Английская политическая карикатура в XIX в. являлась сильнодействующим пропагандистским оружием для правящих кругов, особенно в области внешней политики. Ведущим британским изданием, специализирующимся на проблемах юмора и сатиры, был еженедельный журнал Punch. Он был основан 17 июля 1841 г. журналистом, драматургом и адвокатом Г. Мэйхью (1812–1887) вместе с иллюстратором и гравером Э. Лэнделлсом (1808–1860). Первоначально журнал назывался «Лондонский Шаривари», что являлось намерением издателей повторить успех французского сатирического журнала Le Charivari на британской почве. Но впоследствии редакторы приняли решение поменять название, чтобы приблизить его к английским читателям. Так возникла идея назвать издание именем Панча, сатирического кукольного персонажа. С журналом Punch регулярно сотрудничали художники М. Фостер, Дж. Тенниел и Э. Рид. Эта группа стала известна как «Братство Панча».
Ведущим художником на протяжении почти полувека был Дж. Тенниел (1820–1914). Выпускник Королевской академии искусств в Лондоне, он в 1893 г. был посвящен в рыцари за его достижения как художника, что стало первой в истории подобной честью, когда-либо присуждавшейся иллюстратору или карикатуристу. Его помнят в основном за его иллюстрации к романам Льюиса Кэрролла о приключениях Алисы. Тенниел опубликовал около 2300 карикатур, бесчисленное количество мелких рисунков. Он был самым высокооплачиваемым художником, получая 800 ф. ст. в год.

Именно Тенниел по большей части создавал образ американской Гражданской войны с помощью карикатуры, используя такие узнаваемые символы, как британский лев, мисс Британия в облике воинственной амазонки (ее представляли в виде молодой женщины в коринфском шлеме с гербовым щитом и трезубцем Посейдона в руке); матушка Британия (в образе почтенной матроны) и Джон Буль (Булль) (букв. Джон Бык) – собирательный образ типичного англичанина. Его изображали, как правило, в виде толстяка-джентльмена в жилете цветов национального флага, лаковых сапожках и цилиндре.
США английские карикатуристы представляли как мисс Колумбию, девушку, олицетворяющую свободу, во фригийском колпаке, в одежде цветов национального флага (звезды и полосы). Другой распространенный образ – брат Джонатан, простоватый новоанглийский фермер. Во время англо-американской войны 1812–1815 гг. возник образ Дяди Сэма, который начал активно появляться в карикатурах и в скором времени вытеснил образ Брата Джонатана. В английской карикатуристике чаще использовали образ Джонатана, каноническим образ дяди Сэма стал после Гражданской войны благодаря таланту американского карикатуриста Т. Наста. В период Гражданской войны в США английские карикатуристы чаще всего использовали карикатурный образ президента А. Линкольна. Как отмечает американский историк Г. Боритт, американская тема составляла примерно 20 % от всех материалов, публикуемых в Punch. Тираж еженедельника вырос в 1860-е гг. с 6 до 40 тыс. экз.
Другим иллюстрированным сатирическим изданием явился еженедельник Fun. Он был основан 21 сентября 1861 г. лондонским бизнесменом Ч. Маклином, который считал, что у нового издания есть возможность конкурировать с журналом Punch. Главным редактором стал писатель Г. Дж. Байрон (1835–1884), бывший также театральным менеджером и актером. Fun получил известность как «Punch для бедных». Еженедельный выпуск объемом в 12 страниц стоил пенни и продавался в три раза дешевле, чем его конкурент. По словам историка Ч. Барри, в Fun «была живость молодого выскочки, которую к тому времени Punch уже утратил». Об этом свидетельствовал быстро растущий тираж. К 1865 г. он составил 20 тыс. экз. В каждом выпуске Punch был нарисован мистер Панч и его пес Тоби. Fun пародировал их своим собственным шутом, мистером Веселье, с его котом.
Новый журнал стал самым успешным конкурентом Punch. Он отличался тем, что был ориентирован на представителей низшего среднего класса, в отличие от читателей Punch из высшего класса. Политика Fun была более либеральной. Ведущим карикатуристом издания стал Мэтью (Мэтт) Сомервилл Морган (1837–1890). Он был выходцем из театральной семьи, учился в Париже, Италии и Испании. Некоторое время являлся художником для London Illustrated News, затем соредактором и владельцем лондонской иллюстрированной газеты The Tomahawk: A Saturday Journal of Satire (1867–1870). Как художник Fun он создал немало злободневных политических карикатур, в том числе по поводу Гражданской войны в США. В 1870 г. Морган переехал в Соединенные Штаты по приглашению известного издателя Ф. Лесли, где работал до конца жизни.
Главный редактор Fun Г. Дж. Байрон, воодушевленный успехом и стремясь заработать больше денег, 18 июля 1863 г. основал еще одну юмористическую газету Comic News. Издание просуществовало примерно 19 месяцев (до марта 1865 г.) и даже некоторое время успешно конкурировало с другими изданиями, особенно в освещении Гражданской войны в США.
Великобритания была очень заинтересована в американских событиях, ее торговые интересы были связаны с южными штатами, поставлявшими хлопок – необходимое сырье для английской текстильной промышленности. Сецессию южных штатов англичане восприняли без особого удивления, поскольку Юг постоянно угрожал выходом из Союза. В английском обществе преобладало мнение, что, скорее всего, отделение южных штатов будет мирно воспринято Севером. Английские консерваторы считали, что события в США являлись следствием «необузданной» демократии, поскольку «несовершенная форма правительства» естественно вырождается в «анархию и деспотизм». Английские радикалы выражали уверенность, что южная Конфедерация окажется нежизнеспособной, имея у себя в тылу 4 млн рабов, и в силу этого будет разгромлена войсками северян.
В то же время правящие круги Великобритании не скрывали своего удовольствия, наблюдая, как разваливается на части страна, которая ранее являлась британской колонией, и как огромная часть этой страны (южная Конфедерация) готова стать ее полуколонией, ее аграрно-сырьевым придатком. Англию вполне устраивал развал США, что было в ее геополитических интересах.
Разумеется, нельзя однозначно оценивать английское общественное мнение. Журнал Punch ориентировался на политическую элиту и отражал позицию правящих кругов. Он откликнулся на сецессию Юга карикатурой «Семейная ссора», в которой пытался доказать, что начинающийся конфликт в США не более чем семейная ссора. На карикатуре Север представлен в виде Дяди Сэма. Необычно изображена южная Конфедерация как домохозяйка (у ее ног – плеть, символ рабства). Они выясняют отношения, угрожая друг другу. Каждый держит в руках кусок разорванной карты США. На заднем плане – фигура насторожившегося негра, готового пуститься наутек и удрать подальше.
К событиям в Америке Punch относился односторонне, всячески поддерживая южан и демонизируя образ президента США А. Линкольна. Разумеется, англичанам приходилось признать, что рабство лежит в основе американского конфликта. Тем более что официально Великобритания всегда осуждала рабство и активно вела борьбу против африканской работорговли. Так, 29 ноября 1860 г. ведущая лондонская газета The Times, занимавшая проправительственные позиции, заявила:
«Разве может любой здравомыслящий человек предположить, что Англия и Франция ради увеличения торговли хлопком и получения доступа к порту Чарльстона согласятся на нынешнее предложение южан забыть о достижениях своей политики первой половины века и признают "южный" закон, который благоприятствует вывозу рабочей силы из Африки на другой берег Атлантики?»
Разумеется, английские издания не могли прямо сочувствовать южанам. Поэтому появляется ряд критических изображений Юга. На карикатуре «Развод» застрельщица сецессии Южная Каролина изображена в виде воинственной дамы с пиратской головной повязкой. За поясом у нее заткнут пистолет, ее левая рука поднята в угрожающем жесте, в правой руке – плеть. Север представлен в виде довольно безобидного юноши, к ногам которого жмется в поисках защиты негритенок. Карикатура имеет недвусмысленную подпись: «Южная Каролина утверждает свое право избивать собственных ниггеров».
В Англии хорошо понимали, что в основе конфликта лежит проблема рабства, и от ее разрешения зависит исход войны. В карикатуре Punch «Подлинный Отелло» могучий негр, вооруженный лишь мотыгой, пытается урезонить и разнять сошедшихся в кровавом поединке на саблях северянина и южанина. На карикатуре Fun негр восседает на огромных тюках с хлопком. И сам он представляется как «король Хлопок», к которому с мольбой протягивает руки английский текстильный фабрикант. На что негр ему отвечает фразой, ставшей символической для международного аболиционизма: «Разве я не человек и не брат?» Это подчеркивало взаимосвязь между проблемой рабства и снабжением Англии хлопком. Более того, другая карикатура прямо призывала афроамериканцев включиться в борьбу за свое освобождение. На ней Колумбия или дева Свободы будила спящего афроамериканца: «Вставай, пробудись, или навеки будешь униженным».
Английские карикатуристы сочувствовали южной Конфедерации, поэтому Север США они, как правило, изображали несмышленым ребенком, нуждающимся в руководстве со стороны. Карикатура «Непослушный Джонатан» в Punch - характерный пример. США представлены в виде расшалившегося мальчика, сжимающего кулаки, готового в любой момент вступить в драку. В одной руке он держит небольшой флажок (флаг Союза). Матушка Британия в образе почтенной матроны с передником национальной расцветки спокойно пьет чай, сидя у себя в гостиной. Она не обращает внимания на выходки Джонатана.
Такое же изобразительное решение присутствует в другой карикатуре в Punch, также названной «Непослушный Джонатан». Министр иностранных дел Джон Рассел протягивает пучок розог матушке Британии, изображенной в виде почтенной матроны. По другую сторону от нее стоит маленький мальчик в одежде цветов американского флага. У него виноватый вид, а руки сложены за спиной как у преступника. Британия, однако, не готова перейти к экзекуции и поэтому говорит Джону Расселу: «Вот, Джон! Он говорит, что ему очень жаль, и он не хотел этого делать. Можешь положить это обратно в кадку с соленой водой».
Еще более забавным и нелепым выглядит американец в карикатуре «Вероятная история». Она необычна тем, что здесь представлен Джон Буль с целым семейством. Английская семья собралась за накрытым столом. Кроме самого Джона Буля, присутствуют его супруга и две дочери, а также служанка, на лице которой застыло испуганное выражение, так как назревает ссора с непрошеным гостем. Это – рослый американец с бородкой, в типичной шляпе, вооруженный саблей и с американским флагом. Персонаж немного внешне похож на Линкольна. Небольшой по росту Дж. Рассел, выполняющий роль дворецкого, заявляет: «Просто заглянул посмотреть, нет ли здесь каких-нибудь мятежников». На что Джон Буль ему отвечает: «О, конечно, Джон, присмотри за серебряной посудой, а потом приведи полицейских». Американец здесь представлен как разбойник и потенциальный грабитель.
Южане были убеждены, что европейские державы, особенно Англия, незамедлительно признают Конфедерацию и окажут ей всемерную помощь. Тринадцатого мая 1861 г. правительство Пальмерстона выступило с «Королевской прокламацией о нейтралитете», полагая, что такая позиция будет более выгодна для Англии. На самом деле Великобритания фактически признавала Юг воюющей стороной, что являлось первым шагом на пути политического и дипломатического признания мятежной Конфедерации. Вслед за Англией в июне объявило о нейтралитете и французское правительство.
