УВЕЛИЧЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ОТХОДОВ ПО ВСЕМУ МИРУ ПРИОБРЕТАЕТ МАСШТАБЫ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ
Что вы делаете с одеждой, которая вам больше не нужна? Скорее всего, вы отдадите её в благотворительные магазины. В обороте появляется всё больше и больше одежды, и она становится дешевле и хуже по качеству. Это значит, что одежда, которую вы отдаёте, практически полностью теряет свою ценность, и в благотворительные организации попадает фактически мусор.
В нашем новом исследовании мы изучили, что происходит с одеждой и другими текстильными изделиями после того, как мы перестаём ими пользоваться. В качестве площадок для исследования были выбраны девять городов
Европы,
Северной Америки и
Австралии. И практически везде картина была одинаковой — в большинстве магазинов практически не осталось свободного места. В
Женеве за последние 30 лет количество пожертвований в благотворительные магазины выросло на 1200 %: с 250 тонн одежды в 1990 году до 3000 тонн в 2021 году. Сегодня во всем мире выбрасывается 92 миллиона тонн одежды и текстиля в год, что вдвое больше, чем 20 лет назад.
Утилизировать одежду на месте становится невыгодно. В результате благотворительные организации вынуждены отправлять всё больше вещей на свалку или продавать тюки за тюками перекупщикам, которые отправляют их в страны
Глобального Юга.
Местные органы власти обычно больше внимания уделяют переработке других видов отходов, а одежду и текстиль оставляют на совести благотворительных организаций и коммерческих посредников. Эта традиция корнями уходит в то время, когда подержанная одежда была более ценным ресурсом, но сегодня, в эпоху перепроизводства, вся эта система трещит по швам.
С января все страны
ЕС будут обязаны собирать использованный текстиль и искать ему какое-то применение. А вот в
Австралии и
Соединённых Штатах в этом направлении нет никаких подвижек, несмотря на то что в обеих эти странах на душу населения приходится больше всего текстиля, чем где-либо в мире. И если учесть, что сейчас идет работа над созданием экономики замкнутого цикла, в которой товары постоянно используются повторно, ситуацию пора менять.
ТЕКСТИЛЬНЫЕ ОТХОДЫ — ПРОБЛЕМА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Исторически сложилось так, что текстиль было трудно производить, и поэтому он был ценным. Его использовали как можно дольше, а совсем уж изношенную одежду пускали на тряпки и ветошь, и только после этого она отправлялась в мусорное ведро. Натуральные волокна разлагались естественным путём или попросту сжигались.
Но с появлением синтетических волокон и химической обработки всё больше одежды не разлагается естественным путём. Быстрая мода, при которой тренды из мира высокой моды копируются и продаются по низкой цене, возможна только благодаря синтетическим волокнам, таким как полиэстер.
Такую одежду часто носят недолго, а затем отдают или выбрасывают.
Что происходит с этими отходами? Чтобы это выяснить, мы изучили текстильные отходы в
Амстердаме,
Остине,
Берлине,
Женеве,
Люксембурге,
Манчестере,
Мельбурне,
Осло и
Торонто. В восьми из этих городов львиную долю отходов одежды перерабатывают благотворительные организации и коммерческие перекупщики. И только в Амстердаме этой проблемой занимаются местные власти.
В девяти городах большая часть пожертвованной одежды попадает не на полки благотворительных магазинов, а на экспорт. В
Осло экспортируется до 97 % одежды.
В некоторых местах избыток одежды приводит к странным последствиям. В
Мельбурне благотворительные организации теперь экспортируют в
Европу подержанную одежду более высокого качества. Но, как мы обнаружили, это вынуждает коммерческие секонд-хенды импортировать аналогичную одежду из
Европы или
США.
В большинстве же случаев, благотворительные организации отправляют одежду в страны
Глобального Юга, но плывущие туда караваны контейнеров представляют собой вполне реальную угрозу для окружающей среды. Нераспроданная одежда становится мусором. В
Гане сейчас есть горы высотой до 20 метров, полностью состоящие из выброшенного текстиля. Синтетическая одежда засоряет реки, становится ловушкой для животных, а когда рвется — засоряет все вокруг микропластиком. Эту практику уже окрестили «мусорным колониализмом».
По этой причине
Уганда недавно запретила ввоз одежды. Да, индустрия подержанной одежды обеспечивает людей работой, но её социальные и экологические последствия слишком разрушительны.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Сейчас благотворительные организации и торговые посредники пытаются ограничить количество пожертвований, но возможностей у них не так много. Экспорт лишней одежды становится все менее выгодным, но сортировать и перепродавать ее на месте выйдет еще дороже: затраты на хранение высоки, а предложение значительно превышает спрос.
Поэтому в более богатых городах люди одежду просто выбрасывают. Глобально повлиять на ситуацию могут местные власти — если они будут стимулировать горожан покупать меньше одежды, использовать ее повторно, чинить или перерабатывать.
В тех 9 городах, где мы проводили исследования, уже появляются некоторые инициативы, в рамках которых использованной одежде дается вторая жизнь. Причём некоторые из проектов получают государственную поддержку, а другие работают независимо.
Чтобы добиться реальных изменений, муниципальным властям придется взять на себя более активную роль. Сейчас их роль ограничивается выполнением таких задач, как отправка ненужной одежды на свалки и обмен информацией о вещах, отправляемых на переработку. А вот открытие пунктов приёма вещей, их ремонт и замена ложатся на плечи благотворительных организаций и коммерческих посредников.
А вот три вещи, которые могли бы взять на себя местные власти:
1. Обуздать чрезмерное потребление
Борьба с отходами — это одна из главных задач городских властей, требующая значительных финансовых вложений. Для сокращения объёмов текстильных отходов города могут инициировать кампании, направленные против избыточного потребления, акцентируя внимание на вреде, который быстрая мода наносит экологии, либо даже вводить запрет на рекламу магазинов одежды в центральных районах.
2. Стимулировать повторное использование
Местные органы власти могли бы перестать взимать плату с благотворительных организаций за право собирать одежду и вместо этого выдавать компенсацию за каждый килограмм собранного текстиля, чтобы покрыть те расходы, которые несут последние, когда отправляют одежду на экспорт. Муниципалитеты также могут обучать и поддерживать специалистов по экономике замкнутого цикла, например, тех, кто занимается ремонтом одежды и переработкой.
3. Сократить экспорт текстильных отходов
Городские власти могли бы ограничить экспорт вещей, который полностью пришли в негодность, признав их отходами и включив в свои планы по утилизации.
Одно можно сказать наверняка: если мы будем продолжать в том же духе, количество текстильных отходов будет только расти, в итоге одежным мусором будут завалены не только наши города, но и города за рубежом.
Ясси Сами, Ирен Мальдини, Катя Владимирова, The Conversation
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения Mosaic_icon , Heather Ford