Архитектура из архитектур

ВИЗУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «АРХИТЕКТУРА, СОЗДАННАЯ ИЗ АРХИТЕКТУР» ПОКАЗЫВАЕТ ЧЕРТЫ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ САМОЙ ЮЖНОЙ СТРАНЫ МИРА

Издание «За рубежом» продолжает рубрику «Виртуальные выставки "Иностранки"», в которой знакомит читателей с уникальным собранием книг, гравюр и других печатных изданий, хранящихся во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино. Вниманию читателей – онлайн-выставка «Архитектура, созданная из архитектур».

«Архитектура, созданная из архитектур» – это визуальная выставка, которая стремится передать роль, которую архитектура играет в формировании культурных особенностей, возникших в историческом, географическом и социальном контексте. В данном случае АСА имеет своей целью отразить черты различных регионов самой южной страны мира, центрального элемента построения чилийской идентичности.

Выставка стремится отразить дух этих мест, используя для этого их геометрию, воплощенную в памяти дерева и глины, символику орнаментов и их большое символическое и религиозное значение. Каждая из этих архитектур представляет собой вселенную, наполненную смыслом, который раскрывается через типы домов и зданий, при этом их фасады являются мостом, соединяющим интимность интерьера и городскую жизнь.



АСА стремится проиллюстрировать взаимодействие с течением времени видимого лика наших зданий, отражающего их нынешнюю ненадежность и прошлые устремления, как если бы это был внешний облик лица, свидетельства прошлой славы и страданий которого нашли свое место в линиях выражения, тем самым создав идентичность изолированных и отдаленных мест.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ОСНОВА РАБОТ

Будучи людьми, мы всегда испытывали потребность в убежище, чтобы смягчить неблагоприятные условия жизни на открытом воздухе, поэтому жилье на протяжении всей истории было одной из главных причин для беспокойства, так как оно не только позволяет противостоять климатическим условиям, но и является тем местом, которое даёт нам возможность мечтать, и местом, где мы проводим большую часть нашего существования.

Архитектура, как и мы, – это большой коллаж, это продукт контакта человека с его ближайшим окружением, природным контекстом, историей, культурой, экономикой и материалами того места, в котором он находится. Поэтому очень трудно классифицировать её в простых терминах, поскольку, как говорит Бернард Рудофски в своей книге «Архитектура без архитекторов» (1973), народная архитектура характеризуется своей универсальностью, так как она, по-видимому, не отвечает установленной логике, она абсолютно случайна, и в этом заключается ее ценность.

Однако глядя вглубь и осознавая контекст, мы можем распознать закономерности, которые регулярно повторяются. То, что будет представлено ниже, не является официальными образцами, а скорее преобладающими характеристиками, которые я наблюдал на протяжении многих лет и хотел отразить в этих графических размышлениях об особенностях, присущих чилийскому жилищу.


ЗОНА ВЕЛИКОГО СЕВЕРА

Это зона большой пустыни, ее засушливый климат приводит к тому, что температура днём очень высока и очень низка ночью. Это зона сильных ветров, которые на своём пути из-за низкой растительности встречаются в основном с домами, засыпанными пылью и песком. Чтобы защититься от сурового климата, дома расположены компактно друг к другу, их стены очень толстые, чтобы сохранять инерцию температуры внутри. Дома построены в низинах, чтобы холод от земли проникал в комнаты. Ещё одна особенность архитектуры таких построек заключается в том, что в них создаются внутренние дворики, защищённые от солнца. Там можно заниматься делами на открытом воздухе.



Такие дома построены из камня, самана, глины и соломы. Сооружения в основном имеют один этаж. Крыши выполняют функцию поглощения дневного тепла, чтобы высвободить его ночью.

В прибрежной зоне, благодаря нитратной экономике, на архитектуру домов повлияли англичане. Они ввели знаменитый грузинский стиль. Также они привнесли каркасный (ballon-frame) метод постройки для промышленных и жилых сооружений, в котором использовалась привезённая древесина. Однако такие сооружения были адаптированы под социальные и климатические условия местности: были построены двойные потолки, создающие вентиляцию, и длинные свесы крыши, создающие тень и связь с внешним миром.

В таких домах преобладали пастельные тона, внутри использовалась белая известь (оксид кальция), ценная из-за ее способности отражать свет и отпугивать насекомых.




ЗОНА НОРТЕ-ЧИКО

Расположенная в регионе полупустыни на севере Чили зона Норте-Чико представляет собой территорию жизни, связанной с рекой и долиной, с сельским хозяйством, которое обеспечивает жителей средствами к существованию.



Здесь дома в основном построены из грязи и рогоза. Однако, в отличие от широко известного самана, используется метод идеального смешения дерева, смолы, рогоза, земли, песка, глины и ила. Крыши сделаны из тростника, а окна-отверстия очень маленькие, чтобы защитить внутреннее пространство от солнца. Цветовая палитра таких домов в большинстве своём основана на извести и земле.



Другой тип жилища – каменные строения с деревянной крышей, ранее покрываемой растительностью, а теперь сталью, широко известной как цинк. В прибрежной архитектуре прослеживается существенное европейско-валлийское влияние, что можно увидеть в яркости цветов, и с течением времени – включение окон большего размера, которые могли бы быть отнесены к неоклассическим, большинство из которых окрашены не более чем в три тона.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗОНА

В этом районе преобладает средиземноморский климат, который классифицируется как умеренно теплый, с зимними дождями и жарким летом. В долинах основным материалом постройки домов является камень, или майсильо, который получает тепло в течение дня, что позволяет дому оставаться теплым ночью. Для этих построек характерны внутренние дворики, в которых ведущую роль играют стены, так как температура «захваченного» воздуха увеличивается в результате тепловой инерции материалов, что позволяет использовать дворик не только днём, но и ночью.



В этом типе архитектуры прослеживается явное испанское влияние арагонского типа – в использовании знаменитых внутренних двориков с внешними коридорами, способствующими социальному взаимодействию. Скаты крыш защищают внешний коридор от солнечных лучей.

Несмотря на то что цветовая палитра в целом основывается на извести и земле, некоторые фасады имеют более широкую цветовую палитру в завершающих элементах, таких как двери, окна, молдинги, решетки и т. д.



В прибрежной зоне преобладают деревянные конструкции, покрытые металлическими листами, ДСП или фиброцементом. Среди преобладающих цветов мы можем найти яркие, насыщенные цвета и хроматический розовый, преобладают основные и вторичные цвета и их сочетания. Большинство красок – это глянцевая эмаль и краски на масляной основе.


ЮЖНАЯ ЗОНА

Климат в южной части Чили умеренно влажный, с осадками в течение всего года. Благодаря этому растительность здесь пышная и вечнозелёная.



Среди оригинальных архитектурных сооружений этого района есть традиционные жилища мапуче (mapuche) – круглые, полукруглые и овальные постройки с несколькими опорными столбами по продольной оси и тростниковой или соломенной крышей, часто спускающейся до земли. Для постройки такого дома использовали нотофагус, мирт лума и лавр.

В этой области обнаруживается явное европейское влияние, преимущественно немецкое, что отчетливо прослеживается в архитектуре и использовании деревянных технологий. Дом изолирован от влажности земли плинтусами, покрытыми камнями и деревянными настилами. Использование досок из лиственницы – одна из основных особенностей постройки таких домов. Можно найти множество конструкций, выполненных из кирпича, известных как узор из лиственницы. Этот метод остается актуальным и по сей день и может быть заметен на стенах и потолках.



Крыши имеют наклон, а наружные края стен сделаны так, что отводят дождевую воду. Типология развилась до объемов трех уровней, с мезонинами и дубовыми чердаками. В некоторых случаях, где нет мезонина, в домах есть коридоры для проветривания мяса, кожи или хранения вещей. Есть чердак, который в некоторых случаях используют для сушки овощей. Цвета построек довольно насыщенные, но из-за ненастной погоды они обычно сохраняются недолго. Однако при детальном рассмотрении дома можно увидеть, что внутри включены промышленные цветовые параметры и обои различных типов и фактур.


КРАЙНЯЯ ЮЖНАЯ ЗОНА

В южном районе преобладает негостеприимная природа, характеризующаяся суровостью климата, сильными ветрами, чрезмерно низкими температурами и снегопадом. Этот климат заставил человека придумать хитроумные решения убежищ для повседневной жизни. Первые жилища европейско-креольских колонистов в этом регионе являются отражением отточенной изобретательности в использовании преимуществ топографии и местных ресурсов в сочетании с наследственными знаниями и местным опытом.

В годы основания использовалась строительная система блакао (blacao), название которой происходит от немецкого block-house, которая предполагала конструкцию, состоящую из бревен из натуральной древесины с небольшой резьбой, которые были расположены горизонтально, перекрывая друг друга; бревна обрабатывались посредством сборки до половины дерева в его углах, что придавало ему жесткость. Такие конструкции делались в основном из нотофагуса. Архитектурный узор первоначального, или новаторского, дома был наследием национальных поселенцев главным образом из Вальпараисо и Анкуда. Большинство из них представляет собой простые объемы с прямоугольным планом остроконечных крыш, без карнизов, симметричным фасадом с двумя квадратными окнами и центральной дверью.



Дома должны были состоять из ограждений, обусловленных конструктивным решением, соответствующим суровому экстремальному климату, чтобы выдерживать высокие температуры. Поэтому дома отделены от естественного рельефа с помощью «энцеттинга» (enzoquetados), представляющих собой стволы деревьев. Они изолированы от земли, как сама Южная Зона страны.

Этот тип жилища на протяжении многих лет был облицован оцинкованными, гладкими, гофрированными или аналогичными железными листами.

Одной из главных характеристик является разнообразие типов кровли, есть одноводные, двуводные, четырехводные, и в некоторых случаях они включают в себя крыши, очень маленькие и тонко орнаментированные под ними карнизы, внутренние сады, которые называются галереями, позволяющими разводить огород и растения внутри. Это позволяло свету проникать внутрь днём, освещая внутреннюю часть дома.

Традиционная архитектура в изначальном своём варианте была довольно простой, но с течением времени в карнизы и окна были включены деревянные орнаменты.



Использование стали на фасаде позволяет сохранять цвет на протяжении многих лет; это область, на которой много насыщенных и тщательно подобранных в своём сочетании цветов. Из-за крутого склона крыш существует проблема поддержания цвета на кровле, которая преимущественно имеет красный или промышленный синий цвет.


БИОГРАФИЯ КАМИЛЫ МАНСИЛЬИ

Камила Мансилья Вера родилась в 1990 году в городе Пунта-Аренас, в 2002 году переехала в город Пуэрто-Варас, где окончила среднюю школу. В 2009 году начала изучать архитектуру в Южном университете Чили (Universidad Austral de Chile), в городе Вальдивия, который окончила в 2015 году, получив двойную степень в Техническом университете (Technische Univeristät) Мюнхена (Германия).

Получив степень по архитектуре, она в качестве ассистента участвовала в этнографической работе, в процессе которой возник интерес Камилы к культурному наследию, что привело к получению степени магистра по культурному наследию в Католическом университете Чили, который она окончила в 2017 году. Впоследствии она выиграла хорватскую правительственную стипендию для получения художественной резиденции. В это время она разработала свою серию под названием Balcanes Collage, которая была выставлена в правительственном дворце города Загреб (Хорватия). В 2020 году она вернулась в Чили, где работает преподавателем на факультете интегрированных искусств Южного Университета Чили.

Камила специализируется на расширении культурного воображения и генеративного потенциала архитектурного рисунка в цифровой среде как инструмента дизайна. Для этого на протяжении уже более 8 лет она использует технику коллажа, которую дополнила цифровой анимацией как стратегией усиления измерения времени и повествования к концепции каждого изображения.

Стоит отметить ее участие в различных групповых и индивидуальных выставках как в Чили, так и за рубежом. Кроме того, она стала лауреатом нескольких стипендий и конкурсных фондов как правительственных, так и частных, будучи выдвинутой в качестве молодого лидера региона Лос-Лагос Чили в 2018 году.
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
16.05.2025
Важное

Сегодня в Гатчине (РФ) открывается 31-й Международный кинофестиваль «Литература и кино».

17.06.2025 09:00:00

Французские компании выбирают Парагвай для переноса производства из-за действующего в стране специального режима для иностранных фирм.

16.06.2025 13:00:00
Другие Статьи

Как книжный магазин стал культурным центром Кейптауна (ЮАР).

Страны с мусульманским большинством становятся всё более заметными игроками в расширяющемся альянсе БРИКС+.

Китай успешно возвращает учёных из-за рубежа с помощью программы «Тысяча талантов», предлагая большие гранты и условия для исследований. Эта стратегия помогла резко сократить «утечку мозгов» и превратить КНР в глобальный научный центр.

Бахрейн, страна - гость ПМЭФ-2025 и пионер исламского банкинга, предлагает доступ к капиталу Ближнего Востока посредством механизма сукук – шариатских облигаций, где инвесторы получают не проценты, а долю в реальных активах.