«Новый русский потрясающей силы»

РУБРИКА «"ЗА РУБЕЖОМ" – НА СВЯЗИ С МИРОМ». О МАКСИМЕ ГОРЬКОМ, ВЕЛИКОМ РУССКОМ ПИСАТЕЛЕ, ОСНОВАТЕЛЕ ЖУРНАЛА

В новой рубрике «"За рубежом" – на связи с миром», которую издание запустило совместно с международным просветительским проектом «Современный русский» медиасети TV BRICS, партнера Евразийской медиагруппы, пойдет речь о Максиме Горьком. Великий русский писать, считавшийся родоначальником литературы соцреализма, стал основателем и первым главным редактором журнала «За рубежом». Изначальная издательская концепция Максима Горького включала в себя три журнала: «Наши достижения», «СССР на стройке» и «За рубежом». Их объединяла общая цель – показать становление государства нового типа, формирование современного общества и рождение человека новой эпохи. Каждое издание было ориентировано на свою аудиторию: «Наши достижения» адресовались широким массам рабочих и крестьян Советского Союза, «СССР на стройке» – зарубежной интеллектуальной элите, а «За рубежом» ставило перед собой задачу освещать события капиталистического мира для внутреннего читателя. За границей же Максима Горького знали как великого русского писателя, который в своих произведениях выражал чаяния простого народа. Об этом – в статье Тамары Скок.

Максима Горького у нас в стране привыкли воспринимать как пролетарского писателя, соратника Ленина и «буревестника революции». Однако зарубежные современники считали его фигуру более глубокой, разносторонней и значимой для развития мирового литературного процесса конца XIX – начала XX вв.



В биографии Горького, вышедшей в 1946 году и принадлежащей перу И. Г. Груздева, справедливо подмечено, что художественное творчество Горького уже в начале ХХ века имело, без преувеличения, всемирно-историческое значение: в 1899 г. произведения писателя переводились на немецкий, французский, английский языки; «Фома Гордеев» и «Трое» выходили во многих изданиях Европы и Америки.

Доказательством популярности Горького как продолжателя традиций русской классической литературы и одновременно трибуна своего времени можно воспринимать многочисленные отзывы зарубежных писателей и общественных деятелей.

В 1901 г. француз Шарль Луи Филипп писал: «Появился новый русский потрясающей силы – Горький». Американец Джек Лондон в том же году написал статью о «Фоме Гордееве» и назвал Горького оводом, «который жалит уснувшие человеческие совести, пробуждает их, чтобы двинуть их в битву во имя человечества». Эти высказывания предшествовали громадному успеху пьесы «На дне», которая была поставлена сначала в Берлине, а затем на ведущих сценах большинства европейских стран и имела мощный резонанс в прессе.

Когда Горького заключили в Петропавловскую крепость по делу 9 января 1905 г., со всех сторон в Россию полетели требования немедленно освободить борца за справедливость. Анатоль Франс писал: «Такой человек, как Горький, принадлежит всему миру, и весь мир должен встать на его защиту». Так и случилось.


В 1907 году Горький издал роман «Мать», его тут же напечатали в Германии. Можно сказать, что роман стал руководством к действию для пролетариев мира, а Горький был объявлен родоначальником литературы соцреализма. Приведем высказывания зарубежных авторов о романе и его создателе: «Во всем мире есть люди, впервые приобщившиеся к политике благодаря "Матери"» (Ральф Фокс); «Чтение "Матери" явилось для меня в дни юности потрясающим откровением» (Андре Виоллис); «Горький принадлежал не только своей стране. Он был любимым поэтом международного пролетариата» (Джозеф Фирман); «Максим Горький был не только основоположником пролетарского гуманизма. В истории мировой литературы он первый, кто воплотил этот гуманизм в жизнь» (Иоганнес Бехер); «Герои Горького несли в себе революцию» (Б. Шоу); «Я вижу в Максиме Горьком первого пролетарского писателя, великого поэта, смелого провозвестника революции» (Бернгард Келлерман); «Жизнь Горького и его работа имеют мировое значение» (Эрскин Колдуэлл); «Я не знаю другого современного писателя, который захватывал бы меня так сильно, как он» (Кнут Гамсун); «Горький прежде всего человек громадного душевного размаха, гигант, вызывающий преклонение и любовь. Были великие писатели, но никогда не было такого человека, который включил бы, подобно Горькому, в свои бессмертные произведения судьбы миллионов рабочих и крестьян» (Эптон Синклер); «Высочайшее художественное и политическое значение Горького для русской и мировой литературы несомненно и не нуждается ни в каких доказательствах… Будь даже "Мать" сделана менее выразительно, она не потеряла бы своего колоссального значения и влияния…» (Бертольд Брехт).

