Китай делает ставку на гуманоидных роботов, и всё идёт к тому, что он станет мировым лидером в этой гонке. Пока Илон Маск только обещает штамповать на своих заводах миллионы роботов в год, а США пытаются удержать технологическое превосходство с помощью санкций, Китай активно наращивает производство, развивает ИИ и выстраивает мощную цепочку поставок. Государственная поддержка, инвестиции частных гигантов и демографические вызовы подстёгивают амбиции Пекина. «За рубежом» представляет перевод статьи The Economist, в которой объясняется, почему в гонке человекоподобных машин Америка рискует отстать.
На старт. Внимание. Марш!
И они стартовали! Ну кое-кто из них. Один участник на слабых ногах рухнул ещё до стартовой линии. Другой продержался всего несколько шагов. Третий налетел на ограждение. Тем не менее оставшиеся 18 гуманоидных роботов, участвовавших в полумарафоне в
Пекине 19 апреля, бодро запрыгали, заскакали или неспешно покатились по специальной трассе в технологическом парке на окраине китайской столицы. И устремились в будущее.
Победитель пересёк финишную черту аж через 2 часа 40 минут; дистанцию в 21,1 км успешно преодолели ещё пятеро. Некоторые из 12 тысяч зрителей-бегунов (лучший из которых пробежал полумарафон чуть больше чем за час) наблюдали за происходящим с лёгкой улыбкой.
Это розыгрыш? Конечно. Но в то же время явная и намеренная метафора технологических амбиций Китая в соревновании с Америкой. В области человекоподобных автоматов, похоже, лидерство теперь за Китаем.
Увлечение человекоподобными машинами появилось задолго до того, как в 1920 году
Карел Чапек в пьесе впервые ввёл слово «робот» (от чешского слова, означающего «тяжёлую работу»). Роботизированные руки начали массово использовать в промышленности ещё в 1960-х, но только сейчас инженеры научились воссоздавать человеческую подвижность в металле, а благодаря искусственному интеллекту (ИИ) – и человеческий разум в кремнии.
Теперь гуманоидные роботы наконец начинают покидать лаборатории и выходить на рабочие места. 22 апреля на отчётной встрече
Илон Маск снова заявил, что к концу года ожидает рождения тысяч роботов
Optimus от
Tesla на своих заводах по производству электромобилей. Он пообещал, что к 2030 году (или даже 2029-му) компания будет выпускать по миллиону
Optimus'ов в год. В январе добавил, что они ежегодно будут приносить
Tesla более 10 триллионов долларов выручки.
«Это просто безумие!» – восторгался
Маск.
Уолл-стрит относится к этим прогнозам с некоторой осторожностью. По оценкам
Goldman Sachs, рынок гуманоидных роботов в течение десятилетия вырастет до 200 млрд долларов (по сравнению с оптимистичной оценкой в 150 млрд в 2023 году).
Citigroup предполагает, что к 2050 году продажи достигнут 7 триллионов долларов.
Bank of America ожидает, что к 2060 году в мире будет 3 миллиарда роботизированных гуманоидов (по одному на трёх человек), занимающихся всем – от работы с опасными материалами до ухода за пожилыми, которых год от года становится все больше. Все три банка считают, что
Китай окажется в авангарде этой революции. Так думает и
Маск. На этой неделе он сказал аналитикам, что, конечно, видит в лидерах
Tesla. Но добавил:
«Меня немного беспокоит, что со второго по десятое место займут китайские компании».
Эти опасения вполне обоснованны.
Маск хорошо знает, что происходит, когда власти
Китая всерьёз берутся за развитие новой отрасли. Продажи электромобилей
Tesla в
Китае и за его пределами резко падают, поскольку китайские конкуренты, сперва подпитанные господдержкой, а затем отпущенные в свободное плавание, предлагают машины лучше и дешевле.
Теперь
Коммунистическая партия Китая столь же активно поддерживает гуманоидных роботов – из соображений технологического престижа и как ответ на демографический кризис, связанный с сокращением трудоспособного населения. В январе роботы от стартапа
Unitree из
Ханчжоу весело отплясывали на сцене главного новогоднего телешоу страны. А в прошлом месяце премьер-министр
Ли Цянь специально упомянул
Unitree и национального гиганта в области ИИ
DeepSeek в своей речи.
Все это вдохновляет частный бизнес. Инвесторами Unitree стали такие гиганты, как Meituan (e-commerce). Стартап AgiBot привлёк средства от BYD (главный конкурент Tesla в Китае) и Tencent. Huawei разрабатывает собственные андроидные проекты. Компания UBTech, производитель гуманоидов, планирует продать от 500 до 1000 роботов в этом году и свыше 10 000 в 2027 году (стоимость одного – около 70 тысяч долларов).
Помимо господдержки, китайские производители пользуются ещё одним серьёзным преимуществом: мощной производственной базой.
США сохраняют лидерство в разработке «мозгов» роботов – лучших ИИ-моделей (OpenAI, Google) и необходимых для них чипов (Nvidia, которая также поставляет платформы для программирования роботов). Чтобы удержать это лидерство, в апреле президент
Дональд Трамп вновь ужесточил ограничения на экспорт полупроводников в
Китай.
Однако
Китай быстро сокращает разрыв.
DeepSeek продемонстрировал, что китайские алгоритмы умны и могут работать без самых современных чипов. (На следующий день после введения новых американских ограничений глава
Nvidia Дженсен Хуанг лично прилетел в
Пекин, чтобы подтвердить приверженность китайским клиентам.) А в производстве деталей для механических тел китайские фирмы доминируют уже давно.
АНДРОИДЫ МЕЧТАЮТ ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ БЁДРАХ
Из примерно 60 публичных компаний, выпускающих «глаза» (камеры и датчики) и «мышцы и суставы» (актуаторы) для роботов, 48 базируются в
Китае. Их совокупная рыночная стоимость достигла 217 млрд долларов – на 56 % выше, чем в сентябре, несмотря на падение рынков после введения тарифов
Трампом.
В прошлом году рубеж в 1 миллиард долларов по объему продаж преодолели 12 китайских компаний, тогда как среди зарубежных конкурентов это удалось лишь двум. И это без учёта CATL – крупнейшего производителя «электрических желудков» (батарей). Bank of America прогнозирует, что, благодаря оптимизированной цепочке поставок, стоимость материалов для китайских гуманоидов к 2030 году упадёт вдвое – до 17 тысяч долларов за робота.
А ЧТО ЖЕ АМЕРИКА?
По оценкам
Citigroup, при стоимости 20 тысяч долларов робот мог бы окупить замену среднего американского рабочего менее чем за два месяца. Однако, для того чтобы производить такие машины внутри страны, потребуется построить всю цепочку заново, что будет намного дороже.
И это было бы не столь критично, если бы
Трамп не портил отношения с союзниками в
Азии и
Европе, чьи фирмы тоже производят важные комплектующие для роботов. Крупнейшими поставщиками запчастей за пределами
Китая остаются немецкая
Schaeffler и шведская
SKF; японские производители вроде
Fanuc создают компоненты для своих роботов и потенциально могли бы отправлять их на экспорт. С их помощью
США ещё могли бы конкурировать с
Китаем, но в одиночку рискуют остаться позади.
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney