-word). Первый науськивает братву перестать хулиганить и пойти на крупное дело (знакомый зэк рассказал, как грабить инкассаторов). Второй, хорошо себя зарекомендовав на первом же задании, подначивает начальство не заниматься мелкими преступлениями, а начать войну против крупного картеля «Оджиджи».

Одного зовут Акин по прозвищу «Кала» (от слова «Калашников», если наши переводчики не соврали). Второго – Уэйл. Обоих играют местные звёзды Тоби Бакре и Фальц. И на этом позвольте закончить перекличку, потому что, если бы мы начали перечислять всех героев и актёров, у вас бы сломались глаза. Примерно та же проблема и с визуальной составляющей: всех задействованных артистов практически невозможно отличить друг от друга. А теперь представьте себе ещё и то, что титры с упоминаем актёрского состава идут дольше, чем перечисление членов съёмочной группы. Можно предположить, что всё это «сосед соседа» и «брат брата», в общем, местечковая история, в которой все снялись по дружбе (ещё одна возможная причина популярности фильма на родине).

Тем забавнее выглядят что одни, что другие, скрывающие лица. Бандиты – в балаклавах, копы – в повязках по самые глаза. Какая разница, кто где, европейский зритель всё равно будет различать вас как «этот с бородой» и «этот без бороды», и по татуировкам.

Женские роли – отдельная тема. Дело в том, что, судя по всему, в Нигерии женщины ценятся по размеру талии и всего остального, и хуже комплимента, чем «как ты похудела», трудно себе представить. Наоборот, одна сестра приходит к другой и замечает, что «молодец, поправилась, наконец-то!», и это вызывает всеобщую радость. Когда хороший брат впервые видит женщину своей мечты, то это у нашего зрителя может вызвать комический эффект. Когда девушка в рапиде входит в помещение, поправляя причёску «волосы назад», невольно показывая прекрасную фигуру при контровом свете, и так же замедленно и невозможно долго смотрит в глаза главному герою. Только это черная женщина с оверсайз-формами. В общем, ни разу не «Ваканда». Кстати, единственная стройная девушка в фильме оказывается только среди бандитов, где она служит чем-то вроде сестрички на побегушках, и только в финале оказывается, что её кто-то любил.

Мы нисколько не шутим над фильмом. Режиссёр Лукман Али явно разбирается в кино и применяет свои знания в полной мере, в нужном месте, в нужное время. Картинка явно позаимствована из последних фильмов Тони Скотта. То же с монтажом: то он пулемётно быстрый, то в правильные моменты включается слоу-мо. Над пригородами летают коптеры, правда, однажды одного из них предательски подводит тень на здании, но это мелочи. В целом, это бодрый боевик с правильными мотивировками (бандитам надоело жить каждый день как последний, все хотят свои условные Гавайи, а полицейским надоело, что их дети ходят в школу, рискуя не вернуться). Налицо знание большой драматургии – выучен «Отступники» Скорсезе (или, скорее всего, его китайский оригинал «Двойная рокировка»), а последняя сцена на мосту может войти в учебники, как нигерийская версия перестрелки из «Схватки» Майкла Манна. Детали с грязными рынками и хлюпкими домами добавляют реализма, а способы хранить оружие под землёй могут вызвать восхищение (то, как бандиты находят цепи, поднимающие подпол, мы ни разу не видели ни на экране, ни, слава богу, в жизни). Единственное, зря Али чаще всего показывает действие в бедных районах, уверены, что богатые кварталы смотрелись бы увереннее.

Нет-нет, всё это прекрасно смотрится, и мы уверены, нашло бы понимание и даже популярность, если выпустить «Братьев» в российский прокат. И даже дубляж мог бы помочь в идентификации героев (в оригинале персонажи говорят на языке йоруба и на смешном английском, как индийцы). Просто нужно крупно писать на афишах, откуда этот фильм, чтобы привлечь любопытствующих, или, наоборот, скрывать вовсе. Всё-таки не каждый день мы видим нигерийские блокбастеры.


Родион Чемонин

В иллюстрации использовано изображение автора hakeel Ch. с сайта Noun Project (CCBY3.0) и фото с сайта https://unsplash.com/

24.04.2023
Важное

22 апреля 1724 года родился Иммануил Кант — один из крупнейших мыслителей в истории мировой философии.

22.04.2024 19:00:00

Таитяне обеспокоены проведением соревнований по серфингу у деревни Теахупоо на юго-западном побережье острова.

22.04.2024 17:00:00

Раскрыты детали мегапроекта, требующего 5 гигаватт энергии.

22.04.2024 14:00:00
Другие Статьи
Елена Бобкова

Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о  том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.

Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон

По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.

Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.