Писали о Горьком Луи Арагон, Джон Стейнбек, Анри Барбюс, Генрих Манн, Мартин Андерсен Нексе, Леонард Франк, Джон Голсуорси, Теодор Драйзер, Жорж Дюамель, Якоб Вассерман, Артур Шницлер, Сельма Лагерлеф, Грациа Деледла, Шервуд Андерсон и другие.

Признавали роль Горького в мировой литературе даже те, кто не совпадал с ним в политических взглядах, те же, кто был ему близок по идейному и творческому складу, писали о нем как о великом художнике, выразителе чаяний людей в России и во всем мире. Лион Фейхтвангер был убежден, что «в образах Максима Горького мир впервые услышал не отдельных русских людей, а голос самого русского народа, и в этом русском народе – голоса всех угнетенных и порабощенных». Заметив стремление буржуазных критиков Запада оболгать Горького, принизить его значение в современном литературном процессе, Л. Фейхтвангер встал на защиту: «Нельзя и думать вычеркнуть Максима Горького из мировой литературы. Везде находишь его следы. Творчество Горького оплодотворяет и писателей, и читателей».

Стефан Цвейг в своей речи о Горьком, произнесенной в Вене, говорил о правдивости его творчества: «К немногим подлинным чудесам современности принадлежит этот всевидящий глаз Горького, и я не знаю, что в современном искусстве может быть хоть сколько-нибудь сближено с естественностью и точностью его зрения. Ни тени мистики, ни малейшей шероховатости лжи… этот глаз видит с бесподобной верностью и превосходной ясностью… Гений горьковского глаза имеет только одно название – правда».

Череду комплиментарных высказываний можно еще долго продолжать: «Горький расширил область литературного творчества, открыл новые пути и перспективы для мировой литературы», – писал Генрих Манн. «Я считаю Максима Горького одним из самых значительных писателей, может быть даже самым значительным с нашей, социальной точки зрения. Это вытекает, по-моему, прежде всего из литературной ценности, то есть блеска и мощи его творчества», – полагал Анри Барбюс. «Кто из нас не был под влиянием этого человека, его человечности, его таланта? Он настоящий отец всего современного творчества», – отзывался о Горьком американский писатель Шервуд Андерсон. «Великий художник и страстный агитатор Максим Горький принадлежит к тем писателям, влияние которых на всю европейскую литературу в настоящее время бесспорно», – писал Якоб Вассерман. «Его произведения остаются непревзойденным шедевром», – считал Герберт Уэллс.

Литературоведы полагают, что прямыми учениками Горького можно считать и Анри Барбюса, и Луи Арагона, и Иоганнеса Бехера, и писателей-антифашистов Германии и Испании. Но если говорить о многолетнем и плодотворном сотрудничестве и взаимовлиянии, то следует в первую очередь назвать имя Ромена Роллана. О дружбе Горького и Роллана, чьи произведения не раз появлялись на страницах журнала «За рубежом», мы расскажем в одной из наших следующих публикаций.


Популярность Горького была не только в писательских кругах, он был известен всем, кого интересовали социальные перемены, т. е. широкой прогрессивной общественности. Часто статьи и обращения Горького печатали в зарубежных массовых изданиях, газетах и журналах. Например, горьковское воззвание «К рабочим всех стран», написанное в январе 1906 года, было послано для публикации центральным органам социалистических партий Западной Европы. Его опубликовали такие газеты, как французская «Юманите», «Пепль» (Брюссель), «Аванти» (Рим), «Берлинер тагеблат». В Англии воззвание было опубликовано в виде письма к Генри Гайндману, тогдашнему руководителю британской социалистической партии. В России воззвание распространялось нелегально. Вот его фрагмент, в котором ярко выражен романтический пафос борца за мировую справедливость: «Товарищи! Борьба против гнусного притеснения несчастных есть борьба за освобождение мира, жаждущего избавления от целой сети грубых противоречий, о которые разбивается [всё человечество], полное чувства горечи и бессилия… Ваше оружие, ваш острый меч – правда, оружие же врагов ваших – ложь. Они, ослеплённые золотом, преклоняются пред его могуществом и не видят великих идеалов единения всего человечества в одной большой семье свободных тружеников. Этот идеал сверкает, как звезда, и поднимается всё выше и ярче светит во мраке бури. Видя могучее движение масс к свободе и свету, они, дрожа от ужаса, тщетно утешают себя надеждой победить справедливость и прибегают к последнему средству, к клевете, представляя пролетариат толпой голодных зверей, способных только безжалостно разрушать всё встречающееся им на пути… Русский пролетариат подвигается вперёд к решительной победе, потому что это единственный класс, морально сильный, сознательный и верящий в своё будущее в России. Я говорю правду, и эта правда будет подтверждена честным и беспристрастным историком. Да здравствует пролетариат, смело стремящийся к обновлению мира!.. Да здравствует человечество, соединённое великими идеалами равенства и свободы!»

Статья «К итальянцам» была написана М. Горьким на Капри в декабре 1906 года в ответ на многочисленные приветствия представителей итальянского народа и очень скоро вышла в журнале «Красное знамя» (Париж, 1906, номер 6, декабрь). В статье Горький проводил параллели между народами России и Италии, говорил о единстве их взглядов и чаяний: «Сын моей родины, я, лично, глубоко счастлив видеть ваш бескорыстный, ваш горячий интерес к жизни моей матери. Вы заставляете меня переживать минуты радостных волнений, вы ещё более укрепляете крепкую веру мою в возможность братства всех со всеми. Я соберу все ваши пожелания победы русскому народу и пошлю их ему. В каждой стране есть капиталисты и чиновники, они уже позаботятся, чтобы дурного было всегда достаточно! А мы будем любить хорошее, мы будем бороться за свободу его роста!»

В этой же статье Горький поблагодарил итальянцев за их активную позицию, в частности за то, что они воспрепятствовали въезду в их страну русского императора: «Тот факт, что вы, граждане, не позволили запятнать землю вашу приёмом Николая Романова – царя крови и ужаса, царя насилия и цинизма, – этот факт навеки останется в истории вашей прекрасной страны доказательством высоко развитого в ней чувства нравственной брезгливости, а это чувство доступно только людям, для которых понятие свободы неотделимо от понятия духовной красоты». Эти слова Горького стали откликом на протестные выступления итальянских рабочих в 1903 году против предполагавшегося приезда в Италию Николая II. Рабочие страны заявили тогда, что встретят русского царя всеобщей забастовкой, и тот был вынужден отказаться от посещения Италии.

Для рабочего движения за рубежом фигура М. Горького была прочно связана с идеями свободного труда, созидания нового человека и государства. Не случайно, когда в июне 1931 года Советский Союз принимал делегации промышленных рабочих из Италии, Германии и других стран, именно Горький горячо приветствовал их в статье «К иностранным рабочим».


Писатель смело обращался к иностранной аудитории, чувствуя поддержку свободолюбивых трудящихся из разных стран. В числе его многочисленных посланий, приветствий и статей значатся обращения «Амстердамскому антивоенному конгрессу», «Антивоенному женскому конгрессу в Париже», «Антифашистскому конгрессу в Чикаго», «Воззвание к французским рабочим», «Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств»… В «Обращении к конгрессу защиты культуры», состоявшемуся в Париже в июне 1935 года, Горький писал о необходимости непримиримой борьбы людей искусства и науки с врагами культуры: «По инициативе литераторов Франции честные литераторы мира выступают против фашизма и всех мерзостей его. Прекрасное намерение, вполне естественное для "мастеров культуры", и следует уверенно ожидать, что мастера наук последуют примеру людей искусства. А затем нужно помнить: история с предельной ясностью показала нам, что логика гуманизма не доступна пониманию двуногих волков и кабанов…» Как показала история, Горький был прав: именно с разрушения культуры начинается варварство и крушение морали, а потому сопротивление этим деструктивным процессам совершенно необходимо, ибо становится условием выживания человечества и сохранения цивилизации.
Иллюстрация: использованы изображения Карл Булла, Горький в Италии 
29.01.2025
Важное

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00

Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.  

07.02.2025 09:00:00
Другие «За рубежом» - 95 лет

Экранизация пьесы Максима Горького «На дне» в постановке японского режиссёра Акиры Куросавы.

Рубрика «"За рубежом" - на связи с миром». О Михаиле Кольцове, блестящем журналисте-новаторе, возглавившем журнал в 1932 году.

Кто и как пытался перенести творчество Максима Горького на экран.

Рубрика «За рубежом» - на связи с миром». О Григории Войтинском, революционере, вошедшем в 1930 г. в состав первой редакции журнала.