Тенниел в карикатуре «Нейтралитет Джона Буля» стремился изобразить абсолютное равнодушие Англии к североамериканским делам, пока они не затронули непосредственно ее интересы. На карикатуре представлена следующая сцена. Мимо лавки Джона Буля проходят два персонажа, символизирующие Север и Юг, они абсолютно похожи, только в одежде Севера есть символика американского флага, а Юг выглядит более оборванным. Оба соперника изображены нашкодившими мальчишками. Джон Буль приказывает им выбросить заготовленные ими камни. Он говорит: «Гляньте-ка сюда, парни! Мне плевать на весь ваш шум, не стоящий и двух пенсов. Но если вы разобьете мне окна, я вас поколочу обоих!» При этом Север выбрасывает камень, а Юг – нет.
Обыгрывая идею английской незаинтересованности в американских событиях, Тенниел создает карикатуру «Между Сциллой и Харибдой», на которой Британия в виде греческого Одиссея пытается проплыть на лодке с прикрепленным к ней щитом с надписью «нейтралитет», с носовым украшением в виде льва между двумя скалами. Им приданы черты Линкольна и Дэвиса.
Англия внимательно следила за тем, чтобы в результате объявленной Соединенными Штатами блокады Конфедерации не было нанесено ущерба английской торговле хлопком, при этом не скрывая, что главная проблема американской Гражданской войны заключается в проблеме рабства. В карикатуре «Цезарь – император, или Американские гладиаторы» Север и Юг изображены в виде сражающихся гладиаторов. За ними наблюдает множество негров, один из которых сидит в позе Цезаря на тюках с хлопком, с посохом в руке, символизирующим скипетр. Карикатура ясно показывает, что рабство является центральной проблемой в Гражданской войне. И одновременно для Великобритании не менее важной проблемой является хлопок, особенно после того, как Союз объявил о своем намерении заблокировать все южные порты.
Эта неприятная для англичан проблема видна в карикатуре «Связанный король-хлопок, или Современный Прометей». На ней король-хлопок изображен в виде древнего монарха в короне, скованного цепями и прикованного к скале железной пластиной с надписью «блокада». Его, как и в греческом мифе, клюет американский орел. Сочувствие зрителей, разумеется, должно быть на стороне несчастного хлопка, т. е. южан. Нужда в хлопке была не менее острой и для Франции. Это также отразили английские художники в карикатуре «Хлопок на складах». Хлопок здесь представлен в антропоморфном виде, но вместо головы у него хлопковый тюк со страдающим выражением. Он закован в колодки с названием блокированных северянами портов Чарльстон и Ричмонд. Обращаясь к американцу, француз говорит: «Как долго это будет продолжаться? Или вы ждете, когда мы вмешаемся?»
Английская карикатура была призвана доказать, что при невмешательстве Англии в американские дела у нее есть альтернатива – заменить американский хлопок на индийский. На карикатуре «Через дорогу» Тенниела Джон Буль говорит склонившемуся в поклоне индусу: «О! Если этим двоим нравится драться больше, чем их бизнес, я займусь своими делами в другой лавочке». Южанин и северянин в упоении мутузят друг друга кулаками прямо в торговой лавке по продаже хлопка.
Блокаду южных портов, объявленную Линкольном в связи с началом мятежа, англичане считали незаконной. На английской карикатуре США представлены в виде индейского воина, вооруженного томагавком и готового выйти на «тропу войны» из-за блокады бухты Чарльстона. К образу индейца прибегает М. Морган, стремясь подчеркнуть этим, что американцы не более чем дикари. В карикатуре «Нейтральный зверь» Дядя Сэм в образе кровожадного индейца, вооруженного острым ножом и томагавком, наступил на хвост спокойно лежащему британскому льву. Карикатурист этим хотел подчеркнуть, что в Америке есть «горячие головы», военные ястребы, вроде таких газет, как New York Herald.
Британцы строили корабли для южной Конфедерации, которые потопили 300 кораблей Союза. Несмотря на протесты посла США Ч. Ф. Адамса, в июле 1862 г. из Ливерпуля к американским берегам ушел переданный Конфедерации крейсер «Алабама». Каперствуя, он нанес Соединенным Штатам серьезный урон, потопив 65 кораблей. Карикатура «Нейтралитет» отражала лицемерную сущность британской позиции. Сидящий и благодушно настроенный Джон Буль спокойно курит трубку и читает утреннюю газету, в то время как президент Линкольн и Дэвис, одетые как пожилые женщины, стоят по обе стороны, пытаясь привлечь его внимание. Линкольн в роли миссис Север возмущается действиями каперов Конфедеративных Штатов Америка (КША): «Как насчет "Алабамы", злобный старик?» В то же время Дэвис в роли миссис Юг заявляет: «Где мои корабли?» Протесты американцев англичане рассматривали как не стоящие внимания. Карикатура «Остерегайтесь» изображала Джонатана-северянина как мальчишку, который вознамерился в зоопарке дразнить спящего в клетке льва. Панч, играющий роль смотрителя, говорит: «Он еще не спит, юный Джонатан. Так что тебе лучше его не раздражать».
И все же в Лондоне и Париже не спешили с прямым вмешательством в американские дела, следя за дальнейшим развитием событий и надеясь на успехи южан. Хотя не исключали полностью военной интервенции. Интересно, как карикатуристы отразили эти колебания. В карикатуре Punch «Не вовремя» британский лев в гражданской одежде и галльский петух в военном мундире совещаются по поводу американских событий. Галльский петух предлагает: «Не думаете ли вы, что мы должны сходить за полицией?» На первом плане изображены совершенно обессилевшие в ходе боксерского поединка южанин и северянин, которых поддерживают афроамериканцы. Здесь явный намек на проблему рабства как ключевую.
У Севера были серьезные финансовые трудности. Взъерошенный, изображенный в самом смешном виде президент Линкольн выворачивает карманы в ответ на просьбы министра финансов и военного министра и говорит: «Нет денег, нет людей». Карикатура называется «Два затруднения Линкольна». В то же время Англия снабжала Конфедерацию военными материалами и финансами, а Punch предрекал Америке финансовую катастрофу, что отразилось в карикатуре «Сенсационная борьба в Америке».
Британскими карикатуристами постоянно высмеивались поражения северян и превозносились героизм и доблесть южан. Проюжные симпатии видны в большинстве карикатур. Карикатура «Слава янки» изображала паническое бегство федеральных войск во главе с главнокомандующим Макклелланом. На карикатуре Fun «После его последнего бегства» в названии обыгрывалось место сражения – Булл-Ран. Довольно саркастически художник изобразил проигравшего битву, воображавшего себя чуть ли не Наполеоном, генерала Макклеллана. Его ноги погружены в слишком горячую воду. Он готов выдернуть их оттуда, но Линкольн его насильно удерживает, говоря:
«Ну и как, Макклеллан, теперь ваши бедные ноги». Сарказм карикатуры в том, что после поспешного бегства с поля боя ноги нуждаются в особой заботе, но Макклеллан этого не заслужил.
На карикатуре «Убегающий» Линкольн изображен в виде ночного вора, пытавшегося украсть столовые приборы и серебро. Но ему помешал конфедератский генерал Джексон по прозвищу «Каменная стена». Он застал вора на месте преступления, вооружившись двумя пистолетами. Саквояж с наворованным добром валяется на полу, а Линкольн пытается тихо сбежать. Карикатура была отражением неудачной попытки северян высадиться на полуострове, на юго-востоке Виргинии, чтобы атаковать столицу КША г. Ричмонд. Кампания закончилась полным провалом северян. Поэтому в карикатуре «Совет для Колумбии» редакция Fun советовала американцам избавиться от неудачного правительства, бездарных генералов и политиков. На карикатуре Колумбия огромной метлой выметает всех этих персонажей, причем Линкольн изображен в виде дьявола с рогами. На другой карикатуре «Давайте, калеки» Линкольн в виде чудовищного монстра наблюдает за поединком двух израненных воинов. У них уже оторваны руки-ноги, но «реальный президент США» злобно радуется поединку и говорит им: «Давайте еще раунд, посмотрим, кто будет победителем». Для Линкольна, считает Тенниел, Гражданская война не более чем игра в бильярд, однако он ее проигрывает Дэвису.
Постоянные поражения северян отразила очень едкая карикатура «Трюкачество против доблести». Линкольн на ней представлен в качестве проигравшегося карточного шулера, скрючившегося от того, что его поймали с поличным. Ему противостоит доблестный южанин со знаменем Конфедерации в руках. На его мундире написаны названия южных побед: Булл-Ран, Фредериксбург, Форт Гудзон, Чарльстон. Считая своей задачей демонизацию Севера и его президента, английские карикатуристы изощрялись в нападках на Линкольна. Они представляли его то в виде долговязого близорукого повара, выпекающего долговые блинчики один за другим, или даже в виде брошенной невесты, изображенной в очень смешном виде, поскольку с нарядным платьем не вяжется мужская борода. Жених (Юг) изменил ей в пользу девушки Сецессии. В октябре 1864 г. Линкольн предстал перед читателями Fun как современный Мазепа, связанным по рукам и привязанным к лошади, несущейся вскачь неведомо куда. В данном случае имелся в виду персонаж романтической поэмы Дж. Байрона, в которой юного Мазепу, пажа польского короля Яна II Казимира, обнаженным привязывают к спине лошади, которую отпускают в степь, в наказание за связь с женой шляхтича.
Совершенно не церемонясь с иностранным правителем, Тенниел изобразил Линкольна в виде шелудивого пса, к хвосту которого в качестве трещоток привязан всяческий мусор, долженствующий, по мнению художника, изображать американские броненосцы. Еще более смешно выглядит Линкольн в виде кровожадного индейца в боевой раскраске и с томагавком. Поскольку карикатура адресуется «Дню благодарения», то элегантный и миролюбивый Джон Буль советует Линкольну смыть боевую раскраску, прежде чем идти в церковь по поводу праздника.
Пожалуй, больше других ненавидел Линкольна М. Морган. Семнадцатого сентября 1864 г. в Fun была опубликована его последняя карикатура на президента США, на которой тот изображался как «Ночной кошмар Колумбии». Он выглядит свирепым вурдалаком, с выпученными глазами и растопыренными руками, сидящим на груди спящей молодой женщины. Морган изобразил Линкольна и как «Вампира». Предполагаемой жертвой президента снова была беспомощная Колумбия. Грозный Эйб угрожает: «Колумбия, ты моя; твоей кровью я продлю свою жизнь!» По сути, подпись под рисунком утверждала, что Линкольн беспринципно укреплял свою политическую власть с помощью аморального инструмента Гражданской войны.
Важнейшим событием Гражданской войны в США было подписание Линкольном «Прокламации» об освобождении рабов 22 сентября 1862 г. Британцы отнеслись к его решению неоднозначно. Многие из них полагали, что этот документ возбудит в южных рабах ненависть к их хозяевам и подвигнет их «на кровавые и разрушительные восстания». Газета The Times писала: «Не приведет ли царствование последнего президента к ужасным убийствам белых женщин и детей, которые неизбежно последуют после освобождения черной расы на Юге? Имя Линкольна <…> будет заклеймено среди потомков в реестре чудовищных монстров, среди убийц и палачей подобного сорта».
По мнению английских карикатуристов, линкольновская «Прокламация» ничего не меняла в положении дел на Юге. На карикатуре «Дешевка Юпитер» великан-южанин не боится угроз. На его плантации негры с довольным видом ухаживают за урожаем табака. И только один из них обернулся в сторону облака, на котором рядом с американским орлом восседает тщедушный Линкольн-Юпитер, держа в руках копье-молнию с надписью «Прокламация». Линкольн-Юпитер заявляет южанину: «Глянь-ка сюда. Я готов запустить свое копье-молнию». На что последний ему отвечает: «Ха, сэр! Тебя это позабавит, а мне не повредит». Еще одна карикатура высмеивала «Прокламацию», изображая дело таким образом, что мировые лидеры видят в поступке американского президента цирковой трюк. На карикатуре «Янки Олмар» на цирковом представлении присутствуют шут Веселье (символ журнала), рядом с ним Джон Буль, французский император, итальянский король. С другой стороны наблюдают за шоу прусский король, русский царь, правитель Испании. Линкольн изображен в виде акробата, выполняющего смертельный трюк на кольцах. Собственно говоря, номер уже провалился, так как акробат висит вниз головой, удерживаясь только одной ногой за цирковое кольцо с надписью «Прокламация». Линкольн-акробат в досаде жует собственную бороду и при этом размышляет:
«Я думаю, что разобью себя и их вдребезги». Падение президента, считает художник, приведет к тому, что пострадает восторженная толпа американцев внизу, кричащая Линкольну «Браво!». Это подтверждает и карикатура «Последняя карта Эйба Линкольна». На ней Тенниел изобразил президента в виде дьявола, вооруженного саблей. Он сидит за импровизированным карточным столом – бочкой с порохом. Со свирепым видом Линкольн замахивается картой, в то время как его напарник Сьюард занял выжидательную позицию. Автор карикатуры под «последней картой» имел в виду линкольновскую «Прокламацию», проведение в жизнь которой ряд членов его кабинета считали преждевременным.
Английские карикатуристы полагали, что «Прокламация» не будет иметь положительного эффекта, на который рассчитывал Линкольн. Ведь, согласно ее тексту, освобожденные негры получили право сражаться с оружием в руках за свою свободу. Редакторы были уверены, что негры не пойдут сражаться, что отразилось в целом ряде карикатур. В карикатуре «Сцена американской бури» президент Линкольн, одетый в униформу армии Союза, одной рукой протягивает негру копию «Прокламации об освобождении», а другой – винтовку. Однако последний, кивая на мрачного Дэвиса, говорит: «Вы должны побить его, масса. Немного времени, и я тоже побью его!»
Тенниел намеренно игнорировал тот факт, что большинство афроамериканцев, сражавшихся в армии Союза, были добровольцами. Командующий войсками Севера У. С. Грант писал Линкольну в августе 1863 г.: «Вооружив негра, мы получили мощного союзника. Из них получились хорошие солдаты, и, отнимая их у врага, мы ослабляем его в той же пропорции, в которой они укрепляют нас».
Весьма любопытны английские карикатуры на позицию России в отношении Гражданской войны в США. Как известно, Россия заняла относительно правительства Линкольна позицию дружественного нейтралитета. В 1863 г. произошло важное событие – визит двух российских эскадр в США. Он был вызван резким обострением противоречий между Россией, с одной стороны, и Англией и Францией – с другой. Англия была крайне недовольна позицией России, что и отразилось в ряде карикатур.
На одной из них «Медведь и потрепанный шест» русский царь в медвежьей шкуре балансирует на канате. Художник подчеркивает деспотический режим в России тем, что у царя за поясом заткнута плетка-девятихвостка. В качестве шеста-балансира Александр II использует президента США, изображенного в качестве длинного бревна. Тут содержится намек на предвыборное прозвище Линкольн-дровосек и на его длинный рост. Американцу не нравится такое обращение, он кричит и брыкается, что не придает устойчивости русско-американскому союзу.
В другой карикатуре Линкольн подобострастно держит зажженную свечу перед русским медведем в матросском наряде, но с короной на голове.
Стараясь дискредитировать правительство Севера, английские карикатуристы постоянно клеймили нарушение, по их мнению, демократии со стороны президента Линкольна, не принимая во внимание, что в стране шла жестокая Гражданская война. На карикатуре Тенниела «Последние новости из Америки» Линкольн изображен в виде бармена за стойкой, смешивающим коктейли под названием «Пыль в глаза». Он переливает содержимое бутылок на стойке из шейкера с надписью «Поражение» в другой с надписью «Победа». Надписи на бутылках: «Болтовня», «Чепуха», «Хвастовство». Автор карикатуры имел в виду распоряжение американского президента о закрытии типографий New York World и New York Journal of Commerce за публикацию ложной информации. Линкольн приказал арестовать их редакторов и издателей за публикации подложных прокламаций о новом призыве; впоследствии ограничения на публикации были сняты.
