Tesla готовится запустить свое роботакси в Остине, однако эксперты сомневаются в успехе этого проекта: технологии Маска до сих пор не доказали свою безопасность. Скандалы вокруг Autopilot и FSD, отсутствие прозрачных данных, дешёвые камеры вместо надёжных сенсоров и тревожные результаты независимых тестов заставляют усомниться в надежности сервиса. Пока Маск уверяет инвесторов в безоговорочном лидерстве Tesla, критики называют запуск роботакси «авантюрой на грани катастрофы». «За рубежом» представляет перевод авторской статьи Алана Онсмана для журнала Forbes, в которой он подробно рассказывает, почему с новым роботакси не все так просто.
Илон Маск запускает несколько роботакси
Tesla в
Остине уже в следующем месяце. Пассажиров по улицам этого техасского города повезут два десятка беспилотных электромобилей
Model Y. Маск делает большую ставку на этот проект, ведь доходы компании от продаж электрокаров падают из-за конкуренции со стороны китайских производителей, реакции политиков на правые взгляды
Маска и его участия в программе массовых увольнений при администрации
Трампа.
Но есть загвоздка:
Tesla так и не доказала, что её беспилотные такси достаточно безопасны для перевозки пассажиров. У проекта уже сомнительная репутация, особенно у её систем беспилотного вождения
Autopilot и
Full Self-
Driving (FSD), по вине которых произошло несколько аварий со смертельным исходом. Маск по-прежнему не раскрывает полные данные о технических характеристиках и уровне безопасности своих технологий. Более того, он настаивает на использовании дешевых камер вместо более надёжных сенсоров, что вызывает сомнения в их способности уверенно ориентироваться в сложной городской среде. Так что запуск сервиса в
Остине вполне может закончиться громким провалом.
«Он обречен на провал», – заявил
Forbes инженер и бизнесмен
Дэн О’Дауд, один из самых активных критиков
Илона Маска, особенно его заявлений о «самоуправляемых» технологиях
Tesla. Он считает, что нынешняя система полностью автономного вождения (FSD – Full Self-Driving) от
Tesla небезопасна.
О’Дауд настолько убежден в этом, что даже не пожалел денег на ролик на
Супербоуле (а это одна из самых дорогих рекламных площадок в
США), чтобы привлечь внимание к этой проблеме.
У него есть проект под названием
The Dawn Project, в рамках которого команда регулярно тестирует все обновления системы
FSD, как только они выходят. В том числе ту версию, которую
Tesla планирует использовать в роботакси в
Остине.
К слову эта же усовершенствованная система FSD скоро станет доступна и обычным владельцам Tesla – тем, кто оформит подписку за $99 в месяц. Получается, Tesla массово распространяет технологию, в безопасности которой многие эксперты, включая О’Дауда, серьёзно сомневаются.
О’Дауд тщательно протестировал текущую версию
FSD.
«Мы тестировали систему в Санта-Барбаре в течение 80 минут, и зафиксировали семь сбоев», – рассказал он. Его компания
Green Hills Software разрабатывает технологии безопасности для оборонной и аэрокосмической отраслей, поэтому эксперт знает, о чем говорит.
«Если бы за рулём не сидел водитель, автомобиль обязательно врезался бы во что-нибудь», – считает
О’Дауд.
И хотя
Tesla пока не заработала ни доллара на роботакси, это не помешало самому богатому человеку мира объявить о победе.
«Пока я не вижу никого, кто мог бы составить конкуренцию Tesla», – заявил
Маск 22 апреля, когда компания подводила итоги. Но его оценка, похоже, слишком поспешна и преждевременна.
Единственной публичной демонстрацией возможностей роботакси
Tesla стали показательные заезды нового
Cybercab (двухместный электромобиль без руля и педалей. – Прим. ред.). Они были проведены в октябре прошлого года на студии
Warner Brothers в
Лос-
Анджелесе. Фанатам
Tesla предложили покататься по бутафорскому городку – без пешеходов, но под присмотром большого количества технических специалистов компании. Эксперт по безопасности
Ной Гудолл, опубликовавший независимый технический анализ данных
Tesla, заявил, что это больше было похоже на аттракцион в парке развлечений, чем реальное испытание.
