Вместе с Монтаной и Мэрилендом проекты законов о создании стратегического резерва в биткоинах представили или приняли еще в 13 штатах США: Пенсильвании, Кентукки, Северной и Южной Дакотах, Алабаме, Аризоне, Оклахоме, Массачусетсе, Флориде, Огайо, Техасе, Вайоминге и Юте. В них уточняется, что биткоин-резерв станет государственным хранилищем криптовалюты по аналогии с резервами золота или нефти.
Дональд Трамп стал продвигать легализацию криптовалют в США еще до инаугурации. В ходе предвыборной гонки он проводил словесные интервенции и своего рода PR-кампанию биткоина. Например, в мае 2024 г. команда тогда еще кандидата в президенты от республиканской партии начала принимать пожертвования в криптовалюте, а в сентябре Дональд Трамп провел встречу со сторонниками, где угощал их купленными за криптовалюту бургерами.
Биткоин на момент написания материала стоил $95 586,57, суточный объем торгов составил $43,75 млрд. Первые предвыборные митинги Дональда Трампа начались 28 января 2023 г. С того момента биткоин подорожал в 4,2 раза, оборот вырос в 1,6 раза.
Биткоин слишком волатилен, для того чтобы создавать в нем устойчивый резерв, – объективной причины для такого шага нет, отметил в интервью «Эксперту» президент Ассоциации банков России (АБР) Анатолий Козлачков.
«Не очень понятно, что резерв в криптовалюте в принципе может дать государству. У США валютные резервы составляют всего около $35 млрд – очень мало по сравнению с другими крупными экономиками. Это логично: как стране – эмитенту резервной валюты сами по себе резервы США не очень нужны. Малый объем резервов ФРС держит в основном для операций-свопов, причем в последний раз американский регулятор прибегал к ним только в острой фазе кризиса 2008–2009 гг. Тогда, правда, всем не хватало в основном долларов и ФРС даже расширяла линии по свопам – по предоставлению долларов европейцам, японцам, многим другим юрисдикциям, может, что-то предоставляли и в других валютах кому-то. То есть они хранят резервы не с такими же целями, как мы. У них резервы – это чисто технические средства, которые нужны для обеспечения расчетов», – объяснил главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
С другой стороны, в мире растет интерес к международным расчетам в криптовалюте и можно предположить, что резервы в биткоинах в США будут служить той же цели, что и резервы в других активах. Но на глобальном уровне криптовалюта в расчетах полезна не будет, так как не является валютой в полном смысле этого слова, продолжил Евгений Надоршин. Большая часть криптовалют не может обрабатывать то же количество транзакций, что и глобальная или даже локальная платежная система в фиатных валютах – долларе или евро, уточнил он: «Чтобы полноценно перевести расчеты на биткоин или эфириум, нужно было бы колоссальное наращивание мощностей, в результате просто оказалось бы, что глобальные расчеты в тех объемах, которые необходимы современному миру, были бы просто неэффективны. В большинстве своем вот эти распределенные системы весьма энергозатратны, но они никак не улучшают положение пользователя и нередко никак не ускоряют расчеты. Плюс большинство центробанков в мире имеют эксклюзивные права эмиссии валюты в неограниченном количестве, и в текущих реалиях для подавляющего большинства из них эмиссии буквально бесплатны. А криптоактивы вообще бесплатной эмиссии не предполагают. И было бы странно, если бы при эксклюзивной возможности печатать деньги бесплатно Центральные банки каким-то образом вдруг стали переходить на платную эмиссию, – причин для этого нет. Скорее всего, активных расчетов в криптовалюте не будет ни сейчас, ни через год, ни через 5, ни даже через 10 лет».
По мнению основателя инвестиционно-консультационной компании Enfilade Capital Александра Кубышкина, создание резерва в биткоинах можно рассматривать только в контексте создания суверенного фонда благосостояния – эту проблему в США активно обсуждают. В США двойной дефицит, и страна, по сути, живет взаймы – пока такому фонду взяться неоткуда. Но вместо открытия резерва в биткоине США лучше провести переоценку золота, считает Александр Кубышкин: «На данный момент золото США оценивается как $42 за тройскую унцию при нынешних ценах ($2920 за унцию на момент написания материала. – „Эксперт“). Просто оценив золото по рыночным ценам, американская казна получает $800 млрд дополнительных денег из воздуха, при этом не наращивая свой долг. Им нужно опускать курс валют, и через переоценку золота это можно сделать безболезненно, не внося передряг на рынок долга».
Другие страны вслед за США вряд ли будут открывать резервы в биткоинах, сходятся во мнениях экономисты. «Но мы можем получить ситуацию, когда государство будет покупать биткоин не с точки зрения логики, а с точки зрения противостояния с американцами, подозревая, что там идет какая-то огромная игра», – допустил Александр Кубышкин.
Пока инициатива Дональда Трампа не несет в себе логики, кроме подогрева хайпа, и больше похожа на попытку личного обогащения, предполагают Анатолий Козлачков и Евгений Надоршин. Он до сих пор напрямую владеет криптоактивами – для президента США это не запрещено, хотя и нежелательно, объяснил главный экономист «ПФ Капитал»: «Мы не можем исключать его личной заинтересованности. Из тех президентов США, за действиями которых я следил, Трамп, в общем, самый потенциально коррупционно ориентированный президент, что печально».
Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.
Что принесли очередные отборочные туры на чемпионат мира - 2026?
Онлайн-выставка «Двери, ключи, пороги, лестницы, коридоры...» раскрывает глубинные значения этих древних архетипов.
Дебютный проект студии Майка Лейдлоу Yellow Brick Games Eternal Strands не может похвастаться интересным геймплеем.
Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.
Код Фриппа: как один человек изменил язык рок-музыки.