В новой рубрике «"За рубежом" – на связи с миром», которую издание запустило совместно с международным просветительским проектом «Современный русский» партнера Евразийской медиагруппы – медиасети TV BRICS, пойдет речь о Михаиле Кольцове, фельетонисте, незаурядном журналисте-изобретателе и сооснователе журнала «За рубежом».
Когда Кольцова арестовали по обвинению в антисоветском заговоре, ему было сорок лет. К тому моменту он уже снискал славу лучшего журналиста Союза. Его блестящие остроумные фельетоны, размещавшиеся на страницах «Правды», полюбились читателям по всей стране. Ещё при жизни Кольцова несколько раз переиздавались его многотомные собрания сочинений. Он участвовал в создании журнала «За рубежом» и возглавлял редакцию издания с 1932 по 1938 годы. Под его умелым руководством тираж журнала достиг отметки в 125 тыс. экземпляров.
Михаил Ефимович Кольцов (Моисей Хаимович Фридлянд) родился 12 июня 1898 года в Киеве. Свою карьеру он начал со школьной скамьи: издавал вместе с братом, будущим знаменитым карикатуристом Борисом Ефимовым собственный рукописный журнал, где сам он выступил автором статей, тогда как Борис взял на себя роль художника. Уже тогда у будущего фельетониста проявилась склонность к сатире — свои материалы он публиковал под псевдонимом «Михаил Синдетиконов» (по названию популярного в то время клея).
В канун революции Михаил поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, но учебу быстро забросил – ведь спустя всего год пребывания в столице 17-летний юноша стал сотрудничать с ведущими газетами и журналами города. Также он был активным участником революционных событий 1917 г., к началу которых уже проявил себя как яркий и талантливый автор. Февраль Михаил встретил восторженно, посвятив Керенскому и Временному правительству хвалебные очерки, а вот к большевикам поначалу отнёсся скептически. В 1918 году с рекомендацией Наркома просвещения А. В. Луначарского вступил в РКП(б), однако в том же году публично сообщил о своём выходе из партии, заявив, что ему «не по пути с советской властью и её комиссарами». Этот дерзкий выпад, однако, не сказался на карьере — Михаил занялся киножурналистикой в Наркомате просвещения РСФСР, возглавив там группу кинохроники. Вскоре и появился знаменитый псевдоним «Кольцов».
В 1920 году Михаила Кольцова отзывают с Украины, и следующие два года он работает в Москве и Петрограде, ездит по стране, выполняя различные поручения Наркомата иностранных дел. Всё крепче становились его связи с редакцией «Правды». 2 июля 1920 года Кольцов получил удостоверение корреспондента, а уже через неделю читатели увидели его первый фельетон на страницах главной газеты страны. Именно в этом издании журналист и снискал всенародную известность, проработав там вплоть до своей смерти. Кольцов умело писал тексты в разных жанрах, но именно фельетон стал его визитной карточкой. В лаконичных художественных текстах на злобу дня журналист достиг исключительного мастерства и именно благодаря им запомнился и полюбился советскому читателю.
Новаторский подход и полная самоотдача своему делу, изобретательный ум не только сделали Кольцова «журналистом номер один» в Советском Союзе, но и значительно обогатили эту профессию. Так, именно благодаря Кольцову в отечественной журналистике появился прием «Журналист меняет профессию». Таксист, школьный учитель, работник ЗАГСа — Кольцов вживался в любые роли для полного погружения в предмет своего исследования. Активно перемещаясь по стране, он вёл репортажи из самых разных уголков СССР, рассказывая читателям о ходе грандиозных советских строек. Он спускался в шахту метро, освещал строительство Днепрогэс, бывал и на посевных работах в колхозах, посещал машинно-тракторные станции.
Основательно поработал Кольцов и на благо воздушного флота страны. В 1926 году он в качестве корреспондента поучаствовал в первом перелёте через Чёрное море, первым из советских журналистов совершил мёртвую петлю. Кольцов был и в составе беспрецедентного «Восточного перелёта» 1930 года, проходившего по маршруту Москва — Анкара — Тифлис — Тегеран — Кабул — Ташкент — Москва. Этим «журналист номер один» привлекал внимание молодежи к профессии лётчика, в которых так нуждался Союз.
Помимо освещения событий в Стране Советов, Кольцов писал и на международные темы. Благодаря своей репутации ведущего корреспондента «Правды», опыту работы в Наркомате иностранных дел, он мог практически свободно выезжать за границу, где выполнял различные поручения советского правительства. Журналист устанавливал связи с иностранными писателями, представлял страну на международных конгрессах и конференциях, открывал Европу для читателей «Правды». Особым видом развлечения для Кольцова за рубежом было высмеивание белоэмигрантской прессы, против которой он фактически вёл подрывную работу. Так, показателен трюк Кольцова, который он провернул в 1933 году с газетой «Возрождение», нередко печатавшей различные байки о Советском Союзе, подавая их под видом писем из СССР. Однажды наткнувшись на подобный материал, глубоко возмущённый Кольцов составил собственное «письмо», в котором в самых мрачных тонах описал страдания голодающего и нищенствующего народа, живущего под гнётом советской власти, и отправил его в редакцию журнала, которая, не заподозрив подвоха, благополучно опубликовала подделку. Вскоре в номере «Правды» вышел новый фельетон Кольцова «От родных и знакомых», где журналист обвинил редакцию «Возрождения» в публикации поддельных материалов, а в качестве подтверждения своих слов предложил прочитать первые буквы каждого пятого слова в опубликованном письме. Они складывались в фразу «НАША БЕЛОБАНДИТСКАЯ ГАЗЕТА ПЕЧАТАЕТ ВСЯКУЮ КЛЕВЕТУ ОБ СССР». Этот фельетон произвёл настоящую сенсацию как внутри, так и за пределами СССР, а белоэмигрантская газета после такой «диверсии» навсегда закрыла рубрику писем из Советского Союза.
Большая занятость в «Правде» не мешала Кольцову находить время для реализации других амбициозных проектов. Так, в 1923 году он возродил дореволюционный журнал «Огонёк», в котором приняли активное участие Ильф, Петров, Зощенко, Эренбург, Катаев и другие знаменитые авторы. В том же 1923 году Кольцов основал одноимённое акционерное общество (позже преобразованное в журнально-газетное объединение «Жургаз»), под эгидой которого издавались десятки наименований журналов, в том числе «Советское фото», «За рулём», «Чудак», «Изобретатель», «Женский журнал» и прочие издания на любой вкус. В их число вошёл и «За рубежом».
В 1936 году Советский Союз направил лучших военных специалистов и корреспондентов, среди которых оказался и Михаил Кольцов, в Испанию, где вспыхнула гражданская война. Генерал Франко при поддержке правомонархических сил страны, а также сторонников режимов Гитлера и Муссолини поднял мятеж, чтобы прекратить существование республики. Кольцов проявил себя не только как блестящий журналист и грамотный политический советник, но и как умелый организатор борьбы против фашизма. Все эти заслуги не могли остаться незамеченными: Кольцов стал прототипом одного из персонажей романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» - корреспондента Кракова, советского агента, «самого умного из всех людей». Ну а избранные заметки, очерки и репортажи Кольцова из Испании послужили основой для изданной им в 1938 году книги «Испанский дневник», тепло принятой критиками и читателями.
По возвращении на Родину в конце 1937 года Кольцов был в зените славы. Его назначили главным редактором «Правды», избрали депутатом Верховного Совета РСФСР, выдвинули членом-корреспондентом академии наук СССР. И всё это происходило, как ни странно, за считанные дни до ареста, повергшего в шок современников. 13 декабря 1938 года прямо в редакции «Правды» Михаил Кольцов был задержан по обвинению в антисоветском заговоре. После ареста за него вступились коллеги, что было для той эпохи абсолютно беспрецедентным поступком, однако и это не принесло никаких результатов. Из Кольцова «выбили» признание и приговорили к смертной казни. 2 февраля 1940 года журналиста расстреляли, книги убрали со всех полок, а его имя оставалось под запретом до самого конца сталинской эпохи. В 1954 году Кольцов оказался в числе первых лиц, реабилитированных посмертно. Почему журналист вдруг стал неугодным советской власти – версий по этому поводу существует немало, и однозначной нет до сих пор.
Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.
Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.
Экранизация пьесы Максима Горького «На дне» в постановке японского режиссёра Акиры Куросавы.
Кто и как пытался перенести творчество Максима Горького на экран.
Рубрика «"За рубежом" – на связи с миром». О Максиме Горьком, великом русском писателе, основателе и первом главном редакторе издания «За рубежом».
Рубрика «За рубежом» - на связи с миром». О Григории Войтинском, революционере, вошедшем в 1930 г. в состав первой редакции журнала.