«Это были просто обычные машины на закрытой трассе в павильоне. Совсем не впечатляет, – заявил он. –
Навигация в реальной городской среде с непредсказуемыми участниками движения, ситуациями, когда одного торможения недостаточно, – вот что сложно. Я ждал результата, показывающего, что система готова. Но так его и не увидел».
ВЕЧНЫЕ ОБЕЩАНИЯ МАСКА
За десять лет, прошедших с момента запуска систем Autopilot и Full Self-Driving (FSD), Tesla не раз попадала под огонь критики: дорогущая функция автопилота (стоимость подписки на нее составляет 8000 долларов) уже несколько раз приводила к серьезным авариям. И во всех случаях водители слишком доверяли технологиям, позволяя автомобилю ехать самостоятельно, и это заканчивалось трагедией.
Национальное управление по безопасности дорожного движения США (NHTSA) с 2016 года неоднократно начинало расследования в отношении системы
Autopilot. В частности, одно из них, начатое в прошлом году, было связано с 13 смертельными случаями.
Несмотря на громкие названия, эти системы с самого начала разрабатывались с учётом того, что за рулём должен оставаться человек. Но Маск годами обещал, что полноценное автономное вождение (когда машина способна справляться без участия человека) вот-вот станет реальностью. И всё это время он систематически нарушал свои обещания.
Сейчас, когда продажи электромобилей
Tesla упали на 13 % в первом квартале, компании срочно нужен громкий проект, который воодушевит инвесторов и убедит их:
Маск всё ещё способен изменить ситуацию. Этим «спасительным прорывом» он называет роботакси, а также искусственный интеллект и человекоподобных роботов.
Именно поэтому
Tesla начала масштабные испытания в центре
Остина.
«По всему Остину постоянно курсирует целая вереница Tesla», – заявил
Маск во время очередного выступления. Однако недавнее расследование
Business Insider, основанное на интервью с бывшими тест-водителями компании, совсем не внушает оптимизма.
«Создаётся впечатление, что программу разработали в спешке, – признался один из бывших сотрудников. –
С одной стороны, это якобы прорывной момент для Tesla, но с другой – есть ощущение, что не была учтена куча важных деталей и многое остается непродуманным».
По данным информированного источника, которому известны подробности переговоров между
Tesla и властями
Техаса, роботакси будут ездить в
Остине по строго ограниченному маршруту и во многом полагаться на удалённых операторов, чтобы снизить риск аварий.
Чтобы подстраховать искусственный интеллект,
Tesla также нанимает сотрудников, которые будут в режиме реального времени следить за движением и при необходимости брать управление на себя. В одном из объявлений о найме компания прямо заявляет:
«Поскольку мы продолжаем совершенствовать ИИ, нам нужно иметь возможность удалённо подключаться к автомобилю и брать управление, если это потребуется».
Стоит отметить, что даже лидер рынка роботакси – компания
Waymo (принадлежит Alphabet Inc., материнской компании Google) – тоже использует удалённых операторов. Но те лишь подсказывают машине возможные решения в сложных ситуациях, не управляя ею напрямую. Причина в том, что задержка мобильного сигнала делает полностью дистанционное вождение небезопасным.
ОГРАНИЧЕННЫЙ НАБОР ДАННЫХ
Несмотря на то что испытания
Tesla в Остине уже начались, достоверной информации о реальной эффективности функции автопилота и
Full Self-Driving (FSD) по-прежнему крайне мало. Компания время от времени публикует отчеты о «безопасности» своих технологий, но они не проходят независимую экспертизу и подаются в исключительно выгодном для
Tesla свете. Об этом, в частности, говорит
Филипп Гудолл, технический эксперт и свидетель по делу о гибели
Уолтера Хуанга, который в 2018 году погиб в ДТП (его
Tesla Model X на автопилоте врезалась в дорожный разделитель).
«Когда Tesla начала делиться статистикой по Full Self-Driving, она не указала, что доступ к этой функции был только у водителей с очень высоким показателем безопасного вождения – 90 баллов и выше, – пояснил Гудолл. –
Конечно, в таких условиях статистика выглядела хорошо: за рулем были самые аккуратные водители».
