КИТАЙ И США ВЕДУТ БОРЬБУ ЗА РЕСУРСЫ МОРСКОГО ДНА: ПЕКИН – ЧЕРЕЗ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИТУТЫ, А ВАШИНГТОН – В ОБХОД ИХ
Глобальные противоречия выходят на новый уровень, сместившись в неизведанные глубины. Интересы крупнейших держав уже не ограничиваются привычным соперничеством на суше и в космосе. Новым полем битвы стало морское дно и скрывающиеся в его недрах стратегические ресурсы. «За рубежом» публикует перевод статьи Нонг Хонга для журнала The Diplomat, в которой анализируется, как Пекин и Вашингтон соревнуются за доступ к стратегическим ресурсам, от которых зависит будущее зелёной энергетики, и почему эта борьба способна трансформировать систему глобального управления океанами.
Глубоководные районы морского дна стремительно превращаются в ключевую арену геополитического соперничества.
Китай укрепил позиции крупнейшего подрядчика в
Международном органе по морскому дну (
International Seabed Authority,
ISA), в то время как
США при президенте
Дональде Трампе взяли курс на одностороннее лицензирование добычи. Этот, казалось бы, малозначительный раскол усугубляет и без того сложные противоречия национальных интересов и противопоставляет их принципам многостороннего сотрудничества.
В 2025 году споры вокруг добычи полезных ископаемых на морском дне обострились.
ISA столкнулся с окончанием действия «двухлетнего правила» – срока, по истечении которого он обязан рассматривать заявки на промышленную разработку, даже если регламент (так называемый
Mining Code, или «закон о добыче») ещё не утверждён.
Государства
Тихоокеанского региона, обеспокоенные угрозой экологической катастрофы, выступили с призывом ввести мораторий на добычу. Их инициатива даже получила поддержку
Евросоюза и природоохранных организаций. Однако эти голоса часто теряются на фоне куда более масштабных геополитических интересов. Для великих держав океанические глубины рассматриваются прежде всего как стратегический источник редкоземельных ресурсов, необходимых для зелёной энергетики, высоких технологий и оборонной промышленности.
Самый активный игрок в этой «битве за дно» –
Китай, заключивший наибольшее число разведочных контрактов с
ISA.
Поднебесная нацелилась на залежи полиметаллических конкреций, серных сульфидов и кобальтовых корок в
Тихом и
Индийском океанах.
Пекин вкладывает огромные средства в технологии и научные исследования, подчёркивая, что его политика полностью соответствует принципам
Конвенции ООН по морскому праву и идее морского дна как «общего наследия человечества». Действуя через
ISA,
Китай создаёт образ защитника многостороннего порядка, одновременно обеспечивая своим государственным компаниям привилегированный доступ к будущим ресурсам.
Соединённые Штаты, в привычной для себя манере, решили не следовать установленным правилам, а действовать в обход их.
США так и не ратифицировали
Конвенцию ООН по морскому праву и поэтому не имеют прямого влияния на процесс принятия решений в Международном органе по морскому дну, хотя и участвуют в его заседаниях в качестве наблюдателя. При второй администрации
Трампа недовольство медлительностью бюрократических процедур вылилось в ультимативные односторонние меры. Особым указом
Трамп разрешил американским компаниям добывать полезные ископаемые в международных водах, минуя
ISA. В глобальном смысле это сигнал о том, что
Вашингтон отдаёт предпочтение национальной юрисдикции и частному предпринимательству, а не коллективному нормотворчеству.
Американские политики считают морское дно ключевым плацдармом в соперничестве с Китаем. Они полагают, что для защиты цепочек поставок и технологических преимуществ необходимы не просто решительные действия, а «чрезвычайные меры». Такой подход не остался незамеченным и вызвал резкую критику на 30-й сессии Ассамблеи ISA, где многие государства осудили шаги американской компании The Metals Company, пытавшейся обойти международные правила.
На
Генеральной Ассамблее ООН 23 сентября
Дональд Трамп вновь подтвердил свой внешнеполитический курс, подвергнув резкой критике глобальные институты, зелёную энергетику и политику поддержки мигрантов. В то же время
председатель КНР Си Цзиньпин на саммите
БРИКС призвал страны-участницы
«совместно защищать многосторонность и международный порядок, основанный на праве». Подобная риторика стала дополнительным аргументом в пользу формирования образа
Китая как сторонника коллективного управления, который особенно выигрышно смотрится на фоне набирающего обороты американского изоляционизма.
Для таких держав
Восточной Азии, как
Япония и
Южная Корея, дилемма стоит особенно остро. Обладая продвинутыми технологиями глубоководной добычи, эти страны теперь вынуждены выбирать между поддержкой международных норм и союзническими обязательствами с
США. Малые островные государства в
Тихом и
Индийском океанах стоят перед ещё более сложным выбором, поскольку китайские инвестиции, помимо строительства инфраструктуры и создания рабочих мест, несут за собой и немалую долговую зависимость.
Пекин уже расширил свою инициативу
«Один пояс, один путь», включив в неё морские проекты: совместную разведку, строительство портов, прокладку кабелей и научные изыскания.
США отвечают на это собственной сетью партнёрств, продвигая проекты «безопасной добычи» и устойчивые цепочки поставок, объединяя вокруг себя традиционных союзников и страны, богатые ресурсами.
В итоге борьба идёт не только за ресурсы, но и за сами правила игры. С одной стороны – почти универсальный режим
Конвенции ООН по морскому праву и
ISA, а с другой – давление
Вашингтона через национальные указы. Ключевое противостояние всё больше напоминает не схватку США против Китая, а скорее«США против остального мира, с оговоркой, что союзники
Вашингтона, включая
Японию,
Францию и
Германию, пока остаются в рамках международных договорённостей.
От этой неопределённости страдает сама
ISA, которой теперь нужно балансировать между различными политическими интересами и одновременно усиливать экологическую защиту. Но главный вопрос остается открытым: как добыча на морском дне реально влияет на мировые экосистемы? Глубоководные экосистемы всё ещё плохо изучены, а промышленная добыча может вызвать необратимые последствия, включая потерю биоразнообразия и изменения в углеродном балансе планеты. Для многих прибрежных стран это не абстрактная угроза, а вопрос продовольственной и климатической безопасности.
В конечном счёте исход этого противостояния зависит не только от двух сверхдержав.
ISA по-прежнему играет ключевую роль в создании мировых стандартов. Именно от этого органа зависит, как принципы Конвенции превратятся в чёткие правила добычи для всех. Особенно в условиях, когда тихоокеанские островные государства требуют ужесточить экологические нормы, а
Европа настаивает на принципе предосторожности и более строгих оценках воздействия на окружающую среду.
Индия и
Япония в этом противостоянии, напротив, добиваются стабильных и предсказуемых правил, чтобы не сорвать собственный энергетический переход.
Выход, скорее всего, кроется в прагматизме. Государства могут поддержать реформу ISA, сделать её работу прозрачнее, инвестировать в морскую науку и координировать усилия на региональных форумах. На глобальном уровне им стоит диверсифицировать источники редких металлов, чтобы снизить зависимость от глубоководной добычи.
Морское дно сегодня – это не просто новый источник ресурсов. Это проверка на прочность для всей системы многосторонних отношений. От решений, принятых сегодня, зависит не только то, кто получит доступ к стратегическим полезным ископаемым, но и то, сможет ли сама идея международного порядка, основанного на правилах, выжить в одном из последних глобальных достояний человечества.
Перевод Максима Крылова
Иллюстрация: «За рубежом», Leonardo.ai