Один мексиканский банк решился на эксперимент: пообещал провести лотерею с денежными призами среди тех, кто откроет или пополнит уже открытый депозит в ближайшие два месяца. Эксперимент привел к росту количества депозитов и уровня сбережений, который сохранялся несколько лет, пишет «Эконс».
Банки финансируют с помощью депозитов до трех четвертей своих активов:
депозиты – традиционный и более устойчивый источник финансирования, чем краткосрочный долг. Но в развивающихся странах банки зачастую с трудом привлекают депозиты, поскольку многие люди не имеют банковских счетов, а те, кто имеет, откладывают лишь небольшие суммы.
Сберегательные продукты, предлагающие вкладчикам
розыгрыш лотерей с денежными призами (prize-linked savings, PLS), могут помочь банкам привлечь новых клиентов и увеличить объем сбережений на депозитных счетах, и этот эффект будет сохраняться довольно долгое время, пришли к выводу
Пол Гертлер, профессор экономики
Калифорнийского университета в Беркли, и его соавторы по итогам проведенного ими эксперимента с одним из банков
Мексики. За два месяца, в течение которых действовало предложение, число открытых в филиалах банка депозитов выросло на 21 %, а число открытых счетов – на 36 %. Сопоставив впоследствии данные Банка
Мексики о физлицах, имеющих счета в банках, авторы обнаружили, что практически все (96 %), кто открыл счет в «лотерейный период», до этого не имели ни одного счета ни в каком банке.
И динамика открытия депозитов, и объемы размещенных средств в «экспериментальных» филиалах продолжали оставаться выше, чем в других отделениях, в среднем в течение еще трех лет. За счет притока более дешевого фондирования прибыль филиалов увеличилась на 6 %.
Антикризисная инновация: история «лотерейных» сбережений
Сберегательные продукты с розыгрышем призов имеют богатую историю – как минимум с конца XVII века, когда подобная идея была реализована в
Великобритании. В это время
Англия переживала финансовый кризис. В течение столетия ее
кредитоспособность ухудшалась из-за внутренних военных конфликтов, гражданской войны и постоянных внешних войн, из которых последняя в том столетии велась с
Францией девять лет, с 1689 по 1697 г. Госрасходы в разгар этой войны возросли в 2,5 раза до 5 млн фунтов стерлингов, попытки финансировать дефицит казны краткосрочными займами под 14 % годовых угрожали дефолтом. Однако вместо дефолта последнее десятилетие XVII века стало для
Англии периодом финансовых инноваций. В это время был учрежден
Банк Англии (в то время коммерческий), страна перешла от краткосрочного к долгосрочному заимствованию.
Одной из инноваций стала государственная «сберегательная лотерея» для пополнения казны. Идея принадлежала королевскому чиновнику и члену парламента
Томасу Нилу, организовавшему в 1694 г. программу
«Миллион приключений». Программа представляла собой продажу 100 000 билетов по 10 фунтов стерлингов каждый (своего рода госбондов), небольшая часть которых (2500, или 2,5 %) была «призовой» и предоставляла шанс
выигрывать от 10 до 1000 фунтов каждый год в течение 16 лет, до 1710 г. Одновременно это была сберегательная программа, поскольку держателям билетов выплачивался 1 фунт в год в течение 16 лет, что эквивалентно эффективной депозитной ставке в 6,2 %. Для государства это было более чем вдвое дешевле стоимости привлечения долга за счет выпускавшихся гособлигаций.
Цена билета, 10 фунтов,
была довольно высокой: типичная зарплата квалифицированного мастера составляла в то время от 45 до 60 фунтов в год. Однако те, кому не хватало денег на билет, могли скооперироваться с другими
«искателями приключений». Эта синдикация не только снизила инвестиционный порог, но и позволила диверсифицировать риски за счет широкого пула участников. Программа привлекла десятки тысяч людей, собрав
1 млн фунтов стерлингов за три месяца. Примечательно, что в числе обладателей крупнейших призов в лотерее, призванной финансировать расходы на войну с
Францией, оказались двое французов. Инноватору
Томасу Нилу разрешили оставить 10 % выручки от продаж на администрирование программы.
Финансовые продукты, сочетающие азарт и сбережения, оставались популярны среди британцев и в XXI веке. За минувшие после
«Миллиона приключений» 300 лет такие «азартные сбережения» распространились по всему миру. В конце XIX века французский правовед
Анри Леви-Ульманн, исследуя «лотерейные бонды», отмечал, что их можно найти на большинстве финансовых рынков
Европы, в том числе в
Германии, Австрии, Испании, Италии, Греции, Швеции, Швейцарии. Гертлер с соавторами приводит в исследовании данные о более чем сотне продуктов PLS, предлагавшихся в течение XX–XXI вв. в четырех десятках стран на всех континентах. В
США подобные продукты были запрещены до 2014 г., когда
Конгресс принял закон о поощрении сбережений (American Savings Promotion Act). Этот закон
легализовал PLS, исключив розыгрыш призов среди вкладчиков из запрета для финансовых учреждений на торговлю лотерейными билетами. В 2023 г. в
США насчитывалось порядка 30 штатов, в которых банки или кредитные союзы предлагали PLS, проанализировали
Гертлер и его соавторы. В Мексике, ставшей площадкой для эксперимента исследователей, PLS также неоднократно использовались несколькими банками.
Подобные продукты могут быть особенно привлекательны для людей, которым
нравится получать маленький шанс выиграть большую сумму, и могут побудить таких людей переключиться с азартных игр на сбережения, рассуждают
Гертлер и соавторы. Как и традиционные лотереи, продукты PLS предлагают шанс выиграть «большие деньги». Но, в отличие от традиционных лотерей, потребители PLS сохраняют сумму взноса, направляя ее на сберегательный счет. И, более того, такие сбережения могут стать устойчивыми, поскольку участие в лотереях нередко входит в привычку.
Хотя продукты PLS распространены во всем мире,
доказательств их эффективности в стимулировании сбережений довольно мало. Исследователи решили проверить эту эффективность с помощью мексиканского госбанка, учрежденного как раз для повышения финансовой инклюзии и сбережений.
Мексиканский кейс
На финансовом рынке
Мексики доминируют пять крупных банков с совокупной рыночной долей порядка 90 %, которые стараются расширить доступ к финансовым услугам для людей с низкими доходами. В целом
уровень финансовой инклюзии в Мексике низок, отмечают исследователи. По данным
Всемирного банка, менее 40 % взрослого населения Мексики имеют банковские счета (включая мобильные финансы). Причем среди людей с низким доходом владельцев счетов вдвое меньше, чем среди обеспеченных, и этот разрыв – один из самых высоких в мире.
Для повышения финансовой инклюзии правительство Мексики в 2001 г. учредило
Национальный банк сбережений и финансовых услуг – Bansefi. Банк сосредоточился на стимулировании сбережений бедных слоев населения с помощью недорогих сберегательных счетов без минимального остатка и комиссий, но обычно предлагал крайне низкие ставки (0,2 % на момент эксперимента в 2010 г.). К 2010 г. у
Bansefi было около 500 филиалов. В выборку исследователей вошли 110, из которых случайным образом были отобраны 40, ставшие участниками эксперимента с PLS.
За каждые 50 песо (около $4 на тот момент), зачисленные на депозит, выдавался
один лотерейный билет. Акция длилась два месяца, в конце каждого из которых банк разыгрывал тысячу призов по 400 песо (около $31) и два приза по 10 000 песо (примерно $777).
Этот временный стимул оказал
ощутимое и долгосрочное воздействие на сбережения, обнаружили исследователи. Во-первых, в филиалах-участниках люди стали активно открывать счета и депозиты, чего не наблюдалось в филиалах банка, не участвовавших в эксперименте. Во-вторых, в филиалах-участниках рост денежного объема депозитов шел преимущественно
за счет новых депозитных счетов, а не открытых ранее. В-третьих, этот рост продолжался и после окончания лотереи, и длился в среднем три года, после чего сам
уровень сбережений оставался выше, чем в не участвовавших в эксперименте филиалах, еще минимум два года (исследователи отследили динамику на горизонте 5 лет с момента начала акции). Наконец, в-четвертых, практически все новые счета были открыты людьми, которые ранее не пользовались банковскими услугами.
За период действия лотереи
число открытых счетов возросло на 36 %, однако сразу после ее завершения рост упал до нуля. Это говорит о том, что
«лотерейный стимул» был определяющим для открытия счета. А депозитные счета, число которых возросло на 21 %, продолжали
сохранять темпы роста. За счет продолжавшегося роста числа депозитов и притока средств филиалы-участники аккумулировали объем сбережений, значительно превышавший уровень у филиалов, не участвовавших в эксперименте: на пике, зафиксированном спустя 1,5 года после окончания лотереи,
разница была двукратной.
Проведение лотерей среди вкладчиков способно стимулировать домохозяйства, не охваченные банковскими услугами,
открывать счета и делать сбережения, заключают исследователи. Более того, даже краткосрочный «лотерейный» стимул может вызвать устойчивый рост притока и уровня сбережений.
В иллюстрации использовано изображение автора Till Teenck (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/