Для сравнения: лидер в области автономного вождения, компания
Waymo, регулярно публикует подробные, проверенные независимыми экспертами отчеты о работе своих роботакси.
Тем временем
Tesla по-прежнему не раскрывает, где именно в
Остине будет работать новая услуга или как она будет функционировать. По данным городских властей, компания обратилась в специальную рабочую группу по автономному транспорту, в которую входят представители полиции и пожарных. Им передали карты школьных зон, информацию об организации движения на массовых мероприятиях, а также о патрульных и экстренных службах. Однако когда журналисты
Forbes запросили переписку
Tesla с городскими властями, в ответ получили отказ. Причина – «запрос касается третьей стороны», а доступ к документам приостановлен до решения генпрокурора.
Неизвестно, является ли этой самой «третьей стороной» сама Tesla. Ни компания, ни Илон Маск, ни глава программы автономного вождения Ашок Эллусвами на запросы журналистов не ответили. Национальное управление по безопасности дорожного движения США (NHTSA) также направило Tesla запрос о подробностях испытаний в Остине (в частности, как роботакси справляются с плохой погодой). Управление с октября прошлого года изучает серию аварий Tesla в условиях плохой видимости. Ответов от компании пока не поступало.
Любопытно, что разрешение на тестирование автономных машин в
Калифорнии у
Tesla есть уже десять лет, и оно обязывает компании раскрывать данные о безопасности, включая километраж, количество случаев, когда водитель был вынужден взять управление (так называемые disengagements), и аварийные инциденты. Эти данные регулярно публикуют такие конкуренты, как
Waymo,
Zoox (подразделение Amazon),
Nuro и даже
Apple, которая уже свернула проект.
Tesla – нет.
НЕ ПРОСТО ВОЖДЕНИЕ
Говоря о планах
Маска по запуску роботакси, трудно не сравнить его подход с методом компании
Waymo. Это подразделение
Alphabet уже 16 лет и миллиарды долларов потратила на то, чтобы досконально отработать все аспекты функционирования беспилотного такси. Задолго до того, как в 2018 году
Waymo начала брать деньги за поездки в
Финиксе, компания провела интенсивные испытания как на дорогах общего пользования, так и на закрытом полигоне «
Замок» – бывшей авиабазе в
Центральной Калифорнии, не говоря уже о бесчисленных тестовых километрах, намотанных в виртуальной симуляции, на базе которой обучается её искусственный интеллект.
Понимая, что дело не только в технологиях,
Waymo привлекла в команду специалистов из авиационной отрасли и индустрии клиентского сервиса. Чтобы роботакси действительно заработало, машины должны уметь выполнять множество мелких, но критически важных задач, например точно и безопасно подбирать и высаживать пассажиров.
«Мы давно работаем над этим, – говорит
Крис Ладвик, руководитель команды по управлению продуктами в
Waymo. –
«Главная проблема с PUDO (так в компании называют процессы посадки и высадки пассажиров) в том, что каждый раз дорожная ситуация будет немного другой. На пути может быть стройка или припаркованный фургон доставки, и нужно решить, что делать, если нельзя точно выполнить то, что ты пообещал клиенту при заказе поездки».
Для этого компания разработала продвинутое приложение, которое направляет пассажиров к самым безопасным и удобным точкам посадки и высадки – как для них самих, так и для других участников движения. «Просто перекрывать дорогу – недопустимо. Если ты так делаешь, местное сообщество быстро возмутится, – отмечает Ладвик. – Поэтому и нужно правильно решить массу, казалось бы, мелких задач».
Что касается безопасности, у
Waymo пока нет в истории серьёзных аварий, приведших к травмам или смерти. Конечно, и её автономный «водитель» тоже не идеален – недавно компания отозвала программное обеспечение, чтобы устранить ошибку, из-за которой машины не могли распознавать цепи, ворота и другие барьеры. Это произошло после того, как
Национальное управление по безопасности дорожного движения США (NHTSA) начало расследование.