И в 1864 г. Punch выражал сомнения в исходе Гражданской войны в США. На карикатуре «Швейная машина Колумбии» Британия как почтенная матрона навещает юную швею – Колумбию. Последняя сидит рядом со швейной машиной и пытается сметать полотно южных и северных штатов. С видом явного превосходства Британия говорит Колумбии: «Ах, моя милая, все это хорошо. Но я опасаюсь, что вы обнаружите, как это трудно, чтобы аккуратно соединить их». Огромные человеческие потери, бесчисленные разрушения, кровавый характер Гражданской войны не могли не вызывать ответной реакции в Великобритании. Ответом на разрушительный характер затянувшегося конфликта стала карикатура Дж. Тенниела «Американский Джаггернаут». В этой карикатуре изображены ужасы войны. Джаггернаут – «владыка мира», одно из воплощений индуистского бога Вишну. Это название использовалось для описания проявления слепой непреклонной силы. На карикатуре в качестве чудовищной колесницы свирепого бога изображена огромная пушка, управляемая духами Смерти и сокрушающая все и вся на своем пути. Эта карикатура подчеркивает кровавую человеческую цену войны для обеих сторон конфликта. На карикатуре «Танец смерти» Британия утешает находящуюся в трауре по погибшим Колумбию. «Дорогая сестра, – говорит она, – когда же этому наступит конец». И все же большую часть вины англичане по-прежнему возлагали на северян, подтверждением чему служат обличительные карикатуры на федеральных генералов Б. Батлера и Ф. Шеридана. Только трагическая смерть Линкольна примирила английскую прессу с победой северян. На этот раз и британский Punch отдал дань уважения этому великому человеку. Рисунок «Британия симпатизирует Колумбии» отражал те чувства, которые испытывали не только в США, но и в Англии в связи с убийством президента США. На нем Британия увенчивала лавровым венком убитого. У изголовья склонилась в слезах Колумбия, а рядом со смертным одром застыл в отчаянии негр. Историческая правота Линкольна подтвердилась, когда война закончилась и Союз был сохранен, а сам он вошел в историю страны как «великий освободитель» – человек, уничтоживший величайшее зло рабовладения.
Английская пропаганда, выраженная в карикатурах журналов Punch и Fun, не стремилась к объективности. Ее задачи были в конструировании негативного образа Севера и его президента Авраама Линкольна, поскольку Гражданская война в США непосредственно затронула английские экономические интересы. Англия в то время еще очень сильно нуждалась в американском хлопке, выращиваемом на Юге. Не случайно симпатии английского истеблишмента были на стороне южной Конфедерации, которую Англия признала воюющей стороной. В этом состоял некий парадокс, поскольку в самой Англии осуждали рабовладение, и рабство в ее колониях было отменено. Демонизируя северян, английские пропагандисты на деле заняли проюжные позиции, и это достаточно выразительно отразилось в карикатуристике.
Криштиану Роналду объявил, что ЧМ‑2026 станет последним в его карьере.
Чили объявила пингвинов Гумбольдта исчезающим видом. Биологи требуют ограничить вылов рыбы, чтобы спасти колонии от голода и болезней.
На Каннском фестивале состоялась премьера фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна» — легкой и ностальгической истории о том, как группа молодых французских кинокритиков в конце 1950-х изменила язык мирового кино.
Почему Австралии не удаётся с помощью миграционной программы обеспечить приток квалифицированных специалистов?
Протекционистская политика Дональда Трампа пока не принесла ожидаемых результатов. Тарифы нарушили логистические цепочки, а экономический рост в большинстве штатов замедлился или вовсе перешел в спад.
Бывший генсек ШОС Рашид Алимов — о стратегии по урегулированию ситуации в Афганистане, который после почти полувековой гражданской войны по-прежнему остается зоной нестабильности.