РУБРИКА «"ЗА РУБЕЖОМ" – НА СВЯЗИ С МИРОМ». О МАКСИМЕ ГОРЬКОМ, ВЕЛИКОМ РУССКОМ ПИСАТЕЛЕ, ОСНОВАТЕЛЕ ЖУРНАЛА
В новой рубрике «"За рубежом" – на связи с миром», которую издание запустило совместно с международным просветительским проектом «Современный русский» медиасети TV BRICS, партнера Евразийской медиагруппы, пойдет речь о Максиме Горьком. Великий русский писать, считавшийся родоначальником литературы соцреализма, стал основателем и первым главным редактором журнала «За рубежом». Изначальная издательская концепция Максима Горького включала в себя три журнала: «Наши достижения», «СССР на стройке» и «За рубежом». Их объединяла общая цель – показать становление государства нового типа, формирование современного общества и рождение человека новой эпохи. Каждое издание было ориентировано на свою аудиторию: «Наши достижения» адресовались широким массам рабочих и крестьян Советского Союза, «СССР на стройке» – зарубежной интеллектуальной элите, а «За рубежом» ставило перед собой задачу освещать события капиталистического мира для внутреннего читателя. За границей же Максима Горького знали как великого русского писателя, который в своих произведениях выражал чаяния простого народа. Об этом – в статье Тамары Скок.
Максима Горького у нас в стране привыкли воспринимать как пролетарского писателя, соратника
Ленина и «буревестника революции». Однако зарубежные современники считали его фигуру более глубокой, разносторонней и значимой для развития мирового литературного процесса конца XIX – начала XX вв.
В биографии
Горького, вышедшей в 1946 году и принадлежащей перу
И.
Г.
Груздева, справедливо подмечено, что художественное творчество
Горького уже в начале ХХ века имело, без преувеличения, всемирно-историческое значение: в 1899 г. произведения писателя переводились на немецкий, французский, английский языки; «
Фома Гордеев» и «
Трое» выходили во многих изданиях
Европы и
Америки.
Доказательством популярности
Горького как продолжателя традиций русской классической литературы и одновременно трибуна своего времени можно воспринимать многочисленные отзывы зарубежных писателей и общественных деятелей.
В 1901 г. француз
Шарль Луи Филипп писал:
«Появился новый русский потрясающей силы – Горький». Американец
Джек Лондон в том же году написал статью о «
Фоме Гордееве» и назвал
Горького оводом,
«который жалит уснувшие человеческие совести, пробуждает их, чтобы двинуть их в битву во имя человечества». Эти высказывания предшествовали громадному успеху пьесы
«На дне», которая была поставлена сначала в
Берлине, а затем на ведущих сценах большинства европейских стран и имела мощный резонанс в прессе.
Когда Горького заключили в Петропавловскую крепость по делу 9 января 1905 г., со всех сторон в Россию полетели требования немедленно освободить борца за справедливость. Анатоль Франс писал: «Такой человек, как Горький, принадлежит всему миру, и весь мир должен встать на его защиту». Так и случилось.
В 1907 году Горький издал роман «Мать», его тут же напечатали в Германии. Можно сказать, что роман стал руководством к действию для пролетариев мира, а Горький был объявлен родоначальником литературы соцреализма. Приведем высказывания зарубежных авторов о романе и его создателе: «Во всем мире есть люди, впервые приобщившиеся к политике благодаря "Матери"» (Ральф Фокс); «Чтение "Матери" явилось для меня в дни юности потрясающим откровением» (Андре Виоллис); «Горький принадлежал не только своей стране. Он был любимым поэтом международного пролетариата» (Джозеф Фирман); «Максим Горький был не только основоположником пролетарского гуманизма. В истории мировой литературы он первый, кто воплотил этот гуманизм в жизнь» (Иоганнес Бехер); «Герои Горького несли в себе революцию» (Б. Шоу); «Я вижу в Максиме Горьком первого пролетарского писателя, великого поэта, смелого провозвестника революции» (Бернгард Келлерман); «Жизнь Горького и его работа имеют мировое значение» (Эрскин Колдуэлл); «Я не знаю другого современного писателя, который захватывал бы меня так сильно, как он» (Кнут Гамсун); «Горький прежде всего человек громадного душевного размаха, гигант, вызывающий преклонение и любовь. Были великие писатели, но никогда не было такого человека, который включил бы, подобно Горькому, в свои бессмертные произведения судьбы миллионов рабочих и крестьян» (Эптон Синклер); «Высочайшее художественное и политическое значение Горького для русской и мировой литературы несомненно и не нуждается ни в каких доказательствах… Будь даже "Мать" сделана менее выразительно, она не потеряла бы своего колоссального значения и влияния…» (Бертольд Брехт).
Писали о
Горьком Луи Арагон,
Джон Стейнбек, Анри Барбюс, Генрих Манн, Мартин Андерсен Нексе, Леонард Франк, Джон Голсуорси, Теодор Драйзер, Жорж Дюамель, Якоб Вассерман, Артур Шницлер, Сельма Лагерлеф, Грациа Деледла, Шервуд Андерсон и другие.
Признавали роль
Горького в мировой литературе даже те, кто не совпадал с ним в политических взглядах, те же, кто был ему близок по идейному и творческому складу, писали о нем как о великом художнике, выразителе чаяний людей в
России и во всем мире.
Лион Фейхтвангер был убежден, что
«в образах Максима Горького мир впервые услышал не отдельных русских людей, а голос самого русского народа, и в этом русском народе – голоса всех угнетенных и порабощенных». Заметив стремление буржуазных критиков
Запада оболгать
Горького, принизить его значение в современном литературном процессе,
Л.
Фейхтвангер встал на защиту:
«Нельзя и думать вычеркнуть Максима Горького из мировой литературы. Везде находишь его следы. Творчество Горького оплодотворяет и писателей, и читателей».
Стефан Цвейг в своей речи о
Горьком, произнесенной в
Вене, говорил о правдивости его творчества:
«К немногим подлинным чудесам современности принадлежит этот всевидящий глаз Горького, и я не знаю, что в современном искусстве может быть хоть сколько-нибудь сближено с естественностью и точностью его зрения. Ни тени мистики, ни малейшей шероховатости лжи… этот глаз видит с бесподобной верностью и превосходной ясностью… Гений горьковского глаза имеет только одно название – правда».
Череду комплиментарных высказываний можно еще долго продолжать:
«Горький расширил область литературного творчества, открыл новые пути и перспективы для мировой литературы», – писал
Генрих Манн.
«Я считаю Максима Горького одним из самых значительных писателей, может быть даже самым значительным с нашей, социальной точки зрения. Это вытекает, по-моему, прежде всего из литературной ценности, то есть блеска и мощи его творчества», – полагал
Анри Барбюс.
«Кто из нас не был под влиянием этого человека, его человечности, его таланта? Он настоящий отец всего современного творчества», – отзывался о
Горьком американский писатель
Шервуд Андерсон.
«Великий художник и страстный агитатор Максим Горький принадлежит к тем писателям, влияние которых на всю европейскую литературу в настоящее время бесспорно», – писал
Якоб Вассерман.
«Его произведения остаются непревзойденным шедевром», – считал
Герберт Уэллс.
Литературоведы полагают, что прямыми учениками Горького можно считать и Анри Барбюса, и Луи Арагона, и Иоганнеса Бехера, и писателей-антифашистов Германии и Испании. Но если говорить о многолетнем и плодотворном сотрудничестве и взаимовлиянии, то следует в первую очередь назвать имя Ромена Роллана. О дружбе Горького и Роллана, чьи произведения не раз появлялись на страницах журнала «За рубежом», мы расскажем в одной из наших следующих публикаций.
Популярность
Горького была не только в писательских кругах, он был известен всем, кого интересовали социальные перемены, т. е. широкой прогрессивной общественности. Часто статьи и обращения
Горького печатали в зарубежных массовых изданиях, газетах и журналах. Например, горьковское воззвание
«К рабочим всех стран», написанное в январе 1906 года, было послано для публикации центральным органам социалистических партий
Западной Европы. Его опубликовали такие газеты, как французская «
Юманите», «
Пепль» (Брюссель), «
Аванти» (Рим), «
Берлинер тагеблат». В
Англии воззвание было опубликовано в виде письма к
Генри Гайндману, тогдашнему руководителю британской социалистической партии. В
России воззвание распространялось нелегально. Вот его фрагмент, в котором ярко выражен романтический пафос борца за мировую справедливость:
«Товарищи! Борьба против гнусного притеснения несчастных есть борьба за освобождение мира, жаждущего избавления от целой сети грубых противоречий, о которые разбивается [всё человечество], полное чувства горечи и бессилия… Ваше оружие, ваш острый меч – правда, оружие же врагов ваших – ложь. Они, ослеплённые золотом, преклоняются пред его могуществом и не видят великих идеалов единения всего человечества в одной большой семье свободных тружеников. Этот идеал сверкает, как звезда, и поднимается всё выше и ярче светит во мраке бури. Видя могучее движение масс к свободе и свету, они, дрожа от ужаса, тщетно утешают себя надеждой победить справедливость и прибегают к последнему средству, к клевете, представляя пролетариат толпой голодных зверей, способных только безжалостно разрушать всё встречающееся им на пути… Русский пролетариат подвигается вперёд к решительной победе, потому что это единственный класс, морально сильный, сознательный и верящий в своё будущее в России. Я говорю правду, и эта правда будет подтверждена честным и беспристрастным историком. Да здравствует пролетариат, смело стремящийся к обновлению мира!.. Да здравствует человечество, соединённое великими идеалами равенства и свободы!»
Статья «
К итальянцам» была написана М. Горьким на
Капри в декабре 1906 года в ответ на многочисленные приветствия представителей итальянского народа и очень скоро вышла в журнале «
Красное знамя» (Париж, 1906, номер 6, декабрь). В статье
Горький проводил параллели между народами
России и
Италии, говорил о единстве их взглядов и чаяний:
«Сын моей родины, я, лично, глубоко счастлив видеть ваш бескорыстный, ваш горячий интерес к жизни моей матери. Вы заставляете меня переживать минуты радостных волнений, вы ещё более укрепляете крепкую веру мою в возможность братства всех со всеми. Я соберу все ваши пожелания победы русскому народу и пошлю их ему. В каждой стране есть капиталисты и чиновники, они уже позаботятся, чтобы дурного было всегда достаточно! А мы будем любить хорошее, мы будем бороться за свободу его роста!»
В этой же статье
Горький поблагодарил итальянцев за их активную позицию, в частности за то, что они воспрепятствовали въезду в их страну русского императора:
«Тот факт, что вы, граждане, не позволили запятнать землю вашу приёмом Николая Романова – царя крови и ужаса, царя насилия и цинизма, – этот факт навеки останется в истории вашей прекрасной страны доказательством высоко развитого в ней чувства нравственной брезгливости, а это чувство доступно только людям, для которых понятие свободы неотделимо от понятия духовной красоты». Эти слова
Горького стали откликом на протестные выступления итальянских рабочих в 1903 году против предполагавшегося приезда в
Италию Николая II. Рабочие страны заявили тогда, что встретят русского царя всеобщей забастовкой, и тот был вынужден отказаться от посещения
Италии.
Для рабочего движения за рубежом фигура М. Горького была прочно связана с идеями свободного труда, созидания нового человека и государства. Не случайно, когда в июне 1931 года Советский Союз принимал делегации промышленных рабочих из Италии, Германии и других стран, именно Горький горячо приветствовал их в статье «К иностранным рабочим».
Писатель смело обращался к иностранной аудитории, чувствуя поддержку свободолюбивых трудящихся из разных стран. В числе его многочисленных посланий, приветствий и статей значатся обращения «
Амстердамскому антивоенному конгрессу»,
«Антивоенному женскому конгрессу в Париже», «Антифашистскому конгрессу в Чикаго», «Воззвание к французским рабочим», «Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств»… В
«Обращении к конгрессу защиты культуры», состоявшемуся в
Париже в июне 1935 года,
Горький писал о необходимости непримиримой борьбы людей искусства и науки с врагами культуры:
«По инициативе литераторов Франции честные литераторы мира выступают против фашизма и всех мерзостей его. Прекрасное намерение, вполне естественное для "мастеров культуры", и следует уверенно ожидать, что мастера наук последуют примеру людей искусства. А затем нужно помнить: история с предельной ясностью показала нам, что логика гуманизма не доступна пониманию двуногих волков и кабанов…» Как показала история,
Горький был прав: именно с разрушения культуры начинается варварство и крушение морали, а потому сопротивление этим деструктивным процессам совершенно необходимо, ибо становится условием выживания человечества и сохранения цивилизации.
Иллюстрация: использованы изображения Карл Булла, Горький в Италии