ДЕШЁВЫЕ РОБОТАКСИ: ЭКОНОМИЯ ИЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ
За все те годы, что
Маск обещает автономные
Tesla и запуск сервиса роботакси, он почти ничего не говорил о том, как компания решает базовые задачи пассажирских перевозок. Зато он постоянно подчеркивает, насколько
Tesla выигрывает по стоимости.
«У Waymo машины просто слишком дорогие, – заявил миллиардер в ходе последнего отчёта о результатах
Tesla. –
Их авто выпускаются малыми партиями, это очень дорого. А Tesla стоит, наверное, на 75–80 % дешевле и выпускается массово».
Базовая
Model Y с пакетом
Full Self Driving (FSD) обойдётся потребителю примерно в 55 тысяч долларов без учета налогов. Стоимость роботакси
Waymo, созданных на базе электрического
Jaguar I-PACE, не раскрывается, но наличие лидаров, радаров, мощных компьютеров и других сенсоров делает их почти вдвое дороже «Теслы». Правда, в ближайший год компания планирует удешевить производство за счёт перехода на более доступные датчики и автомобили, включая
Hyundai Ioniq 5 и компактный электрофургон
Zeekr из
Китая.
Однако все разговоры о доступных роботакси от
Tesla теряют смысл, если эти машины не могут безопасно подбирать и высаживать пассажиров, не создавая при этом пробок, не сбивая пешеходов и избегая аварий.
А это особенно сложно, если учесть, что в системе Tesla используются всего восемь камер по 5 мегапикселей. Для сравнения: у iPhone 16 камера на 48 мегапикселей. Да, стоят эти автомобильные камеры дешево, но они плохо справляются с бликами от солнца и работой в темноте. Маск во время выступления 22 апреля говорил, что это не проблема. Однако тесты проекта Dawn Project под руководством Дэна О’Дауда показали, что FSD теряет управление, если автомобиль едет прямо на солнце.
«Мы выехали и направили машину точно на заходящее солнце. И что вы думаете? Она сдалась, – рассказывает О’Дауд. –
Машина начала мигать, паниковать, зажглись красные лампы, пошли тревожные звуки и появилось сообщение: "Положите руки обратно на руль"».
В то же время система
Waymo использует целый набор сенсоров, включая дорогостоящие лидары, которые позволяют видеть все потенциальные опасности в любое время суток и в трёхмерной проекции.
«Маск неоднократно заявлял, что лидары – дорогое удовольствие и они и не нужны, – говорит
Мисси Каммингс, эксперт по искусственному интеллекту, ранее консультировавшая
Национальное управление по безопасности дорожного движения США (NHTSA) по вопросам автономных автомобилей. –
Он считает, что выгоды от использования лидара недостаточны, чтобы оправдать его стоимость. Это типичная инженерная логика, но в данном случае она неверна».
После запуска в
Остине Маск заявил, что следующими станут другие города
США, а затем
Китай и
Европа. И на пути к реализации этого амбициозного плана – «лишь разрешения регуляторов». По его замыслу, вскоре каждый владелец
Tesla сможет «включить» режим роботакси и отправить свою машину зарабатывать деньги, пока та стоит без дела. Разумеется, за ежемесячную плату в $99, которую нужно будет отдавать самой
Tesla.
Самый богатый человек мира действительно добился многого – от успеха электромобилей
Tesla до ракет
SpaceX и спутникового интернета
Starlink. Но за эти годы он так и не выполнил ряд других громких обещаний, которые должны были перевернуть мир и принести миллиарды: станции быстрой замены батарей, крыши с солнечными панелями, вакуумный поезд
Hyperloop и скоростные тоннели от компании
Boring Co. Попадет ли в этот список и роботакси – вопрос пока открытый.
Многолетние обещания создать чудо-машину, способную двигаться без водителя, и последовавшие за этим провалы сильно подмочили репутацию Маска. И шансов, что на этот раз всё получится, остаётся всё меньше.
Критики на этот счет даже не стесняются в выражениях.
«Он врёт. Всё, что он говорит, – ложь», – говорит
Дэн О’Дауд.
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney